Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗЕРКАЛО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        тело, обладающее полированной поверхностью и способное образовывать оптические изображения предметов (в т. ч. источников света), отражая световые лучи. Первые сведения о применении металлических З. (из бронзы или серебра) в быту относятся к 3-му тыс. до н. э. В бронзовом веке З. были известны преимущественно в странах Древнего Востока, в железном веке получили более широкое распространение. Лицевая сторона металлических З. была гладко отполирована, обратная — покрыта гравированными либо рельефными узорами или изображениями; форма обычно круглая, с ручкой (у древних греков часто в виде скульптурной фигуры). Стеклянные З. (с оловянной или свинцовой подкладкой) появились у римлян в 1 в. н. э.; в начале средних веков они исчезли и снова появились только в 13 в. В 16 в. была изобретена подводка стеклянных З. оловянной амальгамой (См. Амальгама). С 17 в. многообразие форм и типов З. (от карманных до огромных трюмо) возрастает; обрамления З. становятся более нарядными. Часто З. служат отделкой стен и каминов в дворцовых интерьерах эпохи Барокко и Классицизма. В 20 в. с развитием тенденций Функционализма в архитектуре З. почти утрачивают декоративную роль и обычно оформляются в соответствии с их бытовым назначением (в простой металлической рамке либо вовсе без обрамления).
         Оптические свойства З. Качество З. тем выше, чем ближе форма его поверхности к математически правильной. Максимально допустимая величина микронеровностей поверхности определяется назначением З.: для астрономических и некоторых лазерных З. она не должна превышать 0,1 наименьшей длины волны min падающего на З. излучения, а для прожекторных или конденсорных З. может доходить до 10 min.
         Положение изображения оптического (См. Изображение оптическое), даваемого З., может быть определено по законам геометрической оптики; оно зависит от формы поверхности З. и положения изображаемого предмета.
         Плоское З. — единственная оптическая система, которая даёт полностью безаберрационное изображение (всегда мнимое) при любых падающих на него пучках света (см. Аберрации оптических систем). Это свойство плоских З. обусловило их широкое использование со всевозможными конструктивными целями (поворот светового пучка, автоколлимация, переворачивание изображений и т.д.); такие З. входят в состав точнейших измерительных приборов (например, Интерферометров).
         В оптических системах применяют также вогнутые и выпуклые З. Их отражающие поверхности делают сферическими, параболоидальными, эллипсоидальными, тороидальными; применяют и З. с поверхностями более сложных форм. Вогнутые З. чаще всего (но не всегда) концентрируют энергию пучка света, собирая его, выпуклые — рассеивают. Неплоские З. обладают всеми присущими оптическим системам аберрациями, кроме хроматических. Положение изображения предмета, создаваемого З. с поверхностью, обладающей осью симметрии, связано с радиусом кривизны r З. в его вершине О (рис. 1) соотношением:
         0183391027.tif
        где s — расстояние от вершины О до предмета А, s' — расстояние до изображения А'. Эта формула строго справедлива лишь в предельном случае бесконечно малых углов, образуемых лучами света с осью З.; однако она является хорошим приближением и при конечных, но достаточно малых углах. Если предмет
         находится на расстоянии, которое можно считать бесконечно большим, s' равно фокусному расстоянию З.:
         0136404735.tif
         Свойства отражающих поверхностей. З. должно иметь высокий Отражения коэффициент. Большими коэффициентами отражения обладают гладкие металлические поверхности: алюминиевые — в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном диапазонах, серебряные — в видимом и инфракрасном, золотые — в инфракрасном. Отражение от любого металла сильно зависит от длины волны света : с её увеличением коэффициента отражения R возрастает для некоторых металлов до 99% и более (рис. 2).
