Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗЕВС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи (См. Рея). Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения — титанов, З. уступил власть над морем и подземным царством своим братьям — Посейдону и Аиду. Себе З. оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (З.-«Громовержец», З.-«Тучегонитель»). З. почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Постоянным местопребыванием З. считался Олимп (З.-«Олимпиец»). Атрибутами З. были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях З. изображался с богиней победы Нике (римское — Виктория) в руке. З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и др. От З. вели своё происхождение многие знатные роды. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь З. Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифа о З. содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и др. античных произведениях.
         В древнеримской мифологии З. соответствовал Юпитер.
         Лит.: Cook А. В., Zeus, A study in ancient religion, v. 1—3, Camb., 1914—40.
         М. Н. Ботвинник.
        «Зевс Отриколи». Римская копия с греческого оригинала 4 в. до н. э. Музей Пио-Клементино. Ватикан.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЗЕВС, Дий — в греч. миф. верхов. божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греч. божество; его имя чисто индоевроп. происхожд. и означает «светлое небо». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. — Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец З., боясь быть низложен. своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожд. Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родивш. З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согл. др. варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохран. древнейшие фетишист. символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магич. орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушит. и созидат. сила. Изображ. этого двойн. топора встреч. на ритуал. вещах между рогами быка, к-рый на Крите также явл. зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Гл. местопребыв. З. Лабриса, или З. Лабрандского, счит. лабиринт; чудовищный миксантропич. Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. В Дельфах почитался архаич. фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглочен. Кроном, или камень, как пуп младенца З. Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение З. громы и молнии. Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и др. титанами. В титаномахии, продолжавш. десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежден. титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата: З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господствов. на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским). Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но З. побеждает это дикое терратоморфное существо огнен. молниями. По одному из вариантов З. забросил Тифона в Тартар, по др. — навалил на него Этну. Но борьба с хтонич. чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — З.). Т.н. орфич. теогония считала древнейш. владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевид. существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана. Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайш. родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, к-рые устрашают заговорщиков. З. Олимпий-ский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обижен. и покровитель молящих, ему повинуются др. боги. Благодетел. функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель города», «спаситель», «основатель», «Оградитель», Полией — «городской», Полиух — «владетель госуд.». З. Филий — «отчий», «отец», «отеческий». Он следит за соблюдением клятв. З. — помощник воинов и сам стратег, полководец, «воин-ский», «носитель победы». Известен З. Булей — покровитель нар. собрания, скипетродержец, царь, «владыка владык», «совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», к-рому в Афинах был учрежден спец. культ. З. Олимпийский — отец мн. героев, проводящих его божеств. волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Атрибуты З. — эгида, скиптер, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисл., поскольку ряд его функций был возложен на др. богов — исполнителей воли З., находивш. в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и иск-ва. В честь З. Олимпийского устраивались панэллин. Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимн. согласия греч. полисов. З. соотв. рим. Юпитер.
Орфографический словарь Лопатина
Зевс, Зевс, -а
Толковый словарь Ефремовой
м.
Верховный бог, громовержец (в древнегреческой мифологии).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии – верховный бог, отец богов и людей; см. тж ЗЕВЕС) Угрюмо восседает филин С лицом кота. С набитым филином в соседстве Спит Зевс, тот непонятный дед, Которым нас пугали в детстве, Что – людоед. Цв914 (III,12.2); Скорей, Зевс, гром!!! Пепели, пепели! <...> РП Куз917 (207)
Литературная энциклопедия
