Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОЛЫНСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Артемий Петрович [1689 — 27.6(8.7).1740, Петербург], русский государственный деятель и дипломат. В 1719—24 астраханский губернатор. Сыграл выдающуюся роль в подготовке Персидского похода 1722—23 (См. Персидский поход 1722-23). В 1725—30 (с небольшими перерывами) казанский губернатор. С 1738 — кабинет-министр и вскоре единственный докладчик у императрицы Анны Ивановны по делам кабинета. Стремился ограничить влияние иностранцев. Вокруг В. с начала 30-х гг. сложился кружок, состоявший главным образом из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий. На вечерах у В. обсуждались проекты государственного переустройства. В. написаны «рассуждения»: «О гражданстве», «Каким образом суд и милость государям иметь надобно», «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел» и др. В. был сторонником усиления политического значения дворянства, более широкого привлечения его к государственному управлению. В. разрабатывал меры для развития торговли и промышленности. В. неодобрительно отзывался об императрице и её фаворите Э. Бироне. Интриги Э. Бирона, А. И. Остермана и других при отсутствии у В. реальной силы привели в 1740 к аресту В. и его «конфидентов». В. был обвинён в измене и казнён.
         Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй четверти XVIII в., М., 1957; Шишкин И., А. П. Волынский, «Отечественные записки», 1860, т. 128, 129.
         Б. И. Краснобаев.
Современная Энциклопедия
ВОЛЫНСКИЙ Артемий Петрович (1689 - 1740), государственный деятель и дипломат. В 1719 - 30 астраханский и казанский губернатор, с 1738 кабинет-министр императрицы Анны Ивановны. Противник Э.И. Бирона. Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнен.
1000 кратких биографических данных
псевдоним писателя А. Л. Флексера, писавшего по вопросам философии и эстетики. Большинство его критических статей направлены против корифеев русской прогрессивной общественной мысли - Белинского, Чернышевского, Писарева и др. В области общих философских вопросов Волынский примыкал к идеалистическому направлению. Волынский сотрудничал в "Восходе" и "Северном Вестнике", членом редакции которого он состоял, а после прекращения последнего в "С.-Петербургских Ведомостях" и столыпинской "России", "Новостях" и других полуреакционных газетах.
Ономастикон
см. ВОЛЫНЕЦ
Русская цивилизация
Артемий Петрович (1689-27.06.1740), государственный деятель и дипломат. Из древнего дворянского рода. С 1704 на службе, вначале солдат драгунского полка, затем (с 1711) ротмистр. Принимал участие в Прутском походе. В 1715-19 уже в чине подполковника ездил с дипломатическими поручениями в Персию. В 1719-24 Волынский был астраханским губернатором, выступил одним из организаторов Персидского похода 1722 — 23. В 1725 — 30 (с небольшими перерывами) в чине генерал-майора был губернатором в Казани.
Волынский — один из немногих русских дворян, достигших высокого положения во время бироновщины. В 1738 он был назначен кабинет-министром и вскоре стал единственным докладчиком у Анны Ивановны по делам Кабинета. Волынским был написан «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел» и др. документы, о которых остались лишь косвенные свидетельства, поскольку они были уничтожены перед арестом. Волынский был сторонником самодержавной монархии, но с усилением роли Сената и с более широким привлечением к управлению русского дворянства при ограничении в составе высшего чиновничества иностранцев. Волынский разрабатывал меры по расширению торговли и промышленности, выступал за равное соотношение доходов и расходов в государственном бюджете. Интриги противников Волынского привели к аресту его «конфидентов» (Ф. И. Соймонова, П. М. Еропкина, А. Ф. Хрущева и П. И. Мусина-Пушкина). Несмотря на отрицание Волынского обвинения в замыслах государственного переворота и попытке захватить трон, он был осужден как изменник и казнен.
Л. Н. Вдовина
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1861-1926), критик, искусствовед. Отстаивал "автономию" философско-эстетической критики от публицистики (кн. "Русские критики", 1896, "Борьба за идеализм", 1900). Работы о Леонардо да Винчи, Ф. М. Достоевском, Н. С. Лескове. Исследования о балете: "Проблемы русского балета" (1923), "Книга ликований" (1925).
2.
ВОЛЫНСКИЙ Артемий Петрович (1689-1740), государственный деятель. В 1719-30 астраханский и казанский губернатор, с 1738 кабинет-министр императрицы Анны Ивановны. Противник "бироновщины". Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Обвинён в измене и казнён.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Флексер) Аким Львович (1863-1926) - лит. и театр, критик, искусствовед, культуролог. Окончил юрид. ф-т С.-Петербург, ун-та (1886). С 1891 заведовал критич. отделом и был фактич. редактором Петербург. журн. “Северный вестник”, ставшего в 1890-е годы одним из гл. органов символизма (в нем публиковались произв. Н. Минского, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Мережковского, 3. Гиппиус и др. символистов). В “Северном вестнике” были напечатаны и осн. статьи В. о рус. лит-ре и критике. Собрав журнальные статьи, В. выпустил несколько книг: “Борьба за идеализм”, “Царство Карамазовых”, “Книга великого гнева”. В. занимался также историей театр, и изобр. искусства; за работу о Леонардо да Винчи был удостоен звания почетного гражданина г. Милана. В 1900-е гг. В. выступал с имевшими большой успех лекциями о рус. лит-ре и искусстве и проявил себя незаурядным оратором.
        Работы В. о рус. лит-ре и особенно о рус. критике на рубеже 19-20 вв. были предметом бурных споров. С В. полемизировали представители разл. течений -и марксисты (Г. Плеханов), и символисты (Д. Мережковский).
        Для подхода В. к явлениям культуры и искусства характерно стремление соединить понятийный, образный и духовный планы, раскрыть философско-символич. смысл любого худож. явления. В. последовательно отстаивал принципы идеалистич. эстетики. Для него искусство есть выражение развивающегося “духа жизни”; в нем ярче, чем в действительности, обозначаются “великие контрасты” эмпирич. и мистич. мира. Критика, по В., должна быть не “публицистической”, а “философской”; ее задача — прослеживать, как поэтич. идея “пробивается” сквозь “пестрый материал” жизненных представлений и взглядов автора, перерабатывающего факты внешнего опыта. В. подверг критич. анализу “революционно-демокр.” течение рус. критики (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев), к-роене раскрыло духовные источники рус. искусства, односторонне сведя его к “реализму” и указав только на утилитарные цели искусства. “Грубому примитивному материализму” и утилитаризму В. противопоставлял духовность подлинного искусства, символичность, чистоту и ясность образов, открывающих умственному взору читателя доступ в мир “свободных идей”.
        С конца 1900-х гг. В. занимался преимущественно исследованием классич. танца: писал рецензии на спектакли Мариин. театра и статьи по теории балета. В классич. балете В. видел явление высокой культуры, противостоящее быту. В 1920 В. вместе с А. Вагановой и Н. Легатом организовал Школу рус. балета, к-рая просуществовала до 1925. Итогом размышлений В. о природе балета стала “Книга ликований” (1925), где раскрыта семантика движений классич. танца.
 