         Коэффициент отражения у диэлектриков значительно меньше, чем у металлов (для стекла с показателем преломления n = 1,5 всего 4%). Однако, используя интерференцию света (См. Интерференция света) в многослойных комбинациях прозрачных диэлектриков, можно получить (в относительно узкой области спектра) отражающие поверхности с коэффициентом отражения более 99% не только в видимом диапазоне, но и в ультрафиолетовом, что невозможно с металлическими поверхностями. Диэлектрические З. состоят из большого (13—17) числа слоев двух диэлектриков попеременно с высоким и низким n. Толщина каждого слоя такова, что оптическая длина пути света в нём составляет 1/4 длины волны. Нечётные слои делаются из материала с высоким n (например, сульфиды цинка, сурьмы, окислы титана, циркония, гафния, тория), а чётные — из материала с низким n (фториды магния, стронция, двуокись кремния). Коэффициент отражения диэлектрического З. зависит не только от длины волны, но и от угла падения излучения.
         Производство З. В древности в качестве З. использовали полированные металлические пластины. С развитием стеклоделия металлические З. уступили место стеклянным, отражательной поверхностью которых являлись тонкие слои металлов, нанесённых на стекло. Первоначально небольшие З. неправильной формы получали, наливая в стеклянный сферический сосуд расплавленный металл, который, застывая, образовывал отражающий слой (после охлаждения сосуд разрезали). Первые стеклянные З. значительных размеров изготовляли нанесением на стекло ртутно-оловянной амальгамы. Впоследствии этот вредный для здоровья работающих способ был заменен химическим серебрением, основанным на способности некоторых соединений, содержащих альдегидную группу, восстанавливать из растворов солей серебро в виде металлическом плёнки. Наиболее распространённый технологический процесс производства З. серебрением состоит из следующих основных операций: удаления с поверхности стекла загрязнений и продуктов коррозии, нанесения центров осаждения серебра, собственно серебрения и нанесения защитных покрытий на отражающий слой. Обычно толщина серебряной плёнки колеблется от 0,15 до 0,3 мкм. Для электрохимической защиты отражающего слоя его покрывают медной плёнкой, соизмеримой по толщине с серебряной. На медную плёнку наносят лакокрасочные материалы — поливинилбутиральные, нитроэпоксидные, эпоксидные эмали, предупреждающие механические повреждения защитного слоя. З. технического назначения изготовляют с отражающими плёнками из золота, палладия, платины, свинца, хрома, никеля и др.
         З. изготовляют также способами металлизации стекла катодным распылением и испарением в вакууме. Особенное распространение получает термическое испарение алюминия в вакууме при давлении 6,7·10-2—1,3·10-3 н/м2 (5·10-4—10-5 мм рт. ст.). Испарение алюминия осуществляется со жгутов из вольфрамовой проволоки либо из жаропрочного тигля. Подготовка поверхности стекла к алюминированию выполняется ещё более тщательно, чем перед химическим серебрением, и включает обезвоживание и обработку электрическим разрядом при значении вакуума 13,3 н/м2 (10-1 мм рт. ст.). Толщина алюминиевой плёнки для получения З. с максимальной отражательной способностью должна составлять не менее 0,12 мкм. Благодаря повышенной химической стойкости алюминированные З. иногда используются как поверхности наружного отражения, которые защищаются оптически прозрачными слоями Al2O3, SiO2, MgF2, ZnS и др. Обычно же слой алюминия покрывается непрозрачными лакокрасочными материалами, такими же, как и при серебрении. Некоторая неравномерность по спектру и ухудшение отражательной способности алюминированных З. по сравнению с посеребрёнными оправданы значительной экономией серебра при массовом производстве З.
         Способами катодного распыления и термического испарения могут быть получены З. с плёнками большинства металлов, а также диэлектриков. Об изготовлении высокоточных оптических З. больших размеров см. в ст. Рефлектор.
         Применение З. в науке, технике и медицине. Свойство вогнутых З. фокусировать параллельный их оси пучок света используется в телескопах-рефлекторах. На обратном явлении — преобразовании в З. пучка света от источника, находящегося в фокусе, в параллельный пучок — основано действие Прожектора. З., применяемые в сочетании с Линзами, образуют обширную группу зеркально-линзовых систем (См. Зеркально-линзовые системы). В лазерах З. применяют в качестве элементов оптических резонаторов (См. Оптический резонатор). Отсутствие хроматических аберраций обусловило использование З. в Монохроматорах (особенно инфракрасного излучения) и многих др. приборах.