верховный бог греков, по имени тождественный с древнеиндийским и италийским богами неба [формула Zeus pater (отец З.) соответствует древнеинд. Dyaus pitar и лат. Deus pater — позднее Jupiter]. Божество покрытого облаками неба, З. первоначально мыслился восседающим на вершинах гор (в частности высочайшей горы Греции — Олимпа), откуда он и ниспосылал дожди и грозы; молния — оружие З., орел — его вестник. Культ З. был занесен в Грецию вторгшимися в нее с севера завоевателями и в силу этого приобрел первенствующее значение, вытесняя одни культы и устанавливая многообразные связи с другими, гл. обр. с культами божеств земли. Эти процессы оформились в миф о том, как З. сменил своего отца Кроноса, проглатывавшего рождавшихся у него детей из боязни потерять власть; спасенный матерью, Реей, при помощи хитрости, он отнял власть у Кроноса и освободил своих братьев и сестер, томившихся в желудке отца; другие мифы рассказывали о борьбе, к-рую З. должен был вести против древних божеств — титанов и детей Земли — гигантов; многие богини были поставлены в родственную связь с З. в виде его жен (Гера, Лето и др.), детей и т. д. Сопровождая завоевателей, с к-рыми
328 связано образование эллинских государств исторической эпохи, З. был главным божеством раннего греческого феодализма, блюстителем социальных установлений, права и нравственности. Все элементы греческой общественности, ее учреждения и идеологические основы находились под непосредственным покровительством З.; он охранял политическую самостоятельность государств и способствовал победам на войне. Аристократические роды возводили к З. свое происхождение, что породило многочисленные мифы о сочетаниях З. с смертными женщинами, и идеологи раннего феодализма, творцы эпических песен, распространяли эти мифы, равно как и самую религию З., по всем областям Греции. В эпической поэзии выработалось ставшее каноническим для всей позднейшей лит-ры представление об олимпийских богах, которыми правит могучий З. — «отец людей и богов»; так, у Гомера З. управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных, в силу своего большего могущества, наподобие царей эпохи феодализма; как и земные цари, он подвержен многочисленным слабостям и страстям, и воля З. не всегда совпадает с путями Рока. Начало распада феодализма и обострение классовой борьбы, потребовавшее обновления аристократической идеологии [религия «сына» З. — Аполлона (см.)], выдвинуло на первый план этические стороны З. как блюстителя попираемой «справедливости» в смысле примирения классовых противоречий [особенно ярко в поэзии беотийского крестьянина Гезиода (см.)], укрепляя тем самым веру во всемогущество З. (лирика эпох социальных переворотов VII—VI веков — Архилох, Алкей, Солон). В руководимой крупными собственниками консервативной афинской демократии первой половины V в. идеологическое обновление религии З. стремится итти в уровень с рационалистической критикой мифов и многобожия, исходящей из торговых городов Ионии, и с мистическими устремлениями религии Диониса (см.): вокруг З. концентрируются монотеистические представления. У Эсхила (см.) З. присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он — источник власти всех прочих богов. Противоречие между концепцией этического монотеизма и земной несправедливостью, равно как и древними мифами о З., Эсхил пытается разрешить в трагедиях о Прометее (см.): в «Прикованном Прометее» дается жестокая критика деспотического правления З. («Зевс-тиран»), но в (недошедшем) «Освобожденном Прометее» конфликт разрешался повидимому в духе эсхиловского принципа «познания страданием»: Прометей примирялся с З. Трилогия «Орестейя» также заканчивается торжеством этических принципов религии Зевса. Аналогичные тенденции наблюдаются у Пиндара и Софокла и находят воплощение в статуе З. в Олимпии работы Фидия [ок. 448]. С окончательным разложением древнегреческой
329 общественности в IV веке религия Зевса теряет идеологическое значение. В эллинистических монархиях вводится культ царей, и в философской утопии Эвгемера Зевс изображается одним из обожествленных царей седой древности, а Каллимах пишет гимн З., придавая ему облик Птоломея II. Зевс начинает играть роль комической фигуры — героя бесчисленных любовных похождений, совершаемых тайно от ревнивой жены, бессильного владыки мира (Лукиан). Лишь стоики пытаются использовать имя З. для идеи божественного мирового закона, и из этой концепции исходит Вергилий (см.) в своем образе Юпитера. Стоический образ З., преломившись в философии неоплатоников, повлиял на христианскую концепцию божества (между образами З. и Христа наблюдается и иконографическая преемственность), и Данте руководился правильным чутьем, называя Христа «распятым Юпитером» (Giove crocifissa). В лит-ре нового времени З. (Юпитер) используется чаще всего в комическом плане (многочисленные «перелицовки» Вергилия, «Война богов» Парни, шутливая поэзия XVIII—XIX веков и т. п.); в трактовках мифа о Прометее (Гёте, Байрон, Шелли) Зевс неизменно противополагается Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе. Библиография: Diels, Zeus, «Archiv f. Religionswissenschaft», B. XXII; Wilamowitz, Zeus, Bibliothek Warburg, Vortrage, 1923—1924. И. Троцкий
Теософский словарь
    (Греч.) "Отец богов". Зевс-Зен есть Эфир, поэтому некоторые латинские расы называли Юпитера
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗЕВС


будет выглядеть так: Что такое ЗЕВС