Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Wolfram von Eschenbach)
        (около 1170, Эшенбах, — 1220), немецкий поэт-миннезингер. Странствующий певец. Автор стихотворного рыцарского романа «Парцифаль» (1198—1210, изд. 1783), входящего в цикл романов о короле Артуре (см. Артуровские легенды). Прославление рыцарства сочетается в романе с проповедью религиозного искупления и отречения. Тем же умонастроением проникнуты и незаконченные романы В. фон Э. «Виллегальм» и «Титурель», а также его песни, принадлежащие к жанру альбы.
         Соч.: [Werke], hrsg. von A. Leitzmann, Н. 1—5, Halle/Saale — Tubingen, 1953—58.
         Лит.: Иванов К. А., Трубадуры, труверы и миннезингеры, 2 изд., П., 1915; Lowet R., Wolfram von Eschenbachs Parzival im Wandel der Zeiten, Munch., [1955]; Hohenstein L., Die Nachte in St. Wendelin. Der Lebensroman Wolframs von Eschenbach, Rudolstadt, 1969.
         Н. Б. Веселовская.
Мультимедийная энциклопедия
(Wolfram von Eschenbach) (ок. 1170 - ок. 1220), немецкий поэт. Принадлежал к обедневшему роду баварской знати; родился, возможно, в Вольфрамс-Эшенбахе близ Ансбаха в Центральной Франконии. Из его текстов следует, что, несмотря на постоянную нужду, он много путешествовал по южной и центральной Германии и пользовался гостеприимством ландграфа Германа Тюрингского. Шедевр Вольфрама - рыцарский роман в стихах Парцифаль (Parzival, 1195- 1210, изд. 1793; рус. перевод 1974). Роман повествует о юноше, отец которого был убит на турнире. Мать, Херцелоида, воспитала его вдали от сверстников и в неведении о рыцарстве, чтобы он не последовал примеру отца и не стал рыцарем. Однако расчет матери не оправдывается. К ее великому огорчению, Парцифаль уезжает ко двору короля Артура. Чистый душой, но совершающий по неразумию оплошности, он наконец обретает наставника в правилах истинного рыцарства - старого рыцаря Гурнеманца, спасает попавшую в беду прекрасную принцессу Кондвирамур и женится на ней. Вскоре после свадьбы Парцифаль оставляет молодую жену ради дальнейших приключений, но хранит верность до самого дня их окончательного воссоединения. Странствуя, он попадает в замок Мунсальвеше, где находятся Святой Грааль и король Анфортас. Несмотря на многочисленные намеки, юный Парцифаль не задает вопросов о значении Грааля (который здесь описан как камень) и не выказывает жалости к недужному королю, который доводится ему родным дядей (Парцифаль его не узнал). Далее следуют многолетние странствия, во время которых он разуверивается в Божьем милосердии, пока встреченный им отшельник Треврицент, брат Анфортаса, не укрепляет его в вере и не открывает ему значение Грааля. Среди прочих дальнейших приключений описан бой Парцифаля с Гаваном, вторым героем романа, представителем более светского рыцарства. Наконец Парцифаль снова выезжает к замку Грааля, исцеляет своим состраданием недужного короля, сам становится королем Грааля и воссоединяется с женой, которая за это время родила ему двух сыновей. Возможно, поиски Грааля отражают устремления Тевтонского рыцарского ордена, основанного в Святой Земле в 1190, и поэма содержит сплав западных и ближневосточных идеалов, вывезенных в Европу крестоносцами, и глухо различимую тему английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Парцифаль безусловно относится к рыцарским романам Артуровского цикла - важные сцены в нем происходят при дворе короля Артура. Однако Артуровская тематика имеет в сюжете романа второстепенное значение сравнительно с темой королевства Грааль, которое Парцифаль обретает после многолетних испытаний. Поэма написана традиционными рифмованными двустишиями (обычно ямбическими), характерными для немецкого куртуазного романа зрелого периода. Начинал Вольфрам, по-видимому, как автор любовных песен; до нашего времени их дошло девять (авторство двух сомнительно). В основном это "утренние" (Wchtlieder) или "дневные" (Tagelieder) песни, в которых сторож оповещает тайных любовников о том, что наступает рассвет. Эта форма носит отпечаток альбы, жанра провансальской лирики. Помимо этого мы располагаем вышедшими из-под пера Вольфрама отрывками поэмы под названием Титурель (Titurel), где описываются любовники Сигуна и Шианатуландер, появлявшиеся уже в Парцифале. Эти фрагменты написаны своеобразной четырехстрочной строфой. И наконец, Вольфраму принадлежит неоконченная поэма Виллехальм (Willehalm, между 1212-1218; сохранилось ок. 14 000 строк в девяти книгах), в которой описываются подвиги герцога Аквитании Вильгельма Оранского, бывшего вассалом короля Людовика I Благочестивого, в войне против сарацинов (9 в.). См. также <<АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ>>; <<ГРААЛЬ>>; <<КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА>>; <<ПЕРСЕВАЛЬ>>.
Современная Энциклопедия
ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (около 1170 - около 1220), немецкий поэт-миннезингер. В стихотворном рыцарском романе "Парцифаль" (1198 - 1210, издан в 1783; одноименная опера Р. Вагнера), входящем в цикл Артуровских легенд, в альбах ("утренних песнях") - прославление чести, верности долгу, проповедь нравственного очищения и религиозного искупления.