         Помимо измерительных и оптических приборов, З. применяют и в др. областях техники, например в Гелиоконцентраторах, гелиоустановках и установках для зонной плавки (действие этих устройств основано на свойстве вогнутых З. концентрировать в небольшом объёме энергию излучения). В медицине из З. наиболее распространён лобный рефлектор — вогнутое З. с отверстием посередине, предназначенное для направления узкого пучка света внутрь глаза, уха, носа, глотки и гортани. З. многообразных конструкций и форм применяют также для исследований в стоматологии, хирургии, гинекологии и т.д.
         Лит.: Слюсарев Г. Г., Методы расчёта оптических систем, М. — Л., 1937; Зоннефельд А., Вогнутые зеркала, пер. с нем., М. — Л., 1935; Максутов Д. Д., Астрономическая оптика, М. — Л., 1946; Винокуров В. М., Химические методы серебрения зеркал, М., 1950; Тудоровский А. И., Теория оптических приборов, ч. 2, М. — Л., 1952; Розенберг Г. В., Оптика тонкослойных покрытий, М., 1958; Данилин Б. С., Вакуумное нанесение тонких пленок, М., 1967; Глюк И., И все это делают зеркала, пер. с англ., М., 1970.
         И. И. Борисова, В. Н. Рождественский.
        Ф. О. Шехтель. Камин с зеркалом в особняке Дерожинской в Москве. 1902.
        А. Н. Воронихин. Камин с зеркалом в Строгановском дворце в Ленинграде. Конец 18 в.
        Фарфоровый камин с зеркалом. Вена. Около 1740. Австрийский музей прикладного искусства. Вена.
        Туалет-комодик. Стекло, дерево, резьба по кости. Холмогоры. Конец 18 в. Эрмитаж. Ленинград.
        Туалетное зеркало. Стекло, сталь с полировкой и золочением. Тула. Конец 18 в. Павловский парк и дворец-музей художественного убранства русских дворцов 18—19 вв.
        Королевская дорожная шкатулка. Стекло, дерево, кожа, бархат, серебро с золочением. Аугсбург. 1755—57. Музей земли Вюртемберг. Штутгарт.
         0290737949.tif
        Настенное зеркало. Стекло, резьба по дереву, золочение. Россия. Середина 18 в. Исторический музей. Москва.
        Зеркало Марии Медичи. Стекло, золото, камеи, самоцветы. Венеция. Ок. 1600. Лувр. Париж.
        Тыльная сторона скифского зеркала из Келермесского кургана. Серебро с золочением. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
        Зеркало из Коринфа. Бронза. 6 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
        Тыльная сторона зеркала эпохи Фатимидов. Бронза. 11—12 вв. Музей Бенаки. Афины.
        Тыльная сторона японского () зеркала. Бронза, черный лак, золото, серебро. 8 в. Резиденция Шосоин. Нара.
        Тыльная сторона этрусского зеркала. Бронза. 5 в. до н. э. Британский музей. Лондон.
         0222460132.tif
        Рис. 1 к ст. Зеркало.
         0221592500.tif
        Рис. 2. Спектральные коэффициенты отражения металлических плёнок.
Современная Энциклопедия
ЗЕРКАЛО, стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, отполированной так, что ее неровности не превышают долей длины электромагнитной волны. Обычно зеркала бывают плоские, но есть и специальные зеркала со сферической или параболоидальной поверхностью. Зеркала используются в быту, медицине, астрономических и физических приборах. Обычные бытовые зеркала изготовляют из стекла; на одну из поверхностей наносят металлизирующие покрытие из алюминия, серебра или диэлектрические покрытия, которые затем защищают слоем лака, краски, пластмассы, дерева.
Медицинская энциклопедия
(speculum)
в медицине — общее название ряда инструментов, предназначенных для расширения полостных ран и естественных каналов или для осмотра поверхностей, скрытых от непосредственного наблюдения; представляют собой прямые или изогнутые пластины с отполированными поверхностями или стеклянные зеркала в соответствующей оправе.
зеркало влагалищное — З. в виде металлического желоба или двух соединенных шарниром желобов, применяемое при гинекологическом исследовании, оперативных вмешательствах и лечебных процедурах для обнажения слизистой оболочки влагалища, шейки и наружного зева матки.
