Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        движения, проявляющиеся при различных (особенно эмоциональных) психических состояниях и служащие их внешним выражением. Самый значительный класс В. д. представлен в мимике (См. Мимика) и пантомиме (См. Пантомима). В более широком понимании В. д. включают все оттенки голоса и интонации, передающие эмоции, а также вегетативные реакции, сопровождающие эти эмоции, — сосудистые, дыхательные, секреторные.
         Практические представления о В. д. уже в древности использовались в актёрском и ораторском искусстве, а также в первых попытках построения физиогномики (См. Физиогномика). Подробные описания В. д. появились в 17 в., а систематическое исследование их началось в 18 в. (описание анатомических особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний). Значительный этап в развитии научных представлений о В. д. составили работы английского ученого Ч. Белла, в которых была показана связь В. д. с функциями различных отделов нервной системы. Проблема происхождения В. д. была впервые поставлена Г. Спенсером, развита И. М. Сеченовым. Эта проблема получила свою всестороннюю разработку в трудах Ч. Дарвина, в сформулированных им трёх принципах: принципе полезных ассоциированных привычек (В. д. как продукт унаследованных ассоциаций между определёнными ощущениями и эмоциями и их внешним проявлением), принципе антитезы, действующем при противоположных эмоциях (например, напряжённая поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином), и принципе общего возбуждения нервной системы (В. д., связанные с бурными эмоциями или вспышками аффекта). Эволюционные идеи Дарвина были развиты русскими психологами (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчеркнувшими, в частности, роль воспитания и среды в формировании В. д. ребёнка. Тем самым биологический аспект изучения В. д. был дополнен социальным.
         В 20 в. объектом исследования стали В. д. не только у человека и высших животных, но и у членистоногих, рыб, птиц (эти исследования особенно широко проводятся в рамках этологии (См. Этология)). Новые аспекты В. д. раскрыты в связи с развитием семиотики; в частности, в паралингвистике (См. Паралингвистика) изучаются функции ряда В. д. в процессе коммуникации.
         Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950; Якобсон П. М., Психология чувств, 2 изд., М., 1958.
         С. Г. Геллерштейн.
Большой психологический словарь
(англ. expressive movements) — внешнее проявление переживаний человека (его стремлений, оценок, отношения к явлениям жизни) в мимике (улыбке, нахмуривании бровей, сосредоточенности взгляда), пантомимике (движении тела, осанке, походке, жестах), интонации речи (голосовой мимике). В. д. сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. В. д. присущи и высшим животным — выражение ярости, страха, привязанности к детенышу и т. д.
Ч. Дарвин считал, что В. д. — рудименты (остатки) инстинктивных движений, возникших в деятельности живого существа в связи с борьбой, нападением, защитой потомства и т. п. Однако эта биологическая концепция не объясняет всего богатства В. д. людей, поскольку они в процессе исторического развития человечества претерпели значительную эволюцию: увеличилось разнообразие оттенков и способов использования их людьми.
В процессе развития общения между людьми В. д. все более дифференцируются и приобретают свойство своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний и устремлений, отношения к событиям жизни. В. д. могут приобрести символическое значение, поэтому некоторые виды искусства, преобразуя характер этих движений, передают с их помощью свой идейный замысел, свои образы: в театральном искусстве (пантомима, балет), в скульптуре, живописи (портрет), кино.
У младенца В. д. непроизвольны. Крик, слезы, улыбка проявляются как непосредственная реакция на воздействия, затрагивающие младенца эмоционально. Когда ребенок становится старше, он начинает учитывать указания взрослых (напр., нельзя плакать по несущественному поводу, стыдно выражать в такой-то форме страх и т. д.). Он старается управлять В. д. — появляется, напр., скрытый страх, виноватая улыбка, опущенный взгляд, сдерживаемые слезы и т. д.
В ходе развития человеческой культуры возникают достаточно гибкие формы В. д. для передачи оттенков недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы, которые становятся общепринятыми в определенной социальной среде. Иногда у людей некоторых социальных групп возникает своя манера, свой «стиль» в использовании В. д. для передачи отношения к различным явлениям жизни; понимание такого «языка» В. д. требует знания условностей, принятых в такой группе. См. Амимия, Гипотеза мимической (лицевой) обратной связи, Экспрессия, Эмоции.
Краткий психологический словарь
— внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. эмоции), проявляющиеся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. В. д. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Огромное влияние на развитие В. д. человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей В. д. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация В. д. осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление В. д. определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым В. д.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Категория.
Форма невербального общения.
Специфика.
Проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.
Генезис.
Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного "языка" для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы).
В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ


будет выглядеть так: Что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