Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВВЕДЕНСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Введенский
        Александр Иванович (1856, Тамбов, — 7.3.1925, Ленинград), русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства (См. Неокантианство). Профессор Петербургского университета (с 1890), председатель Санкт-Петербургского философского общества (с 1899). В сочинении «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Последнее связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли (См. Свобода воли), бессмертие души, существование бога. Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, В. считал её основным методом интроспекцию (Самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Логическое учение В. связано с его гносеологией; функция логики, по В., — проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.
         Соч.: Спор о свободе воли перед судом критической философии, «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, 3 изд., П., 1917.
         Лит.: Из истории русской психологии, М., 1961, с. 384—390.
II
Введенский
        Борис Алексеевич [7(19).4.1893, Москва, — 1.6.1969, там же], советский радиофизик, академик АН СССР (1943; член-корреспондент 1934), Герой Социалистического Труда (1963). По окончании Московского университета (1915) работал в ряде научно-исследовательских организаций. В 1927—35 — во Всесоюзном электротехническом институте, в 1941—1944 — в Физическом институте АН СССР. В 1946—1951 академик-секретарь Отделения технических наук АН СССР. В 1944—53 председатель секции по научной разработке проблем радиотехники АН СССР. С 1951 главный редактор 2-го издания Большой советской энциклопедии. Под руководством В. проведены все подготовительные работы к 3-му изданию БСЭ. В. был также Главным редактором Малой советской энциклопедии (3-го издания), Физического энциклопедического словаря, 3-томного и 2-томного универсальных Энциклопедических словарей и др. изданий. С 1959 председатель Научного совета издательства «Советская энциклопедия». С 1953 работал в институте радиотехники и электроники АН СССР. Председатель Научного совета по распространению радиоволн АН СССР (с 1964). Основные работы по изучению распространения УКВ (метровых волн). Им дана (1928) «квадратичная формула» для распространения УКВ над земной поверхностью в пределах прямой видимости и предложена «диффракционная формула « для расчёта поля УКВ за горизонтом (1935—36). В 1965 в соавторстве с М. А. Колосовым и др. опубликовал расчёт поля при дальнем тропосферном распространении УКВ. Труды по распространению УКВ изложены в монографиях В.: «Основы теории распространения радиоволн» (1934), «Распространение ультракоротких радиоволн» (1938, совместно с А. Г. Аренбергом), «Радиоволноводы» (1946, совместно с А. Г. Аренбергом). При участии В. написана монография «Дальнее тропосферное распространение ультракоротких радиоволн» (1965). В 1949 АН СССР присудила В. золотую медаль им. А. С. Попова. Государственная премия СССР (1952). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Член-корреспондент Германской АН в Берлине (1955).
         Лит.: Б. А. Введенский, М. — Л., 1958 (АН СССР. Материалы к биобиблиографиям ученых СССР. Серия физики, в. 4).
        Б. А. Введенский.
III
Введенский
        Николай Евгеньевич [16(28).4.1852, с. Кочково Вологодской губернии, — 16.9.1922, там же], русский физиолог. Ученик И. М. Сеченова. Член-корреспондент Петербургской АН (1909). По окончании Вологодской духовной семинарии поступил в Петербургский университет (1872). В 1874 арестован за участие в студенческих революционных кружках и «хождение в народ». В. был обвинён по «процессу 193-х» (См. Процесс 193-х) и заключён в тюрьму, где пробыл более 3 лет. Окончил университет в 1879. Работал в физиологических лабораториях Германии, Австрии и Швейцарии (1881—82, 1884, 1887). С 1884 приват-доцент, с 1889, после переезда Сеченова в Москву, экстраординарный, а с 1895 ординарный профессор Петербургского университета.