зеркало гортанное — стеклянное З. в круглой оправе диаметром 16—25 мм, укрепленное под углом на металлическом стержне, предназначенное для осмотра гортани.
зеркало Дуайена — см. <<Дуайена зеркало>>.
зеркало Егорова — см. <<Егорова зеркало>>.
зеркало Куско — см. <<Куско зеркало>>.
зеркало лобное — см. <<Лобный рефлектор>>.
зеркало Мюллера — см. <<Мюллера ранорасширитель>>.
зеркало носовое — З., применяемое при передней риноскопии, оперативных вмешательствах и лечебных процедурах в полости носа, представляющее собой двубраншевый инструмент, губки которого имеют на концах полированные желобовидные поверхности.
зеркало носоглоточное — стеклянное З. в круглой оправе диаметром 8—10 мм, прикрепленное под углом к металлическому стержню, предназначенное для осмотра носоглотки.
зеркало печёночное — хирургическое З. с желобовидной рабочей частью, находящейся под углом 120° к рукоятке, предназначенное для отведения и удерживания печени при операциях в брюшной полости.
зеркало ректальное — З. в виде двух соединенных шарниром полированных желобовидных металлических пластин, укрепленных на ручке, применяемое при осмотре слизистой оболочки прямой кишки, оперативных вмешательствах и других диагностических и лечебных процедурах на прямой кишке.
зеркало ректальное светящееся — см. <<Аноскоп>>.
зеркало светящееся — хирургическое З. в виде уплощенного и изогнутого стержня из прозрачной пластмассы с рукояткой, в которую встроен электрический осветитель.
зеркало стоматологическое — небольшое плоское стеклянное З., укрепленное на конце металлического стержня, предназначенное для осмотра зубов и полости рта.
зеркало ушное — см. <<Воронка ушная>>.
зеркало хирургическое — хирургический инструмент из группы расширителей, представляющий собой крючок с полированной пластинчатой рабочей частью седловидной или желобовидной формы.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) 3. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон “З.” (“зрак”) указывает на возможность нездешнего видения: 3. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть “экран”, демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (3. повелительницы эльфов во “Властелине Колец” Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева “Сто лет тому вперед”). С другой стороны, 3. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в 3.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты 3. (инверсия левого и правого; бесстрастный “реализм” отражения) обеспечили 3. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого 3., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные 3. “комнаты смеха”. 3. — источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция — на театр: 3. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах — в толпе ряженых. 3. — атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на “женское”; в этом смысле языч. семантич. реликты в 3. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть 3. во сне — к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология 3. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная “объективность” зримого в нем есть умышленная деформация “объекта” с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, — и тогда последнее становится партнером по “диалогу” (по сути — овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. 3. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения “иного” и Другого, а в этом смысле — единственным бытовым предметом, “идея” к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция “мимесиса”) и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать”) свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово “зеркало” не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. “человеч. Бога” (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть “как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа” У Кузанца обе стороны 3. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло 3. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и 3. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика 3.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный “автопортрет”. Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип 3. (“Юности честное зерцало”) опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира 3. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных 3. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику “Зеркала” Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует 3. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я — см. прозу Кьеркегора. 3. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало — свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой — шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в 3. инструмент построения “иношних” альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов — зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в “Чевенгуре”, <с 1929> “не разгребают куры, потому что их поели”). Авторитет 3. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Ликлицоличина) и философией Другого. Комментируя ситуацию “человек перед З.” М. Бахтин говорит, что в 3. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию 3. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии 3. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в 3. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. 3. подает “я” принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: “Разве мама любила такого?”). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как “З. души”, то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то 3. кажет Я обезьянью карикатуру на него (3. изобрел дьявол — Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед 3. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого.
