Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        ориенталистика, исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока, под которым имеют в виду страны Азии и частично Африки (преимущественно Северной). Внутри В. сложились региональные отрасли: Египтология, Ассириология, Семитология, Арабистика, Иранистика, Тюркология, Синология, Монголоведение, Индология, Японоведение. В связи с прогрессом науки складываются новые региональные отрасли (шумерология, урартология, кумранистика, кореистика, малаистика и др.); вместе с тем для современного В. характерна специализация основных его областей — истории, экономики, литературоведения и языкознания, а также тенденция к дифференциации и к вычленению отдельных отраслей, изучающих искусство, философию, религию стран Востока. Полностью выделилась из В. в самостоятельную научную дисциплину Африканистика. Однако В. продолжает развиваться как комплексная наука. Изучение стран Востока и их истории представителями самих народов Востока началось ещё с древних времён и продолжалось в средние века. Труды древних и средневековых восточных авторов, носившие преимущественно характер исторических хроник и географических описаний, являются ценными источниками для В. Растущее в социалистических и в развивающихся странах Востока исследование истории и культуры своей страны современными научными методами составляет часть отечественной гуманитарной науки и, хотя в странах Востока в понятие В. не всегда включается, является ценнейшим и значительным вкладом в развитие В.
         Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и средним векам, когда устанавливались торговые и политические связи европейских народов с народами Азии и Северной Африки. Постепенно происходило накопление сведений о странах Востока, которое диктовалось преимущественно практическими потребностями, а также миссионерскими целями. Первыми сведениями о Востоке В. обязано древнегреческим авторам; впервые в Европе они противопоставили себя как представителей Запада Востоку, под которым подразумевались Персия, а затем и всё, что лежало к Востоку от греческого мира. Отсюда и получило географическое обоснование само понятие В. Много сведений о странах Востока содержится в средневековых литературах — сирийской, византийской, древнеармянской и древнегрузинской, служивших «мостом» между культурами Востока и Запада. С 12 в. появляются многочисленные записи европейских путешественников, странствующих монахов, купцов и дипломатов, посещавших страны Передней Азии и Дальнего Востока, в частности Вениамина Тудельского в 12 в., Плано Карпини, Виллема Рубрука, Марко Поло в 13 в., Одорико из Порденоне в 14 в., русских паломников Даниила Паломника (12 в.), Стефана Новгородца (14 в.) и др.
         Возникновение В. как особой отрасли знания связано с эпохой первоначального накопления капитала и началом европейской экспансии в страны Востока. Развитие В. стимулировалось также общим расширением международных связей. В. сохраняло сначала практический прикладной характер. Ему были свойственны описательность и комплексность, в рамках которой лишь постепенно сложились его первые основные отрасли — филология и страноведение, связанные, в частности, с интересом, проявленным к Востоку деятелями Ренессанса (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, М. Монтень и др.). В 15—16 вв. создаются сочинения преимущественно о странах Ближнего Востока, собранные в публикациях о путешествиях и навигациях, изданных в 16 в. Дж. Рамузио (Италия), Паркисом, Р. Хэклейтом (Англия) и др. Публикуется ценное описание Китая, составленное Мендосой (1585). Вводится преподавание древнееврейского и арабского языков на первых университетских кафедрах восточных языков, созданных в 16 в. в Париже и в 17 в. в Оксфорде. К концу 16 в. были созданы некоторые обобщающие труды, завершившие начальный этап в развитии В.: арабиста Постеля, историков Передней Азии Ротта, Бриссония и др.
         В России в 15 в. появляется описание Индии Афанасия Никитина, в 17 в. — отчёт о поездке в Китай в 1618 И. Петлина, описания путешествий в Китай русских послов Ф. И. Байкова и Н. Г. Спафария.
         Развитие В. в 17 — начале 20 вв. Дальнейшее развитие В. вплоть до новейшего времени прошло через 3 основных этапа, 1-й этап (17 — 1-я половина 18 вв.) характеризуется созданием предпосылок научного исследования Востока. Расширяется круг изучаемых восточных языков (включая персидский, турецкий и китайский). Издаются более содержательные, чем раньше, описания путешествий (итальянца Пьетро делла Балле, французов Ж. Тавернье и Ж. Шардена, немца Адама Олеария, китаеведческие работы русских авторов И. К. Россохина и А. Л. Леонтьева). Были изданы относительно полные словари некоторых восточных языков, тексты и переводы произведений восточных авторов (в частности, Саади). К концу 17 в. в некоторых университетах (Лейден, Париж, Оксфорд) было собрано значительное количество восточных рукописей; в результате этого были опубликованы первые систематизированные труды, опирающиеся на восточные источники, особенно «Восточная библиотека» д’Эрбело (Париж, 1667). В России введение практического изучения восточных языков относится к началу 18 в. (указы 1700 и 1702 Петра I). На многих востоковедных трудах того времени лежит печать развивавшегося в Европе в 17—18 вв. филоориентализма, стремившегося использовать вновь открываемые культурные ценности восточного мира в борьбе с феодальной реакцией и мракобесием духовенства. Филоориентализм смыкался накануне Великой французской революции с идеями Просвещения («восточные» драмы Вольтера, «Персидские письма» Ш. Монтескьё и др.).
         На 2-м этапе (2-я половина 18 — 1-я половина 19 вв.) закладывались научные основы В. Особого развития достигла восточная филология, положившая начало сравнительному языкознанию, что было связано с открытием древних письменностей и языков: в 1771 французским учёным Анкетилем-Дюперроном была переведена с древнеиранского языка «Авеста»; английские учёные У. Джонс и Г. Колбрук начали изучать санскрит в сопоставлении с европейскими языками; были расшифрованы древнеперсидская (в 1802 немецким учёный Г. Гротефенд, затем в 20— 30-х гг. 19 в. датский учёный Р. Раск, английский учёный Г. Роулинсон, французский учёный Э. Бюрнуф и др.) и ассиро-вавилонская клинопись (французский учёный П. Э. Ботта, ирландский учёный Э. Хинкс, английский учёный Г. Роулинсон), египетская иероглифика (французский учёный Ф. Шампольон в 1822). Возникла сеть различных азиатских обществ: Бенгальское азиатское общество в Калькутте (1784), Азиатское общество в Париже (1822), Королевское азиатское общество в Лондоне (1823), Германское востоковедное общество в Лейпциге (1845) и др. Были созданы специальные высшие учебные заведения по изучению восточных языков: в Вене — Академия восточных языков (1754), в Париже — Школа живых восточных языков (1795). Появились капитальные исследования по истории Востока и его культуре, преимущественно в эпохи древности и средневековья.
         В России Г. С. Лебедевым составлена одна из первых в Европе грамматик санскрита (1801) и дано описание грамматического строя нескольких живых индийских языков. Одним из наиболее выдающихся востоковедов 19 в. был Н. Я. Бичурин (Иакинф). Университетское преподавание восточных языков, введение которого предлагалось М. В. Ломоносовым ещё в 1754, было учреждено первым университетским уставом в 1804. Подготовка русских востоковедов сосредоточивалась первоначально в Казанском университете (с 1807), а затем в Петербургском университете (с 1819). В 1818 в России было создано хранилище восточных рукописей и монет — Азиатский музей, ставший академическим востоковедным центром.
         В исследованиях ведущих востоковедов сочетался филологический метод с широкими теоретическими обобщениями, преимущественно с историко-идеалистических позиций. В целом в мировом В. наметились две тенденции: гуманистическая (наиболее ярко отражённая в идеях западно-восточного культурного синтеза, нашедших своё литературное оформление в «Диване» И. В. Гёте) и колониалистская.
         На 3-м этапе развития В. (2-я половина 19 — начало 20 вв.) происходило расширение объекта исследований и одновременно усиливались отмеченные тенденции. Во 2-й половине 19 в. появились каталоги крупнейших европейских хранилищ восточных рукописей и книг. Широкий размах получила работа по изданию словарей восточных языков, публикации текстов в виде специальных серийных изданий филологического характера, различных «библиотек» и др. Периодически каждые 3—4 года, начиная с 1873, созывались международные конгрессы ориенталистов. Продолжалась работа по систематизации накопленных данных («Энциклопедия ислама» на 4 языках; различные сводные курсы и востоковедные справочники и др.). Изучение восточных культур европейским В. принимало всё более филологическое направление, избегавшее обобщений в пользу детализации и фактологии. С конца 19 — начала 20 вв. в Японии, Китае, Индии, Иране, Турции и других странах Востока появились крупные историки и филологи, изучавшие материал с помощью современных критических методов исследования.
         Наиболее существенной чертой русского В. 2-й половины 19 в. является идейное размежевание в его рядах. Решающую роль в этом сыграло влияние революционно-демократической мысли. Оценки многих вопросов, связанных с общественным развитием стран Востока, содержащиеся в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, являются в методологическом отношении наиболее научно значительными во всей домарксистской литературе. Воздействие русских революционных демократов сказалось на научной деятельности санскритологов П. Я. Петрова и И. П. Минаева, афгановеда Н. А. Аристова, группы политических ссыльных, изучавших палеазиатские языки (В. Н. Богораз-Тана, Л. Я. Штернберга, Э. К. Пекарского), и особенно выдающихся учёных, вышедших из среды угнетённых восточных народов царской России, — азербайджанца Мирзы Фатали Ахундова, бурята Доржи Банзарова, казаха Чокана Валиханова и др. В русском В. реакционное монархически-колонизаторское направление было представлено относительно слабо. Многие представители этого направления группировались в Обществе востоковедения, находившемся под «покровительством» царской семьи.
         Русские востоковеды создали ценные работы, положив начало новым отраслям в В., в частности тюркологии, кавказоведению и др. Русскими учёными исследовано большинство тюркских, монгольских, иранских, кавказских, палеазиатских, маньчжурских и других языков. Мировое признание получила со времени Н. Я. Бичурина русская школа китаеведов (П. И. Кафаров, В. П. Васильев, И. И. Захаров, С. М. Георгиевский, А. О. Ивановский и др.). Общепризнан авторитет русской маньчжуристики, крупнейшими представителями которой были А. М. Орлов, И. И. Захаров, А. О. Ивановский и др. Значительны заслуги русской науки в изучении Индии. В 1852—57 был создан полный и в 1879—1889 краткий санскритские словари, вошедшие в мировую литературу под названием «Петербургских словарей». Крупнейшим знатоком санскрита, пракритов, пали и новоиндийских языков был И. П. Минаев, основавший школу русских индологов. В области тюркологии работали И. Н. Березин, А. К. Казем-бек, В. В. Радлов, П. М. Мелиоранский, Н. Ф. Катанов, Э. К. Пекарский и др. Ими созданы капитальные труды по языкам, фольклору и литературе тюркоязычных народов. В 1889 Н. М. Ядринцев в Монголии на берегу р. Орхон открыл памятники древней тюркской письменности, получившие название орхонских надписей; эти памятники являются важнейшими источниками для изучения истории кочевых государств давнего прошлого. Академик Радлов дал первый полный перевод и научный комментарий енисейских и орхонских надписей. Ценные исследования по истории, литературе, фольклору и языку монголов создали Я. И. Шмидт, О. М. Ковалевский, А. А. Бобровников, А. В. Попов, А. Д. Руднев, А. М. Позднеев. Фундаментальные исследования по иранским языкам, их диалектам, фольклору и литературе были сделаны А. В. Болдыревым, К. А. Коссовичем, В. А. Жуковским, К. Г. Залеманом, Ф. Е. Коршем. Залеман положил начало изучению памирских языков. Значителен вклад В. А. Дорна в афганистику, А. Ходзько и других в исследование курдского языка, А. М. Шегрена и особенно В. Ф. Миллера в изучение осетинского языка. Крупнейшими русскими арабистами были О. И. Сенковский, Болдырев, Г. С. Саблуков, Х. Д. Френ, Д. А. Хвольсон, В. Ф. Гиргас и В. Р. Розен. Большую роль в развитии кавказоведения во 2-й половине 19 в. сыграли П. К. Услар, А. А. Цагарели, К. П. Патканов, Л. З. Мсерьянц, Л. Г. Лопатинский и др. Дореволюционные учёные открыли и ввели в научный обиход большое количество разнообразных документов, источников и памятников материальной и духовной культуры Средней Азии, Сибири, Монголии, Китая (работы П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Г. Н. Потанина, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова и др.). Козловым при исследовании развалин Харахото в южной части Монголии найдено ценнейшее собрание памятников китайской, тибетской и тангутской письменности. Ценны для науки и результаты русских археологических экспедиций в конце 19 — начале 20 вв. в Закавказье. Велико значение найденных в Восточном Туркестане (Куча, Турфан) богатых памятников буддийской, христианской и манихейской литературы, служивших предметом многих исторических и языковедческих исследований. Многочисленные труды по истории и географии Средней Азии принадлежат В. В. Вельяминову-Зернову, Н. В. Ханыкову, В. В. Григорьеву, Н. И. Веселовскому, В. В. Бартольду и другим русским исследователям. Русская школа истории Древнего Востока была создана Б. А. Тураевым — крупнейшим египтологом, автором «Истории Древнего Востока». Развёртыванию востоковедной работы в России много содействовали Русское географическое общество (в Петербурге), общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (в Москве), а также Русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. Археологическая и большая исследовательская востоковедная работа проводилась Русским археологическим обществом (его Восточным отделением). Подготовка востоковедов велась в Казанском, Петербургском и Московском университетах, в Лазаревском институте восточных языков в Москве (с 1872), в Ришельевском лицее в Одессе, во Владивостокском восточном институте и в некоторых других учебных заведениях. Важнейшими востоковедными органами являлись: журнал «Азиатский вестник» (СПБ, 1825—27), серия «Melanges asiatiques» (1852—92), «Записки Восточного отделения Русского археологического общества» (СПБ, 1887—1921), «Известия Русского географического общества» (СПБ — М., 1865), журналы «Христианский восток» (П., 1912—20), «Мир ислама» (СПБ, 1159 1912—13), многочисленные «Труды» различных научных экспедиций, «Учёные записки Казанского университета» (Каз., 1834), «Труды по востоковедению Лазаревского восточного института» (М., 1899—1916) и др.
         В середине 19 в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс выработали материалистическое понимание истории, В. впервые получило последовательно научную методологическую основу. Маркс и Энгельс исследовали также сущность колониальной политики капиталистических государств. Развитие В. И. Лениным марксизма, ленинский анализ империалистической стадии развития капитализма, глубокая научная характеристика колониальной политики в период империализма и национально-освободительной борьбы народов Востока как составной части мирового революционного процесса расширили методологическую базу для востоковедных исследований. В работах Маркса, Энгельса и Ленина содержатся важные характеристики положения в странах Востока (Индии, Китае и др.).
         В. в новейшее время. Новая эпоха всемирной истории, открывшаяся Великой Октябрьской социалистической революцией и ознаменовавшаяся кризисом колониальной системы империализма, обусловила становление нового периода в развитии В. Наиболее существенным для этого периода является успешное развитие марксистского В. Марксистское направление стало господствующим в СССР и в востоковедной науке зарубежных социалистических стран. Оно развивается также благодаря трудам учёных-марксистов в капиталистических странах. Для развития В. возрастающее значение приобретают исследования, которые проводят (особенно после 2-й мировой войны) ученые самих стран Востока. В зарубежном В. происходит укрепление позиций прогрессивного направления. Вместе с тем в условиях обострения идеологической борьбы между силами империалистической реакции и силами прогресса некоторые западные востоковеды, порывая с научным методом исследования, освещают историческое прошлое и современное положение стран Востока с колониалистских позиций.
         Советское В., как и марксистско-ленинское В. в целом, критически осваивающее передовые традиции В., коренным образом отличается от буржуазного В. диалектико-материалистической методологией и интернационалистическим подходом к предмету изучения. В 1921 по указанию В. И. Ленина были созданы востоковедные вузы и основана Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ), в создании которой крупную роль сыграл М. П. Павлович. Ассоциация и её печатный орган журнал «Новый Восток» заняли видное место в истории советского В. Позже при Коммунистическом университете трудящихся Востока была создана Научно-исследовательская ассоциация по изучению колониальных и национальных проблем, издававшая монографии, сборники и журнал «Революционный Восток». Крупнейшие русские востоковеды приняли участие в работе вновь возникших центров советского В. В советское время академики АН СССР В. В. Бартольд, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Б. Я. Владимирцов, И. Ю. Крачковский, П. К. Коковцов создали наиболее ценные труды. По-новому было поставлено изучение истории Древнего Востока трудами академика АН СССР В. В. Струве. В 1930 в результате реорганизации Азиатского музея и других востоковедных учреждений был создан институт востоковедения АН СССР.
         Была организована подготовка востоковедов в специальных учебных заведениях (Ленинградском институте живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, Московском институте востоковедения им. Н. Н. Нариманова и др.). Появились научные труды, освещающие с марксистских позиций историю, экономику и литературу стран современного Востока, коллективные работы по аграрному вопросу (издания Международного аграрного института), по рабочему движению в странах Востока, работы, посвящённые кризису колониальной системы. Были составлены учебники для вузов по основным современным восточным языкам. В связи с введением вузовского курса истории стран Востока был издан в 1940 сводный труд «Новая история колониальных и зависимых стран» (под редакцией С. Н. Ростовского, И. М. Рейснера, Г. С. Кара-Мурзы, Б. К. Рубцова).
         Характерной чертой советской науки является то, что в изучение Востока включились учёные народов Советского Востока, возглавившие целые отрасли науки: президент АН Таджикской ССР, почётный академик АН Узбекской ССР С. Айни — иранистское, академик АН Казахской ССР М. Ауэзов — тюркологическое литературоведение. В системе АН СССР и АН союзных республик возникли новые центры по изучению востоковедных проблем (Тихоокеанский институт АН СССР, институты истории, литературы и языка республиканских академий наук, востоковедные научно-исследовательские институты АН Узбекской, Азербайджанской, Грузинской и Таджикской ССР, а также отделы востоковедения в других республиканских академиях). Богатые фонды восточных рукописей собраны в Ленинграде, Ташкенте, Душанбе, Баку, Ереване (Матенадаран), Тбилиси, Казани и др. В 40-х гг. созданы отделения Востока на историческом и филологическом факультетах Московского университета (с 1956 в составе университета существует институт восточных языков), а также восточные факультеты Ленинградского, Среднеазиатского (в Ташкенте), Азербайджанского (в Баку) и Тбилисского университетов. В 1950 проведена реорганизация института востоковедения АН СССР, переведённого из Ленинграда в Москву. В 1957 создано специальное Издательство восточной литературы (с 1964 — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»). Были основаны востоковедные журналы: «Советское востоковедение» (1955, в 1959—61 называется «Проблемы востоковедения», с 1961 — «Народы Азии и Африки») и «Современный Восток» (1957, с 1961 — «Азия и Африка сегодня»). В 1957 в Ташкенте состоялась 1-я Всесоюзная конференция востоковедов, показавшая рост востоковедных исследований в республиках и усиление координации востоковедных работ научным центром советской ориенталистики — институтом востоковедения АН СССР. Значительно выросла востоковедная тематика гуманитарных институтов АН СССР — институтов истории, этнографии, философии, мировой литературы, мировой экономики и международных отношений.
         Для советского В. характерно изучение зарубежного Востока комплексно — в политико-экономическом, историческом и филологическом аспектах. Большой вклад в науку внесло старшее поколение советских востоковедов (кроме ранее названных, — академики АН СССР И. А. Орбели, В. М. Алексеев, В. А. Гордлевский, А. П. Баранников, С. А. Козин, И. И. Мещанинов, А. Н. Самойлович, Н. И. Конрад, члены-корреспонденты АН СССР А. А. Фрейман, Е. Э. Бертельс, Н. К. Дмитриев, М. С. Андреев, Н. В. Пигулевская, академик АН УССР А. Е. Крымский), воспитавшее квалифицированные кадры востоковедов. Ценные труды по В. создали академики АН СССР Б. Г. Гафуров, А. А. Губер, Е. М. Жуков, И. М. Майский, А. П. Окладников, Г. В. Церетели, члены-корреспонденты АН СССР М. Н. Боголюбов, А. К. Боровков, А. Н. Кононов, С. Л. Тихвинский, Н. Т. Федоренко и др. В 50—60-х гг. подготовлены восточные разделы во «Всемирной истории», изданы капитальные, обобщающие работы по новой и новейшей истории Индии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, арабских стран и др., вузовские учебники, исследования по проблемам кризиса и распада колониальной системы и экономического развития независимых стран Востока. В плане изучения экономического и социального развития стран Востока большое внимание отводится проблеме развития стран социалистической ориентации. Советское В. впервые создало научную историю Востока, рассматривающую все исторические события в свете марксистского учения об общественно-экономических формациях, анализа классовых отношений и борьбы угнетённых народов за своё социальное и национальное освобождение. Ценные работы по истории стран Востока создали И. М. Рейснер, Б. Н. Заходер, Е. А. Беляев, В. Б. Луцкий, А. Л. Гальперин, А. М. Осипов, А. А. Семёнов, Н. В. Кюнер, Ю. В. Ганковский, Л. И. Думан, А. М. Дьяков, И. М. Дьяконов, Г. В. Ефимов, И. Я. Златкин, М. А. Коростовцев, А. Ф. Миллер, Ю. Я. Перепёлкин, И. П. Петрушевский, Х. Т. Эйдус и др. В области изучения современного Востока определились в качестве специализированных дисциплин экономика и аграрный вопрос, международная политика на Востоке, рабочее и коммунистическое движение, социальное и экономическое прогнозирование и др. (М. П. Павлович, академик АН СССР Ф. А. Ротштейн, П. А. Миф, В. А. Гурко-Кряжин, В. А. Масленников, Г. Л. Бондаревский, Б. М. Данциг, Я. А. Певзнер, К. М. Попов, Р. А. Ульшовский и др.). Специализировалось ориенталистское литературоведение, создана серия «Литература Востока» (в 1962—69 вышло 17 выпусков по отдельным литературам), составлены восточные разделы в «Истории мировой литературы», опубликованы монографические работы по теоретическим вопросам эстетики и литератур Востока, изданы вузовские учебники, капитальные исследования по отдельным литературам (А. Н. Болдырев, член-корреспондент АН Таджикской ССР И. С. Брагинский, А. Е. Глускина, Д. С. Комиссаров, Л. Д. Позднеева, В. И. Семанов, Е. П. Челышев, Л. З. Эйдлин и др.). Издаётся серия «Памятники литературы народов Востока» (тексты и переводы).
         Большое внимание советское В. продолжает уделять изучению истории культуры Советского Востока. Многолетняя Хорезмийская археологическая экспедиция, возглавляемая член-корреспондентом АН СССР С. П. Толстовым, доказала существование на территории Средней Азии задолго до н. э. высокой самобытной культуры и государственности. Существенный вклад в В. внесли археологические экспедиции: в Таджикистане (Согдийско-Таджикская экспедиция, начатая в 1945 под руководством член-корреспондента АН СССР А. Ю. Якубовского; в 1953—54 экспедицией руководил М. М. Дьяконов), в Туркмении (Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, ЮТАКЭ под руководством академика АН Туркменской ССР М. Е. Массона), в Армении (академик АН СССР Б. Б. Пиотровский) и Грузии, а также зарубежные экспедиции (член-корреспондент АН СССР С. В. Киселев — в МНР, Б. Б. Пиотровский — в ОАР и др.).
         Народы Советского Востока вырастили национальные кадры научных работников, изучающие историю, материальную и духовную культуру своих народов, в результате чего созданы монографические исследования и сводные работы по истории азербайджанского, армянского, грузинского, казахского, таджикского, узбекского и других народов (работы академика АН Азербайджанской ССР А. Али-заде, академика АН СССР Я. А. Манандяна, академика АН Армянской ССР С. Т. Еремяна, член-корреспондента АН Армянской ССР Л. Хачикяна, академиков АН СССР И. А. Джавахишвили, С. Н. Джанашиа, академика АН Грузинской ССР Г. А, Меликишвили, академика АН Узбекской ССР Я. Г. Гулямова, С. А. Азимджановой и др.). Проведена значительная работа по изучению этнографии народов Востока (труды института этнографии АН СССР). Тщательно исследуются языки, творчество выдающихся учёных и писателей прошлого (работы академика АН Азербайджанской ССР Г. М. Араслы, академика АН Армянской ССР М. Х. Абегяна, член-корреспондента. АН СССР Г. С. Ахвледиани, академика АН Грузинской ССР А. Г. Барамидзе, академика АН Казахской ССР М. Ауэзова, президента АН Таджикской ССР С. Айни, академика АН Таджикской ССР А. Мирзоева, академика АН Туркменской ССР Б. А. Каррыева, член-корреспондента АН Узбекской ССР И. Султанова и др.).
         Советское В. достигло значительных успехов в исследовании памятников древнейших письменностей. Исключительны по своему научному значению работы по изучению сабейских, согдийских, халдо-урартских, древнетюркских, тангутских и других письменностей, эпиграфики и памятников народов Востока (исследования член-корреспондента АН СССР С. Е. Малова, Н. А. Невского, Ю. Н. Рериха, А. К. Арендса, Н. М. Винникова, В. И. Кальянова, В. А. Крачковской, В. А. Лившица, Б. И. Панкратова и др.). В советское время впервые изучены многочисленные диалекты и составлены научные грамматики, словари и труды по тюркским, кавказским, монгольским, иранским, семитским и другим языкам (работы В. А. Абаева, М. Г. Асланова, Н. А. Баскакова, Б. М. Гранде, А. А. Драгунова, В. С. Колоколова, И. М. Ошанина, Б. К. Пашкова, Г. Д. Санжеева, Б. В. Чобан-заде, К. И. Юдахина, Н. В. Юшманова и др.). В серии «Языки зарубежного Востока и Африки» (под редакцией Г. П. Сердюченко) вышло свыше 80 выпусков.
         И. С. Брагинский.
         Развитие зарубежного В. в новейшее время характеризуется резким увеличением числа специализированных научно-исследовательских учреждений, занимающихся изучением Востока, а также учебных заведений, готовящих кадры специалистов по Востоку (особенно в странах Востока, а также в США, а в послевоенные годы — в ФРГ); выросло число периодических востоковедных научных изданий и число научных работников, занимающихся востоковедением. Значительную роль в развитии востоковедных учреждений в США и других капиталистических странах сыграло стремление правящих кругов этих государств поставить В. на службу своим империалистическим интересам. Развитие В. стимулировалось вместе с тем и общим прогрессом науки.
         Исторические перемены, происшедшие после 2-й мировой войны в странах Востока, оказывают всё возрастающее влияние на развитие востоковедных исследований за рубежом. Распад колониальной системы империализма, пробуждение к новой жизни десятков ранее угнетённых народов способствовали развитию гуманитарных наук в странах Востока, определили актуализацию тематики исследований в В., растущее внимание к изучению проблем современности.
         Исключительно важную роль в развитии В. сыграли археологические исследования, интенсивно проводившиеся практически во всех государствах Востока. Археологические изыскания не только открыли миру забытые древние цивилизации, например, Хараппскую цивилизацию (См. Хараппская цивилизация) в бассейне р. Инд [Р. Сахни, Н. Банерджи, М. Ватс, А. Гхош (Индия), Дж. Маршалл, Э. Маккей, М. Уилер (Великобритания) и др.], но и впервые дали возможность приступить к созданию сравнительно целостной научной картины развития человеческого общества. В этой связи особый интерес представляет систематическое изучение памятников первобытнообщинного строя и древнейших доклассовых земледельческих культур, которое провели на Ближнем и Среднем Востоке — Л. Вулли, О. Стейн (Великобритания), Э. Херцфельд (США), Р. Гиршман, Ж. Контено (Франция) и др.; в Южной Азии — А. Х. Дани, Ф. А. Хан (Пакистан), В. Д. Кришнасвами, Б. Б. Лал (Индия), В. А. Фаирсервис (США) и др.
         Археологические изыскания помогли также вписать новые страницы в историю народов Востока в древности и раннем средневековье (раскопки на территории Афганистана — А. Фуше, Франция; на территории Ирана — Д. Шлюмберже, Франция, и др.).
         Введению в научный оборот массы исключительно ценных источников способствовали расшифровка некоторых забытых письменностей и успешное изучение и интерпретация ряда древних восточных языков: шумерского (немецкие учёные А. Деймель, А. Пёбель, А. Фалькенштейн; С. Н. Крамер, США, и др.), хеттского (Б. Грозный, Чехословакия, и др.), хурритского (Э. А. Спайзер, США, и др.), угаритского (П. Фронзароли, Италия, и др.), хаттского, или протохеттского (Э. Ларош, Франция; немецкие учёные Э. Форрер, А. Камменхубер), эламского (Р. Лабат, Франция; В. Хинц, ФРГ; Р. Т. Хэллок, США), тохарских (В. Краузе, ФРГ; Х. Педерсен, Дания) и др. Были осуществлены сводные критические издания ахеменидских текстов (Дж. Камерон, Р. Кент, США), пахлавийских (А. Кристенсен, Е. Барр, Дания), согдийских (Э. Бенвенист, Франция), хотанских (Х. Бейли, Великобритания), кумранских (Дж. Аллегро, М. Барроуз, Великобритания: Ж. Милик, Польша, затем Франция); тохарских (немецкие учёные Э. Зиг, В. Зиглинг и В. Шульце; С. Леви, Франция, и др.). Огромная работа по собиранию, изучению и изданию средневековых памятников литературы, науки и культуры была проделана учёными стран Востока (М. Бакир, П. Х. Рашди, Пакистан; М. Бахар, М. Минови, С. Нафиси, П. Ханлери, Иран; С. Мунаджид, Ливан, и др.). Учёными МНР и КНДР изданы ценные памятники средневековой историографии; в 50-х гг. историками КНР опубликованы сборники документов по новой и частично новейшей истории Китая.
         Параллельно расширению источниковедческой базы шло создание сводных работ по истории литературы, культуры, философской мысли, религиозных учений отдельных стран и народов Востока в древности, средние века и новое время, а также политической и экономической истории Востока, в которых обобщён огромный фактический материал [по странам Ближнего и Среднего Востока (Г. Грюнебаум, Австрия, затем США; А. Блошер, А. Корбен, Ж. Лазар, Л. Массиньон, А. Массе, Франция; М. Моле, Польша, затем Франция; Я. Рипка, Чехословакия; Х. Риттер, Чехословакия, затем до 2-й мировой войны Нидерланды, потом Турция и др.); Южной и Юго-Восточной Азии (немецкий учёный М. Винтерниц; А. А. Кохзад, Афганистан; И. Х. Куреши, Пакистан; В. Рубен, ГДР; Дж. Саркар, И. Хабиб, Индия; Г. Франке, ФРГ); Дальнего Востока (Л. Гудрич, США; К. Еноки, Япония; Т. Картер, О. Латтимор, США, с 1963 Великобритания; А. Ростхорн, Австрия, и др.)]. Изданы обобщающие работы по истории Кореи (учёными КНДР), Монголии (Б. Ширендыбом, Ц. Дамдинсурэном и другими учёными МНР).
         Ценные исследования по отдельным периодам истории Вьетнама создали Ван Тао, Чан Хюи Лиеу, Дао Зюй Ань и другие историки ДРВ. Ряд работ по истории Китая создали Фань Вэнь-лань, Цзянь Бо-цзань, Ло Эр-ган и др. Исследования по проблемам истории Японии создали прогрессивные японские историки С. Хаттори, Г. Хани и др.
         Развитие востоковедных исследований в области истории и истории культуры способствовало преодолению зарубежными востоковедами, стоящими на прогрессивных позициях, ошибочных европоцентристских идей и ненаучных представлений о якобы цивилизаторской миссии колониальных держав на Востоке, восприятию и разработке плодотворных идей о единстве всемирно-исторического процесса, органической частью которого является история народов Востока. Попытки отдельных востоковедов трактовать историю, в частности историю культуры народов Востока, с реакционных колониалистских позиций, изображать политику колонизаторов как якобы благоприятствующую развитию колоний встречают обоснованную научную критику в трудах марксистских и других прогрессивных востоковедов.
         В предвоенные и послевоенные десятилетия возрастает внимание к изучению живых языков современного Востока, в том числе бесписьменных, которые ранее по разным причинам изучались сравнительно мало (среди других — работы Г. Моргенстьерне, Норвегия, по иранским, дардским и индоарийским языкам; М. Б. Эмено, США, по дравидским языкам; Д. Л. Р. Лоример, Норвегия, по языкам бурушаски). В восточном языкознании наряду со сравнительно-историческим всё большее признание получают методы сопоставительной и структурной лингвистики. Создано большое число работ по диалектологии, лингвистической географии, классификации, происхождению и развитию языков. В последние годы всё большее внимание исследователей привлекают проблемы формирования и функционирования национальных языков, а также вопросы языковой политики в странах Востока.
         В 50—60-е гг. 20 в. в В. неуклонно возрастает интерес к изучению проблем экономического и социального развития стран Востока; резко увеличивается число работ социологического плана, ведутся исследования, связанные с построением моделей экономического роста и прогнозированием социальных и политических процессов. Эти отрасли науки получают всё новые стимулы для своего развития и в самих странах Востока, что определяется насущными потребностями преодоления последствий колониального ига.
         Интерес В. к проблемам современности продемонстрировали последние международные конгрессы востоковедов, особенно 25-й (1960, Москва), 27-й (1967, Анн-Арбор, США), 28-й (1971, Канберра, Австралия). Растущее внимание к изучению современных проблем тесно связано с борьбой за определение путей прогресса развивающихся стран Востока.
         В начале 70-х гг. за рубежом свыше 1100 научно-исследовательских центров и ассоциаций (включая востоковедные факультеты университетов и других высших учебных заведений) ведут исследовательскую работу в области В. и готовят кадры востоковедов. Число востоковедных учреждений после 1917 увеличилось почти в 7 раз. Крупнейшие зарубежные востоковедные центры: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета, Королевское центрально-азиатское общество (Великобритания); институт востоковедения Германской АН в Берлине (ГДР); институт истории Вьетнама (ДРВ); Датское востоковедное общество, Скандинавский институт азиатских исследований (Дания); Всеиндийская востоковедная конференция, Бенгальское азиатское общество (Индия); Институт востоковедения, Итальянский институт Среднего и Дальнего Востока (Италия); Институт истории (КНДР); Институт истории АН МНР; Институт Ближнего Востока (Нидерланды); Польское общество востоковедов; Ассоциация азиатских исследований, Американское востоковедное общество, Международная ассоциация иранского искусства и археологии (США); Турецкое историческое общество; Общество востоковедов Финляндии; Азиатское общество, Французская школа Дальнего Востока (Франция); Германское востоковедное общество (ФРГ); Институт востоковедения (Чехословакия); Восточный институт (Югославия).
         Важнейшие зарубежные востоковедные периодические издания: «Journal of the Royal Asiatic Society...» (L., 1834—), «Bulletin of the School of Oriental and African Studies University of London» (L., 1917—), «Journal of the American Oriental Society» (New Haven, 1843—), «Journal Asiatique» (P., 1822—), «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft» (Lpz., 1847—), «East and West» (Roma, 1951—), «Asian Review and Art and Letters» (L., 1964—), «Eastern World» (L., 1947—), «International Journal of American Linguistics» (Baltimore, 1917—), «Archiv Orientalni» (Praha, 1929—), «Przeglad Orientalistyczny» (Warsz., 1948—), «Islamic Review» (Woking, 1913—), «Ancient India» (Delhi, 1946—), «Tamil Culture» (Madras, 1952—).
         Ю. В. Ганковский.
        
         Лит.: Бартольд В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Очерки по истории русского востоковедения, сб. 1—6, М., 1953—63; Очерки истории исторической науки в СССР, т, 1—4, М., 1955—1966; Материалы Первой Всесоюзной научной конференции востоковедов в г. Ташкенте, Таш., 1958; Струве В. В., Советское востоковедение за 40 лет, «Уч. зап. Ин-та востоковедения АН СССР», 1960, т. 25; Гафуров Б. Г., Международный форум ориенталистов (К итогам XXV Международного конгресса востоковедов), «Вопросы истории», 1960, № 11; После XXV Международного конгресса востоковедов, «Проблемы востоковедения», 1960, № 6; Ганковский Ю. В., XXVI Международный конгресс востоковедов, «Народы Азии и Африки», 1964, № 4; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.), М., 1961; Данциг Б. М., Изучение Ближнего Востока в России, М., 1968; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, Избр. соч., т. 5, М. — Л., 1958; Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917—1959). Филология, М., 1959; Великий Октябрь и развитие советского китаеведения. [Сб. статей], М., 1968; Кононов А. Н., Тюркская филология в СССР. 1917—1967, М., 1968; Смирнов Н. А., Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Кузнецова Н. А., Кулагина Л. М., Из истории советского востоковедения. 1917—1967, М., 1970; Fifty years of Soviet Oriental Studies. Brief reviews (1917—1967), [в. 1—26], Moscow, 1967; Dugat G., Histoire des orientalistes de l’Europe du XII au XIX siecle, t. 1—2, P., 1868—70; Historians of South East Asia, ed. by D. G. E. Hall, Oxf., 1961; Historians of China and Japan, ed. by W. G. Beasley and E. G. Pulley-blank, Oxf., 1961; Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. М. Holt, Oxf., 1962; Franke Н., Sinologie, Bern, 1953. См. также лит. к статьям о востоковедных региональных отраслях.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        как филологическая культурология
        основано преимущественно на филол. базисе изучение традиц. культур Востока в их истор. движении. Удельный вес филологии, культурологии (в к-рую включено религиоведение) и истории был весьма неодинаков в трудах по классич. В. разл. авторов. Неодинаковой была и степень осознанности основоположений и задач каждой из дисциплин востоковедч. комплекса, особенно культурологии, присутствовавшей в нем больше де факто, чем де юре. Понятия эксплицитно воссозданной культурной модели, определяющей характер той или иной традиции в целом, еще не существовало, его заменяло скорее интуитивно угадываемое представление об особом менталитете традиции, духовном контексте изучаемых текстов, порождаемом сочинениями религ. канона, филос. и квазифилос. произведениями. Вместе с тем менталитет исследуемой культуры и культуры исследователя в явной форме не различались, что вело к модернизации, искажениям в понимании и оценке исследуемых явлений.
        Гл. объектом классич. В. должен стать человек той или иной культуры Востока, для чего самому классич. В. следует преобразоваться в вост. культурологию, особую, основывающуюся на филол. анализе. Неразвитость культурологич. аспекта способна превратить классич. В. в науку не столько о человеке, сколько о тексте.
        В предложенной “формуле” классического В. речь идет не о всякой культуре, а лишь о традиционной по типу, ориентированной на самотождество, а не на инновацию, обладающей высокой степенью единства и устойчивыми методами воспроизведения. В истории традиц. культуры различаются два осн. этапа: дорефлективный и рефлективный традиционализм (термины С.С. Аверинцева). Свои классические формы традиц. культуры Востока обрели именно на втором этапе, обычно соответствующем средневековью, когда в их недрах сложилось культурное самосознание — сумма представлений культуры о самой себе, своей структуре и предназначении. Общая модель, упомянутая выше, конкретизируется в рефлективно-традиционалистских культурах средневек. Востока как моноцентричная, авторитарная и каноничная. Первые две характеристики указывают на то, что “картину мира” в такой культуре определяет концепция Абсолюта — Бога как Высшей Личности или безличного Единого, надмирного Закона, третья — призвана подчеркнуть основополагающее значение для нее принципа “правильности” — правильного устройства любого компонента культуры и всей ее в целом. Эта “правильность” обусловлена концепцией Абсолюта как творящего и все проникающего собой первоначала. Она же, в свою очередь, порождает строгую системность средневек. культуры — единство всех ее областей.
        Сосредоточенность классич. В. на изучении традиц. культуры породила представление о нем как о дисциплине, далекой от современной реальности, малоактуальной, тогда как в действительности ни одно серьезное исследование совр. явлений в любой из стран Востока не может игнорировать соответствующую традиц. культуру, порожденного ею человека, его систему ценностей. Ибо традиц. культура — это самый значит, многотысячелетний пласт в культуре Востока (ее разложение началось не ранее вт. пол. 19 в., а во многих регионах и в 20 в.); новейшая история, политика, экономика Востока суть не что иное, как синтез традиционного и нового (отсюда и отличие от зап. моделей); наконец, именно во вт. пол. 20 в., в связи с духовной деколонизацией и поисками нац. идентичности, на Востоке повсеместно усилились неотрадиционалистские тенденции, стремления вернуться к переосмысленным и переоцененным основоположениям традиц. культуры и, опираясь на них, разрешить проблемы духовного и материального развития общества.
        Таково гуманитарное значение традиц. культуры Востока и соответственно классич. В. Специфика классич. В. состоит в том, что его основой являются вербальные (в первую очередь письменно фиксированные) тексты, изучаемые филологией в таких ее ответвлениях, как лингвистика, лит-ведение, текстология. Приоритет филологии объясняется не только стремлением сохранить преемственность старого и нового классич. В., разработанностью аппарата исследований, но и тем, что вербальные тексты играют решающую роль в традиционалистски-рефлективных культурах Востока (и не в них одних). Слово способно описывать максимально широкий круг объектов (все, что вообще выразимо), посредничать между другими по материалу видами описаний (музыкальным, изобразительным, архитектурным, математическим и др.) и давать им “лит. основу”, а также выступать единственным средством выражения для самосознания разл. областей культуры, ее вербальная проекция — самое полное воплощение культурной системы в целом. Идеол. уровень — “картина мира” с центральной для нее концепцией Абсолюта, определяющей принципы, на к-рых основывается культура, — представлен текстами религиозного канона, комментариями к ним, натурфилос. и схоластико-филос. сочинениями. Ценностный уровень, на к-ром, исходя из этих принципов, формулируются правила функционирования и воспроизведения культуры, получает выражение во всевозможных “ученых” и дидактич. сочинениях, призванных эксплицировать систему ценностей, предписывать поведенческие модели. Это тексты о правильной духовной и физич. структуре человека-деятеля и о правильной структуре его деятельности. В совокупности таких текстов фиксируется самосознание культуры. Наконец, поведенческому уровню культуры соответствуют разл. типа лит. сочинения, отличающиеся особым, эстетически отмеченным структурированием материала. Лит. произведения вновь содержат поведенческие модели, но не как предписываемые, а как осуществленные.
        Даже такая чрезвычайно упрощенная модель вербальной проекции культуры (системы текстов) и первонач. опыт изучения подобных систем свидетельствуют о том, что они охватывают всю психол. структуру человека. С известным огрублением можно сказать, что средневек. сочинения идеол. уровня ориентированы на сферу духовной интуиции, ценностного уровня — на сферу разума, поведенческого уровня — на сферу эмоции. В итоге правильно организованная система текстов оказывается не чем иным, как формой для отливки соответствующего нормам данной культуры типа человека. Объединение усилий филологии и культурологии сулит наиболее глубокое постижение того, что представляет собой этот человек. Необходимо также усилить координацию религиоведения и филологии. В наст. время изучаются гл. обр. прикладные проблемы на стыке религии и политики, в то время как религио-ведческая тематика — канон, догматика, культ, а также место и функции религии в культуре остаются в тени. В последние годы были предприняты нек-рые попытки для исправления ситуации в вост. культурологии, религиоведении и филологии. Взаимодействие лит-ведения и культурологии определяется ролью традиц. лит-ры как носительницы правильно реализованных поведенческих моделей. Благодаря такому способу представления самих поведенческих моделей, при к-ром они несут более или менее отчетливый отпечаток концепций идеол. и ценностного уровней, лит-ра, подобно системе текстов в целом, оказывается довольно своеобразной проекцией культуры. Представляя культурные концепции не в дискурсивной, а в образной форме (образ — реализованная в лит-ре поведенческая модель), давая возможность непосредственно “пережить” их, она апеллирует к эмоциональной сфере, выступает эмоциональной репликой всей системы культуры. Лит-ведческая информация совершенно необходима культурологии, тогда как культурологический подход к лит. материалу способен значительно прояснить генезис лит-ры, ее поэтику, специфику функционирования и особенности трансформации традиц. литератур.
        Необходимость координации исследований культурологов и лингвистов объясняется как преимуществами совместной разработки традиц. темы “Язык и мышление”, в частности изучения зависимости мировосприятия, запечатленного в “картине мира”, от языкового сознания, так и тем, что сравнительно-истор. языкознание, наряду с археологией, является гл. источником сведений о дописьменных этапах сложения культур. Совмещение культурологич. методов с лингвистическими, позволяющими получить данные о хронологии формирования этносов и этнич. культур, о географии их миграций и распространения, о взаимовлияниях, наконец, благодаря лингвистич. реконструкции, о культурной терминологии, об именах божеств и мифологич. персонажей, нередко выдающих их функции, значительно расширило бы наши знания о древнейших культурах.
        Эта координация наук — система лучей, исходящих из единого центра, к-рым должна стать культурология.
 
Лит.: Брагинский В.И. Классич. востоковедение как филол. культурология // Народы Азии и Африки. М., 1990. №3.
 
В. И. Брагинский
Орфографический словарь Лопатина
востоков`едение, востоков`едение, -я
Словарь Ожегова
ВОСТОКОВ’ЕДЕНИЕ, -я, ср. Совокупность наук о странах Востока.
прил. востоковедный, -ая, -ое и востоковедческий, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ВОСТОКОВ’ЕДЕНИЕ, востоковедения, мн. нет, ср. Совокупность социально-экономических и филологических научных дисциплин, изучающих страны Востока; ориенталистика.
Толковый словарь Ефремовой
[востоковедение]
ср.
Научная дисциплина, изучающая историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию стран Востока; ориенталистика.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОСТОКОВЕДЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ВОСТОКОВЕДЕНИЕ