         Исследования В. посвящены выявлению закономерностей реагирования живых тканей на различные раздражения. Применив метод телефония, выслушивания возбуждённого нерва, В. показал, что живая система изменяется не только под воздействием раздражителей, но и в процессе самой деятельности; тем самым он впервые ввёл в физиологию понятие фактора времени. В магистерской диссертации «Телефонические исследования над электрическими явлениями в мышечных и нервных аппаратах» (1884) В. проанализировал периодику мышечного сокращения и утомляемость нерва. В докторской диссертации «О соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе» (1886) сформулировал учение об Оптимуме и Пессимуме раздражений, на основе которого установил закон относительной функциональной подвижности — лабильности (См. Лабильность) — тканей. В. рассматривал нервно-мышечный препарат как разнородное образование (состоящее из нервного волокна, нервных окончаний и мышцы), части которого обладают различной лабильностью. Вершина творчества В. — его учение о Парабиозе, развитое в монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901), в которой он обобщил свои представления о природе процессов возбуждения (См. Возбуждение) и торможения (См. Торможение), показав их единство. В. — представитель передового материалистического направления в физиологии, работы его способствовали развитию физиологии и медицины.
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—7, Л., 1951—1963.
         Лит.: Аршавский И. А., Н. Е. Введенский. 1852—1922, М., 1950: Уфлянд Ю. М., Основные этапы развития учения Н. Е. Введенского, М., 1952; Жуков Е. К., Эволюционный метод в школе Введенского — Ухтомского, «Уч. зап. ЛГУ. Серия биологических наук», 1944, в. 12, №77.
         Н. А. Григорян.
        Н. Е. Введенский.
Современная Энциклопедия
ВВЕДЕНСКИЙ Борис Алексеевич (1893 - 1969), российский радиофизик, автор основополагающих работ по теории распространения радиоволн УКВ-диапазона и УКВ-техники. Главный редактор БСЭ (1951 - 69) и других энциклопедических изданий. ВВЕДЕНСКИЙ Николай Евгеньевич (1852 - 1922), российский физиолог, основатель научной школы. Исследовал закономерности реагирования тканей на различные раздражители, развил представление о единстве природы возбуждения и торможения.
Ономастикон
Семинарская фамилия. По религиозному празднику введения и названных в честь него церквей. Введение празднуется в начале зимы; отсюда поговорка: «Наложило введенье на воду толстое леденье». (Ф)
Русская цивилизация
женский монастырь, Новгородская еп., в Тихвине. Основан в 1560; в 1616 возобновлен жившею здесь в заточении супругою царя Иоанна Васильевича Дарьей Алексеевной, которая в монастыре скончалась схимонахиней и была погребена в паперти соборного Введенского храма. В алтаре этого храма близ горнего места находилась шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещалась в древнем створчатом киоте.
мужской монастырь, Вологодская еп., в Сольвычегодске. Основан в 1565. Церковь Введения, построенная в к. XVII в., замечательна своей архитектурой. Близ нее находилась гробница Фомы юродивого, чтимого местными жителями.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
2.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946), церковный деятель. Один из лидеров "обновленческого
движения" в Русской православной церкви. В 1900-х гг. выдвинул программу модернизации православия. Участвовал в разработке литургической, канонической и приходской реформ. После раскола т. н. "Живой церкви" (1922) глава "Союза общин древлеапостольской церкви".
3.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1904-41), русский поэт. Входил в литературную группу ОБЭРИУ (1927-30). Печатался в коллективных сборниках (1926, 1927), в детских журналах "Ёж" и "Чиж" (с 1928). В поэмах "Кругом возможно Бог" (1930 или 1931), "Потец", "Некоторое количество разговоров" (обе 1936-37), стихах ("Элегия", "Где. Когда") - эффект бессмыслицы как поэтический приём познания иррационального смысла бытия (гл. мотивы - время, смерть, Бог); пьеса "Ёлка у Ивановых" (1938) предвосхитила драматургию "театра абсурда". Подвергался репрессиям (1931-1933, арест и ссылка; 1941).
4.