 
Лит.: Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М., 1982; Брюсов В. В зеркале // Брюсов В. Земная ось. М., 1907; Лапшин И.И. Проблема чужого “я” в новейшей философии. СПб., 1910; Кирсанов С.И. Зеркала. М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979;
Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Вып. XXII. Тарту, 1988; Климович Т. Мотив зеркала в творчестве В.Брюсова // В. Брюсов: Проблемы творчества. Сб. ст. Ставрополь, 1989; Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) // ВЛ. 1991. № 8; Мерло-Понти М. Око и Дух. М., 1992; Льюис Клайв С. Переландра//Дружба народов. 1993. № 3; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993; Исупов К.Г, Ульянова О.Н. “Homo Numerans” Николая Кузанского // Историко-филос. ежегодник 92. М., 1994; Eco U. Mirrors. Iconicity: Essays on the Nature of Culture//Festschr. fur Thomas A. Sebeok. Tub., 1986.
 
К.Г. Исупов
Орфографический словарь Лопатина
з`еркало, з`еркало, -а, мн. -ал`а, -`ал, -ал`ам
Словарь Даля
ср. весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы. Стеклянные зеркала чернятся с исподу или покрываются оловянным листком, нартучиваются. Зеркала бывают: прямые, плоские; вогнутые, впалые, полые, уменьшительные: выпуклые, горбатые, толстые, увеличительные.
Зеркало печи, один бок, сторона, плоскость, пропущенная сквозь стены в другую комнату.
Коровье зеркало, задня поверхность окороков, отличной шерсти; по нем узнают удойливость коровы. II Зеркало, в шулерской карточной игре: зеркальце, пришитое к платку, или большой, гладкий золотой перстень, или чистой глади табакерка, которые ставятся так, что в них видна сдача, сдаваемые карты. Зеркало разбить- к худу. Зеркала, в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них осмотреться. Тянуться на зеркало, есть перед зеркалом - худоба нападеть, иссохнешь. На то у селезня зеркальце, чтобы утки гляделись. Худая харя зеркала не любить. Не на зеркало с пеньми, коли рожа крива! Брюхо не зеркало: что попало в него, то и чисто. Ей бы перед зеркальцем погадать, пора замуж. Зеркальце, умалит.
Зеркальце, глядельце, зенко, зрачок. Зеркальный, к зеркалу относящийся - завод, рама. Зеркальный, иногда то же, или зеркалу подобный. Зеркальная поверхность ледяного озера. Зеркальность жен. состоянье или свойство зеркальной, гладкой и ровной поверхности. Зеркалистый, отражающий зеркалом, как зеркало, изображающий предметы зеркально, отраженьем. Зеркалистость жен. принадлежность, свойство зеркалистого. Зеркальчатый, из зеркал составленный. Зеркалить, нартучивать зеркала, наводить зеркальную полуду.
Изображать и отражать предметы, как делает зеркало;
блеснить или слепить блеском. Вода зеркалит. -ся, отражаться в зеркале или в чем-либо подобном. Кустистый берег зеркалится в тихом плесе речки. Зеркальник или зеркальщик муж. зеркальный мастер.
Словарь Ожегова
З’ЕРКАЛО, -а, мн. -ала, -ал, -алам, ср.
1. Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. Напольное, стенное, настольное, ручное з. Стены в зеркалах. Туалетный столик с зеркалом. Смотреться в з. Разбить з. (плохая примета). Завесить зеркала (по обычаю, когда в доме покойник). Как в зеркале отражается что-н. (точно). Глаза з. души (афоризм.). Кривое з. (также перен.: об искажённом изображении чего-н.). На з. неча (т. е. нечего) пенять, коли рожа крива (посл.).
2. перен. Спокойная гладкая поверхность вод. Тихое з. пруда.
3. Поверхность, площадь (реки, водоёма, грунтовых вод) (спец.).
уменьш. зеркальце, -а, род. мн. -лец, ср. (к 1 знач.).
прил. зеркальный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.). Зеркальная фабрика. З. шкаф (с зеркалом). Зеркальное стекло (отполированное и пропускающее свет только с одной стороны; Дверь с зеркальными стёклами).
• Зеркальный карп разновидность разводимого в прудах карпа с крупными чешуйками.
Словарь Ушакова
З’ЕРКАЛО, зеркала, мн. зеркала, зеркал, зеркалам, ср.
1. Блестящая (стеклянная или металлическая), особым способом отшлифованная поверхность, отражающая лучи света так, что на ней получается отображение находящихся перед ней предметов. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.» (посл.) Кривое зеркало (см. кривой).