Соч.: Русские критики: Лит. очерки. СПб, 1896; Н.С.Лесков: Критический очерк. СПб., 1898; Леонардо да Винчи. СПб., 1899; Киев, 1909; Борьба за идеализм: Критич. статьи. СПб., 1900; “Книга великого гнева”: Критич. статьи. Заметки. Полемика. СПб., 1904; Ф.М. Достоевский: Критические статьи. СПб., 1906; Четыре Евангелия. Пг., 1922; Что такое идеализм. Пг., 1922; Проблема рус. балета. Пг., 1923; Книга ликований. Азбука классич. танца. М., 1992.
 
Лит.: Молоствов Н.Г. Борец за идеализм: (Слово правды об А.Л. Волынском). Рига, 1902; Он же. Волынский и новейшие идеалисты. СПб., 1905; Памяти А.Л. Волынского: Сб. Л., 1928; Куприяновский П.В. А. Волынский — критик // Творчество писателя и лит. процесс. Иванове, 1978; Созина Е.К. А. Волынский в рус. лит. процессе 1890-х годов // Рус. лит-ра 1870-1890 годов. Проблемы характера. Свердл., 1983.
 
Б. В. Кондаков
Орфографический словарь Лопатина
вол`ынский, вол`ынский (от Вол`ынь)
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Артемий Петрович (1689-1740) – рус. государственный деятель) (Волынский:) Знайте, что новые будут Бироны И новых «меня» похороны. Хл911-13 (449); И в звуках имени Хвалынского Живет доныне смерть Волынского. И скорбь безглавых похорон Таится в песне тех сторон. Хл913 (245)
Литературная энциклопедия
Аким Львович [1863—1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный
303 критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Сев. вестник», 1889, кн. VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма». Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевернутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний. Статьи В. о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под заглавием «Лит-ые заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Лит-ые очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т. д. За «русских критиков» на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей «Лит-pa и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. «На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не
304 более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу „субъективную социологию“». Плеханов едко высмеял и стиль писаний В. В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. д. Или о Гоголе: «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца». Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в «Северном вестнике», 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским («Книга великого гнева», СПБ., 1904; «Царство Карамазовых», СПБ., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь». Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) — посвященный обоснованию и защите так наз. «классического балета». Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей [1920—1924], председательствовал в коллегии «Всемирной лит-ры». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки. Библиография: II. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903); Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. «Критические очерки», т. II, СПБ., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в «Сочин.», т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. под ред. П. Медведева, 1928. III. Произведения В. и лит-ру о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской лит-ры, в изд. «Русск. лит-ра XX в.», т. II, кн. 5, изд. т-ва «Мир», М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. Эм. Бескин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОЛЫНСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ВОЛЫНСКИЙ