ВВЕДЕНСКИЙ Борис Алексеевич (1893-1969), радиофизик, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1963). Основополагающие труды по проблеме распространения радиоволн УКВ-диапазона и УКВ-технике. Главный редактор БСЭ (1951-69). Государственная премия СССР (1952).
5.
ВВЕДЕНСКИЙ Николай Евгеньевич (1852-1922), физиолог, основатель научной школы, член-корреспондент Петербургской АН (1908). Разработал учение о парабиозе - закономерности реагирования живой ткани на различные раздражители. Развил представление о единстве природы нервного возбуждения и торможения.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Александр Иванович (1856-1925) философ, проф. С.-Петербург, ун-та (1890-1925), традиционно считающийся главой рус. неокантианства. Учился в Моск., а затем в С.-Петербург, ун-те на математ., затем на историко-филол. ф-те. Специализировался под руководством проф. М.И. Владиславлева (1840-90), первого переводчика на рус. яз. “Критики чистого разума” Канта. В 1888 В. защитил магистерскую дис. “Опыт построения теории материи на принципах критич. философии”. С 1890 В. читал ряд курсов по логике, психологии, истории философии в С.-Петербург. ун-те, на Высших женских курсах и в Военно-юрид. академии. Среди слушателей В. ряд будущих крупных рус. мыслителей: Лосский, Бахтин, Лапшин; с В. в 1910-е гг. была связана деятельность Франка. В. ввел в рус. филос. сознание немало интуитивных прозрений и идей, подхваченных его последователями, задал перспективу развития отеч. философии. Он по праву может быть назван главой филос. школы и одним из предтеч рус. серебряного века в философии.
        Хотя интересы и строй мышления В. были сформированы идеями Канта, конечные его выводы выходили за границы кантовского критицизма. В духе рус. философствования 19-20 вв. В. “преодолевал” Канта, не отрицая, однако, исходных кантианских представлений (как это делали, напр., Лопатин или Флоренский), а показывая ограниченность кантианства изнутри, “снимая” его. В. следовал Канту, признавая “примат практич. разума”, но полагал, что он пошел дальше Канта, когда четко обозначил краеугольный камень искомой “практич. метафизики”: таковым была вера, вопреки опыту и рассудку, в “одушевление других людей” (О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892).
        Филос. творчество В. многогранно. Мыслитель стремился к синтезу филос. дисциплин, предваряя тем самым универсализм виднейших рус. философов 20 в. Области философствования В. соответствуют подразделениям, сделанным им в филос. науке. Как логик, В. известен своим развитием умозаключений: умозаключение правомерно лишь в том случае, если его предмет подчинен закону противоречия. Приложение этого вывода к гносеологии (“логицизм” В.) означает, что синтетич. суждения, основанные на умозаключениях, возможны только относительно явленного бытия, — мир же вещей в себе, подчиненность к-рого закону противоречия проблематична, не может быть предметом науки. В. интересуют те проблемы логики, в к-рых можно усмотреть основания для его собственно филос. представлений. Из ряда курсов В. по истории философии правомерно заключить о близости ему нек-рых интуиции Декарта и Локка, а также воззрений Беркли, Юма и в особенности Фихте. В сфере психологии В. был сторонником “психологии без души”, занимающейся одними “душевными явлениями”. Восприняв интуиции Вундта, касающиеся проблемы психофизич. параллелизма, а также различения объективного наблюдения в психологии и самонаблюдения, В. особо интересовался достоверностью постижения чужой душевной жизни, трактуя этот вопрос в духе гносеологич. критицизма. Свой вывод об отсутствии объективных признаков душевной жизни в др. людях В. называл “осн. законом одушевленности” или “психофизиол. законом А.И. Введенского”; фактически из этого закона следовала неопровержимость солипсизма.