перен. Блестящая, гладкая поверхность (воды, небес; ·книж., ·поэт. ). По зеркалу залива бесшумно скользила лодка.
2. перен. Отражение чего-нибудь, как выражение чего-нибудь внутреннего (·книж. ). Глаза - зеркало души. Литература - зеркало общественной жизни.
Толковый словарь Ефремовой
[зеркало]
ср.
1)
а) Гладкая, отполированная поверхность, отражающая находящиеся перед ней предметы; специально изготовленное стекло для рассматривания своего изображения, для украшения стен и т.п.
б) перен. Спокойная ровная водная поверхность.
в) перен. Лед.
г) Медицинский инструмент с таким стеклом, предназначенный для отражения внешней поверхности исследуемого органа.
2) перен. То, что является отражением, отображением каких-л. явлений, событий, какого-л. состояния и т.п.
3) Поверхность, площадь (реки, водоема, грунтовых вод).
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от зьркати, восходящего к одной основе со словами зреть, зоркий, зрачок.
Теософский словарь
    Лучистое Зеркало, Aspaqularia nera, каббалистический термин, означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, - каковую имел Моисей. Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera или Нелучистое Зеркало, - они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляет понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Знания. (у.у.у.)
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ЗЕРКАЛО, тщательно отполированная поверхность, воспроизводящая изображения объектов, расположенных перед ней, по законам ОТРАЖЕНИЯ. Большинство зеркал сделаны из стекла, «посеребренного» с одной стороны при помощи СЕРЕБРА, РТУТИ или АЛЮМИНИЯ. Зеркала могут быть плоские или изогнутые (сферические или параболические). Плоские зеркала дают мнимое изображение одного размера с оригиналом, но перевернутое относительно вертикальной оси (левая и правая стороны). Сферические зеркала могут быть вогнутыми или выпуклыми. Изображения могут быть правильные или перевернутые, реальные или мнимые, в зависимости от местоположения объекта относительно фокальной точки зеркала; они также могут быть увеличенными или уменьшенными. Сферическое зеркало подвержено сферической АБЕРРАЦИИ, которая отсутствует у вогнутых параболических зеркал, которые используются в зеркальных ТЕЛЕСКОПАХ. См. также ИЗОБРАЖЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЕ.
Плоское зеркало отражает все лучи света под одним и тем же углом (А), тогда как матовая поверхность(В)рассеивает свет. Согласно представлениям мозга, лучи света, отраженные зеркалом и воспринимаемые глазом,приходят в глаз по прямой, и поэтому глаз видит изображение в той точке, где лучи бы начинались, если бы их путь не был искажен зеркалом (С) Изображение видится перевернутым относительно вертикальной оси (D), потому что отраженные лучи достигают противоположных сторон глаза. Правильное изображение можно увидеть в двух плоских зеркалах, расположенных под прямым углом друг к flpvry (E). Хотя отраженное один раз изображение видится перевернутым относительно вертикальной оси (1,2), изображение,отраженное дважды (3), видится правильным (F).
Энциклопедия афоризмов

см.также ВНЕШНОСТЬ, НАРУЖНОСТЬ, ЛИЦО
Миф нашей молодости разбивается о зеркало.
•Антоний Регульский
Никогда не верь зеркалам и газетам.
•Джон Осборн
Подошел к зеркалу и увидел обратную сторону медали.
•Влодзимеж Счисловский
Чем больше зеркало, тем меньше человек.
•Леопольд Новак
Когда грустишь в одиночку, зеркало усиливает одиночество.
•«Пшекруй»
Мир в зеркале живет гораздо дешевле.
•Славомир Врублевский
Зеркало смотрится в женщину.
•Ксавье Форнере
Зеркало - совесть женщины; она ничего не делает, не посоветовавшись с ним.
•Моисей Сафир
До чего же не похоже на правду то, что женщина видит в зеркале!
•Янина Ипохорская
Зеркало успешно отражало ее попытки казаться красивой.
•Эмиль Кроткий
Надпись на зеркале: «Другие не лучше».
•Александр Дашевский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗЕРКАЛО


будет выглядеть так: Что такое ЗЕРКАЛО