Литературная энциклопедия
[Wolfram von Eschenbach, вторая половина XII в. — 1220] — один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. Происходил из знатного (титул «her»), но обедневшего рода, вел жизнь служилого рыцаря и миннезингера (см. «Миннезанг»), Вольфраму фон Эшенбах принадлежат: «Парсиваль» (Parzival, 1210), самый известный немецкий роман средних веков; «Титурель» (Titurel), дошедший до нас в отрывках, введенных Альбрехтом фон Шарфенберг в поэму «Младший Титурель» (Der jungere Titurel), развивающую вводный эпизод из цикла о Граале; роман «Виллегальм» (Willehalm), в центре которого стоит образ воина-святого. Впрочем своего полного развития образ Виллегальма достиг только у продолжателей романа (Ульрих фон ден Тюрлин, Ульрих фон Тюргейм). «Титурель» и «Виллегальм» отмечены (особенно «Титурель») высокими поэтическими достоинствами, однако величайшим созданием В. бесспорно является его «Парсиваль», в котором литература феодализма на его закате нашла свое наиболее яркое выражение. Как и у французского предшественника В., Кретьена де Труа (см.), в романе В. легенда о св. Граале сливается с историей Парсиваля, ищущего духовно-нравственного совершенства (см. «Парсиваль»). Несмотря на довольно большую близость некоторых частей «Парсиваля» к его французскому прототипу, отразившийся в нем перелом в идеологии средневекового рыцарства — замена идеала чисто светской куртуазии (см. «Куртуазный стиль») мистическими устремлениями — и высокое поэтическое мастерство В. делают роман произведением вполне оригинальным, своими художественными достоинствами превосходящим создания предшественников. Жажда чуда, любование чудесным — основные мотивы творчества В. Отсюда не только патетика Грааля и дивного замка
302 Монсальвата, но и склонность ко всему редкому, легендарному (фантастическая флора и фауна: единорог, стерегущие золото грифы, крылатые драконы, птица феникс, обладающие скрытыми силами травы и пр.). В поисках чудесного В. набредает на странные образы, причудливость к-рых, усиливаемая ярким мистическим фоном, заставляет говорить о готических чертах его творчества. Для В. как для истинного представителя феодальной культуры все освещено двойным светом, за внешней формой явления он всегда видит его внутренний тайный смысл; поэтому он так склонен к аллегориям, к таинственным намекам. Но чрезмерное пристрастие к иносказательному, а также обилие богословского и схоластического материала, делающее роман энциклопедией знаний XIII века, отяжеляет стиль В., делает его сложным, трудно понимаемым. На «темноту» В. жаловались некоторые из его современников (напр. Готфрид Страсбургский), но именно эта «темнота», порожденная пафосом сверхчувственного, притягивала к В. многих средневековых поэтов, усваивавших его манеру, вошедших в историю литературы в качестве школы В. (Реймар фон Цветер, брат Вернгер, Конрад Марнер, Фрауенлоб и др.). Менее значительны лирические произведения В. Здесь он придерживается традиционных форм куртуазной лирики [напр. альба (см.)], но вносит в нее отрицание традиционной куртуазной тематики, отвергая радости тайной «незаконной любви» как недостойные рыцаря — эволюция идеала любви, характерная для позднего средневековья. Эпический характер дарования В. выявляется в введении в лирические пьесы конкретной символики: так — забрезживший день — разлучник влюбленных — превращается у В. в страшное чудовище, к-рое взбирается по утренним облакам, разрывая их своими когтями. В произведениях В. отражается психо-идеология тех кругов средневекового рыцарства, из недр которого вышли духовные братства: тамплиеры и иоанниты. Сюжет «Парсиваля» был в XIX в. переработан Р. Вагнером для его одноименной музыкальной драмы. Библиография: I. Издания (полн.) — Lachmann’a, 5 Bde, 1891; Leitzmann’a, Halle, 1901; (неполн.) — Piper’a, K. Bartsch, Lpz., 1877; E. Martin’a, Halle, 1900. II. Spach Louis, Wolfram von Eschenbach, Strassb., 1863; Meyer Markan, Der Parzival Wolframs von Eschenbach, Magdeburg, 1882; Hertz W., Die Sage von Parzival und Graal, Berlin, 1882; Engelmann, D. Lied v. Parzival und Graal, 1888; Panzer, Bibliographie zu Wolfram von Eschenbach, Munchen, 1896; Rogozinski Paul, Der Stil in Wolframs von Eschenbach «Titurel», 1903; Schwartzkopff W., Rede und Redenszene in der deutschen Erzahlung bis Wolfram von Eschenbach, 1908; Ehrismann G., Wolframprobleme, «Germanisch-Romanische Monatsschrift», 1909, 2-й полутом; Vogt F., Geschichte der mittelhochdeutschen Literatur, B. — L., 1922; Franke Kuno, D. Kulturwerke d. deutschen Literatur, B. I, 1925; Golther, Parzival u. d. Graal, 1925; Rohr F., Parzival und der heilige Graal. Б. Пуришев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ


будет выглядеть так: Что такое ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