        Филос. учение В., ориентированное на критицизм Канта, самим мыслителем расценивалось как “теория познания”; предметом опыта может стать исключительно мир явлений, к-рые суть порождения нашего сознания. Относительно существования вещей в себе ничего с достоверностью утверждать нельзя, и прав Декарт, считавший несомненным одно бытие Я или сознания с его актами. Но мир явлений, замечал В., воспринимается нами как противостоящий нам объект, и это обусловлено заложенной в нашем Я способностью “объектировать” свое внутреннее содержание. Наши ощущения выносятся нами вовне и соотносятся, как с источником, с внешними вещами (вместе с пространством и временем, без к-рых вещи представить себе невозможно и к-рые, следовательно, тоже продуцируются нашим сознанием). И то, что внеположный нам предмет рассматривается в качестве причины восприятия его качеств, обусловлено принимаемой нами на веру идеей причинности; итак, именно благодаря ей область Не-Я, эмпирический мир, отделяется от Я. В. считает возможным говорить об объективно существующих вещах в себе только в качестве допущения веры, за к-рым стоит также метафизич. признание закона причинности.
        Кульминацией, неким синтетич. ядром филос. представлений В. является приложение его гносеологич. интуиции к проблеме чужого Я. В. решает ее в ключе строгого критицизма, но не удовлетворившись тупиковым выводом на этом пути, обращается к метафизике. Исходя из того, что душевная жизнь со всеми ее изменениями не может быть наблюдаема извне, В. замечает, что умозаключение по аналогии от внешнего к внутреннему в данном случае говорит лишь о наблюдателе, но не о другом лице. Я ставит себя на место другого, объективирует свое душевное содержание, и в строгом смысле, Я вправе отрицать душевную жизнь всюду, кроме самого себя. В. наделяет “метафизич. чувство” гносеологич. статусом и вместе с тем полагает, что признание права др. людей на бытие в свободе может стать отправной точкой построения “критич. метафизики”, идея к-рой принадлежит Канту.
        Никогда не обращавшийся к религ. проблемам, В. счел своим долгом в обстановке сильнейших гонений на церковь выступить в защиту религии: к этому его побудила научная добросовестность. Когда в статье “Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом” (1922) В. заявил, что “атеизм не в состоянии указать такой факт в природе, к-рый исключал бы возможность допускать существование бога”, в пользу же последнего свидетельствует “непосредств. чувство Бога”, то он следовал при этом исключительно своим “критическим” постулатам. Самый последоват. рус. кантианец, перед лицом атеистич. преследований засвидетельствовавший свою веру, оказался религ. исповедником.
 
Соч.: Опыт построения теории материи на принципах критич. философии. Ч. 1. СПб., 1888; О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892; Лекции по логике. СПб.,1892; Введение в философию. СПб., 1894; Судьбы философии в России. М., 1898; Лекции по истории новейшей философии. Ч. 2. СПб., 1901; Лекции по психологии. СПб., 1908; Новое и легкое доказательство философского критицизма // ЖМНП. СПб., 1909. Ч. 20, март, отд. 2; Лекции по древней философии. СПб., 1912; Конспект лекций по истории новой философии. СПб., 1914; Психология без всякой метафизики. Пг., 1917; Филос. очерки. Прага, 1924.
 
Лит.: Яковенко Б. Очерки рус. философии. Берлин, 1922; Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1994.
 
Н.К. Бонецкая
Орфографический словарь Лопатина
введ`енский, введ`енский (к Введ`ение во хр`ам)
Орфографический словарь Лопатина
Введ`енский, Введ`енский (хр`ам, монаст`ырь)
Литературная энциклопедия
1. Арсений Иванович [1844—1909] — критик и библиограф. Под его редакцией вышли в 1891—1893 собрания сочинений Лермонтова, Кольцова, Козлова, Полежаева, Ломоносова, Фонвизина, Екатерины II и Грибоедова. В. — автор целого ряда этюдов о русских писателях. В них художественные произведения неизменно рассматривались с точки зрения роста общественного самосознания. Убеждение, что лит-pa должна нести «общественную службу» и культивировать «гуманические идеалы», в известном отношении сближает В. с Венгеровым (см.). Библиография: I. Критические статьи В. собраны в двух книгах: Общественное самосознание в русской литературе, изд. 2-е, СПБ., 1909; Литературные характеристики, изд. 2-е, СПБ., 1910. II. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. IV, отд. II, СПБ., 1895; Его же, Источники словаря русских писателей, т. I, СПБ., 1900 (в обеих книгах указания на лит-ру); Некролог В. см. в журнале «Исторический вестник», 1909, декабрь.
