Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗАВАДСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Завадский (Zawadzki)
        Александр (16.12.1899, Бендзин, — 7.8.1964, Варшава), деятель польского рабочего движения, государственный деятель ПНР. С 1915 работал по найму в сельском хозяйстве, а затем на шахтах и металлургических предприятиях. В 1922 вступил в Коммунистический союз молодёжи Польши (КСМП), а в 1923 в компартию Польши. В 1923—25 член ЦК КСМП. В 1925 член секретариата ЦК КСМП Западной Белоруссии. За революционную деятельность неоднократно был арестован (1925, 1934, 1936), в тюрьмах провёл в общей сложности 11 лет. С конца 1939 — в СССР. В 1943 — один из организаторов Союза польских патриотов (См. Союз польских патриотов) и формировавшегося в СССР Войска польского. В 1944 председатель Центрального бюро коммунистов Польши в СССР. В 1944—45 заместитель главнокомандующего Войска польского по политчасти и начальник штаба польских партизан. В августе 1944 — декабре 1948 член Политбюро ЦК Польской рабочей партии. В 1945—48 был уполномоченным правительства в Силезии, а затем воеводой Домбровско-Силезского воеводства. С декабря 1948 член ЦК и Политбюро ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) и одновременно в декабре 1948—1949 секретарь ЦК ПОРП. В 1949—50 председатель Центрального совета профсоюзов Польши. В 1949—52 заместитель председателя Совета Министров. С ноября 1952 председатель Государственного совета ПНР. С 1956 председатель Всепольского комитета фронта национального единства.
         Ю. В. Бернов.
        А. Завадский.
II
Завадский (Zawadzki)
        Сильвестр (р. 19.10.1921, Варшава), польский учёный-юрист. Член Польской объединённой рабочей партии (ПОРП), профессор Варшавского университета (с 1946). В 1955—67 профессор института общественных наук при ЦК ПОРП, а затем Высшей школы общественных наук при ЦК ПОРП, в 1963—68 заместитель учёного секретаря Отделения общественных наук Польской АН. С 1954 заместитель, а с 1967 главный редактор журнала «Паньство и право» («Panstwo i prawo»), с 1969 директор института государствоведческих и юридических наук Варшавского университета. З. работает над проблемами государства и права, а также государственного права. Автор монографий «Развитие связи народных советов с трудящимися массами в Народной Польше» (1955), «Государство благоденствия» (1964; рус. пер. 1966) и др., более 200 статей и рецензий. Под руководством З. вышло 19 тт. издания «Проблемы народных советов» (1970) и др.
III
Завадский
        Юрий Александрович [р. 30.6(12.7).1894, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1944. Творческий путь З. начался в 1915 в Студии Е. Б. Вахтангова. В Театре им. Вахтангова сыграл Антония («Чудо святого Антония» Метерлинка) и Калафа («Принцесса Турандот» Гоцци). Ученик Вахтангова, З. воспринял от него изящество и строгую чёткость внешнего рисунка роли, одухотворённость и внутреннюю наполненность исполнения. Режиссёрским дебютом З. был спектакль «Женитьба» Гоголя (1924). В 1924—31 З. — артист МХАТа; роли: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше) и др. Одновременно до 1936 руководил основанной им в 1924 театральной студией (с 1927 Театр-студия под руководством З.), где поставил спектакли: «Любовью не шутят» Мюссе, «Вольпоне» Бен Джонсона, «Ученик дьявола» Шоу, «Школа неплательщиков»- Вернея и др. В 1932—35 З. возглавлял Центральный театр Красной Армии; в спектаклях «Мстислав Удалой» Прута (1932), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934) режиссёр передал героический пафос Гражданской войны. З., творчески развивая сценические традиции К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, стремится к стилистической определённости формы спектакля, придаёт большое значение раскрытию авторского замысла силами актёрского ансамбля. В 1936—40 З. возглавлял Театр им. Горького (Ростов-на-Дону), где поставил спектакли «Любовь Яровая» Тренева, «Укрощение строптивой» Шекспира и др. С 1940 З. — главный режиссёр Московского театра им. Моссовета. В спектакле «Машенька» Афиногенова (1941) З. проявил присущие его таланту тонкий психологизм, мягкий юмор, мажорное восприятие действительности. Особенно ярко комедийное дарование З. раскрылось в постановках пьес Гольдони — «Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 в искусстве З. преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы, они особенно проявились в спектаклях «Нашествие» Леонова (1943), «Встреча в темноте» Кнорре (1944) и «Бранденбургские ворота» Светлова (1946), посвященных героике военных лет. Среди многочисленных постановок произведения советских драматургов: «Дали неоглядные» Вирты (1957), «Битва в пути» Николаевой и Радзинского (1959), «Совесть» Павловой (1963, совместно с А. Л. Шансом), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967). Интерпретация классической драматургии («Отелло» Шекспира, 1944, «Чайка» Чехова, 1945, «Госпожа министерша» Нушича, 1946, «Виндзорские насмешницы» Шекспира, 1957, «Леший» Чехова, 1960, и др.) проникнута стремлением выразить характерные особенности стиля и сценической формы, свойственные драматургии, связать классику с современностью. Эти спектакли отличает тонкое и живое ощущение современности, сочетание лиризма, психологической достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания. Значительное место в творчестве З. занимают спектакли «Маскарад» Лермонтова (1-я редакция — 1952, 2-я — 1964) и «Петербургские сновидения» (по роману Достоевского «Преступление и наказание», 1969), исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений. За спектакль «Маскарад» З. удостоен Ленинской премии (1965). С 1940 преподаёт в ГИТИСе (с 1947 профессор). Государственная премия СССР (1946, 1951). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Из опыта режиссёра, в кн.: Работа режиссёра над советской пьесой, М. — Л., 1950; Об искусстве театра, М., 1965.
         Лит.: Образцова А., Театр им. Моссовета, [М.], 1959.
         К. Л. Рудницкий.
        Ю. А. Завадский.
        Ю. А. Завадский в роли Калафа («Принцесса Турандот» К. Гоцци).
        Сцена из спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Ю. А. 3авадского. 1964.
Ономастикон
• Фамилии возникли на почве польского и украинского языков, означая приезжего из местечка Завада, Завадов, Завадовка. Основа топонимов завада - "преграда, препятствие", эти топонимы часты в Польше, Словакии и на Украине (здесь их - 23). • см. ЗАВАДОВСКИЙ
Энциклопедия Отечеcтво
ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович (1894-1977), режиссёр, актёр, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актёр Студии Е. Б. Вахтангова, затем МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссёр Театра им. Моссовета. Поставил: "Трактирщица" К. Гольдони (1940), "Отелло" У. Шекспира (1944), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), "Петербургские сновидения" по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом; при постановке пьес классического репертуара утверждал принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральности. Воспитал выдающихся актёров. Профессор ГИТИСа (с 1947). Ленинская премия (1965), Государственные премии СССР (1946, 1951).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Юрий Александрович (1894-1977) – актер и режиссер, друг М. И. Цветаевой в 1918-20 гг.) С вас начинаю, пылкий Антокольский, Любимец хладных Муз, Запомнивший лишь то, что – панны польской Я именем зовусь. // И этого – виновен холод братский, И сеть иных помех! И этого не помнящий – Завадский! Памятнейший из всех! Цв919 (I,459.2)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗАВАДСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЗАВАДСКИЙ