|
|
|
|
|
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Мультимедийная энциклопедия |
(англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и
значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с
поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа
Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними
римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о
воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских
пресвитериан о воскресенье как дне отдыха. Это представление
усвоили пуритане в штате Массачусетс, что привело к принятию
т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших трудовую
деятельность в этот день.
Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5
в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога
Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид. Наиболее
распространенным символом египетской религии стал Атон
("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На
дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде
божества, выходящего из дверей, которые открывают его
служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть.
Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии,
где говорится, что "оно выходит, как жених из брачного чертога
своего, радуется, как исполин, пробежать поприще" (Пс 18:6).
Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у местного
населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону
(слово "хамман", возможно, означало изображение солнца на
алтарях божества).
В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В
зороастризме это божество называлось Язата, это - сила света,
помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал
ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал
популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце
концов был признан римскими императорами. С очень древних
времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник. А
поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа
Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали
отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день
солнца", пришел на смену dies Saturni - дню Сатурна. Самый
древний из известных нам законов о воскресенье был введен
эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что
"городские власти, горожане и ремесленники" должны
воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца.
Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев
(каждый день назывался в соответствии со своим порядковым
номером), но к концу 3 в. в западном христианстве
распространились названия дней недели, соответствующие
названиям планет, а в 4-5 вв. там окончательно утвердились
языческие названия дней недели. Как было сказано выше, в тот же
период распространение восточных культов солнца способствовало
утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели,
в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во
всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день
для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом
Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период
христиане собирались в первый день недели "для преломления
хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований
(Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик
(середина 2 в.) описывает, как "в день, именуемый днем солнца",
все христиане - горожане и сельские жители - собирались для
получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы, раздач
хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что
христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не
для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало
никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан
заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от
мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество
императорских декретов, которые все строже запрещали труд в
воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории,
церковь выделила воскресенье как святой день.
См. также <<ШАББАТ>>. |
Орфографический словарь Лопатина |
воскрес`енье, воскрес`енье, -я, р. мн. -ний (день недели) |
Словарь Ожегова |
ВОСКРЕС’ЕНЬЕ, -я, род. мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха.
прил. воскресный, -ая, -ое. В. день. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. день || в вознесенье, когда оно будет в воскресенье |
Словарь Ушакова |
ВОСКРЕС’ЕНЬЕ, воскресенья, ср. Название одного из семи дней недели. |
Толковый словарь Ефремовой |
[воскресенье]
ср.
1) Седьмой день недели, следующий за субботой.
2) Выходной день. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ВОСКРЕСЕНЬЕ
будет выглядеть так: Что такое ВОСКРЕСЕНЬЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|