2. Иринарх Иванович [1813—1853] — критик, переводчик и педагог. Сотрудничал в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Северном обозрении» и др. Перевел в 40-х годах с английского ряд романов Диккенса, Теккерея, Шарлотты Бронте и других. Из его критических работ выделяются статьи о Теккерее («Отечественные записки», 1849), Державине и В. Тредьяковском («Северное обозрение», 1849). Лит-ая деятельность В. тесно связана с группой писателей «саратовцев», членами которой были между прочим Чернышевский, Пыпин, Благосветлов и др. Библиография: II. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПБ., 1900; Брюсов В. Я., И. И. Введенский по его письмам, «Русск. архив», 1901, V; Ляцкий Е. А., Чернышевский и Введенский, журн. «Современный мир», 1910, VI; Соколов С. Д., Саратовцы — писатели и ученые, в. I, Саратов, 1913; Чуковский К., Ст. в сб. «Принципы художественного перевода», П., 1920 (критика В. как переводчика); Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, издание 2-е, Гиз, М., 1924 (разработка темы: И. И. Введенский. Литературно-социологическое определение).
Философский словарь
Александр Иванович (1856 — 1925) — рус. философ и психолог, неокантианец. Называя свою концепцию “логицизмом”, В. последовательно развивал идеи кантовской философии, углубляя дуализм веры и знания, души н тела и т. д. В соч. “О пределах н признаках одушевления” (1892) он утверждал, что чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет и потому непознаваема (“психофизический закон В.”). В. пытался обосновать построение психологии, ограничивающейся лишь описанием душевных явлений (“Психология без всякой метафизики”, 1914). В логике — последовательный идеалист (“Логика как часть теории познания”, 1909). Выступал против атеизма и материализма (“Судьба веры в бога в борьбе с атеизмом”, 1922).
Философский энциклопедический словарь
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (род. 1856, Тамбов – ум. 7 марта 1925, Ленинград) – рус. философ и психолог, крупнейший представитель кантианства в России. В работах «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) высказал мысль о необходимости вывести учение о душе за пределы психологии, поскольку чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет, а потому недоказуема, непознаваема; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством, которое связано с нравственным долгом. Считал, что психология должна ограничиться лишь описанием душевных явлений (интроспекцией – самонаблюдением). В соч. «Логика как часть теории познания» (1909) назвал свою философскую систему логицизмом, функция которого – проверять истинность познания, а не открывать новое. Др. соч.: «Судьбы философии в России», 1898; «Спор о свободе воли перед судом критической философии», 1901; «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», 1922.
Философский энциклопедический словарь 2
        Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус. философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб. филос. общества (с 1899). В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравств. чувством. Последнее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат. наука, В. считал её огн. методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Логич. учение В. связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.
        Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Журнал Мин-ва нар. просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, П., 19173.
        Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90. ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«, экономист и социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество — искусство, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и социальных изменений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом крого является интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.
        Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Munch., 1950!; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Muncli., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Miinfh., 1953; Einfuhrung in die Soziologie, Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория размещения пром-сти, М.—Л., 1926.
        К е p e s z с z u k .Т., A. Weher. Schriften und Aufsatze. 1897— 1955. Bibliographie, Munch., 1956.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВВЕДЕНСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ВВЕДЕНСКИЙ