Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОЛЬФ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Wolff)
        Вильгельм (псевдоним — Лупус) (21.6.1809, Тарнау в Силезии, — 9.5.1864, Манчестер), немецкий пролетарский революционер, близкий друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Родился в семье крестьянина. В 1829—34 изучал философию в университете в Бреслау (Вроцлав). В 1834—38 — в прусской тюрьме за участие в демократической деятельности. В 1846 эмигрировал в Лондон, где вступил в Просветительное общество немецких рабочих. В апреле. 1846 приехал в Брюссель, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Участвовал в основании Союза коммунистов (См. Союз коммунистов), был членом его ЦК. С июня 1848 — один из редакторов «Новой Рейнской газеты» (См. Новая Рейнская газета). Написал ряд революционных статей по крестьянскому вопросу («Силезский миллиард» и др.). Принимал активное участие в работе Демократического общества Кёльна. В 1849 депутат Франкфуртского парламента (принадлежал к его крайне левому крылу). После поражения Революции 1848—49 в Германии В. эмигрировал в Швейцарию, затем в 1851 в Лондон. С 1854 жил в Манчестере. К. Маркс посвятил Вольфу, «... смелому, верному, благородному, передовому борцу пролетариата...», 1-й том «Капитала».
         Соч.: Der Aufruhr der Weber in Schlesien (Juni, 1844), [В., 1952]: Die schlesische Milliarde, B., 1954; Wybor pism o Slasku, [Warsz.], 1954.
         Лит.: Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Смирнова В. А., В. Вольф — человек, которому Маркс посвятил «Капитал», М., 1963; Schmidt W., W. Wolff. Sein Weg zum Kommunisten, B.,1963.
         В. Шмидт.
        В. Вольф.
II
(Wolff)
        Каспар Фридрих (18.1.1734, Берлин, — 22.2.1794, Петербург), естествоиспытатель, один из основоположников учения об индивидуальном развитии организмов. Образование получил в Берлине (1753—55) и Галле (1755—59). В 1759 опубликовал диссертацию «Теория зарождения», в которой на основе изучения развития цыплёнка и роста растений подверг критике идею преформации (см. Преформизм) и обосновал Эпигенез. Изучая на бобовых «историю цветка», В. проследил образование всех его частей, установив, что они представляют собой видоизменённые листья. Таким образом, В. предвосхитил учение о Метаморфозе, сформулированное в 1790 И. В. Гёте. В 1766 В. принял приглашение Петербургской АН и в 1768 покинул Германию. В том же году он представил труд «Об образовании кишечника у цыплёнка», в котором окончательно установил принцип эмбрионального развития органов из листовидных слоёв, заложив таким образом первые основы учения о зародышевых листках (См. Зародышевые листки). Другие работы В. посвящены анатомическим исследованиям мышц сердца, клетчатки и др. В России основное внимание В. уделял изучению строения уродов, собранных в руководимом им Анатомическом кабинете Кунсткамеры, и подготавливал труд, посвящённый «теории уродов». Однако внезапная смерть помешала ему осуществить эти планы.
         Оценивая работы В., Энгельс писал: «... К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции» («Диалектика природы», 1969, с. 14—15).
         Соч.: De formatione intestinorum observationes in ovis incubatis institutae, «Novi commentarii Academiae imp scientiarum Petropolitanae», 1768—69, v. 12, 13; Von der eigentumlichen und wesentlichen Kraft, в кн.: Zwei Abhandlungen uber die Nutritionskraft, St.-Petersburg, 1789; в рус. пер. — Теория зарождения, М., 1950.
         Лит.: Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России. (С середины XVIII до середины XIX в.), М., 1955; Гайсинович А. Е., К. Ф. Вольф и учение о развитии организмов (В связи с общей эволюцией научного мировоззрения), М., 1961; Uschmann G., Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie, Jena, 1955.
         А. Е. Гайсинович.
         0252992777.tif
        К. Ф. Вольф (силуэт работы худ. Антинга, 1784); под силуэтом — автограф Вольфа.
III
(Wolf)
        Конрад (20.10.1925, Хехинген), немецкий кинорежиссёр (ГДР). Сын драматурга Ф. Вольфа. После прихода фашистов к власти эмигрировал вместе с родителями из Германии и с 1934 жил в СССР. Во время 2-й мировой войны В. сражался в рядах Советской Армии и возвратился на родину после её освобождения от фашизма. В 1949 поступил во ВГИК (Москва) на режиссёрский факультет, курс С. А. Герасимова. По окончании ВГИКа работает в ГДР; снял кинокомедию «Один раз не в счёт» (1955). Последующие фильмы В. посвящены проблемам становления личности в новой, социалистической Германии, гражданской ответственности человека за судьбу своей страны, преодоления нацистской идеологии. Среди этих фильмов «Выздоровление» (1956), «Звёзды» (1959), «Люди с крыльями» (1960). В. принадлежат экранизации известных произведений немецких писателей: «Лисси» (1957, по Ф. Вайскопфу), «Профессор Мамлок» (1961, по драме Ф. Вольфа; премия 2-го Международного кинофестиваля в Москве) и «Расколотое небо» (1967, по К. Вольф). В. написал сценарий и снял фильм «Мне было 19» (1967), посвящённый проблеме выбора пути молодым человеком после разгрома фашизма, его моральной ответственности за будущее народа. В. — президент Академии искусств ГДР (с 1965). Национальная премия ГДР (1959, 1968).
         И. Я. Новодворская.
IV
(Wolf)
        Криста (р. 18.3.1929, Ландсберг), немецкая писательница (ГДР). Изучала германскую филологию в Йене и Лейпциге. В 1961 опубликована повесть «Московская новелла». В романе «Расколотое небо» (1963, рус. пер. 1964) В. рассказывает о сложном процессе становления социалистических отношений и морали в ГДР в условиях существования двух германских государств. Повесть В. «Раздумье о Кристе Т.» (1968), посвящённая проблемам современной интеллигенции, вызвала споры в печати. Прозу В. отличает глубокий психологизм в изображении характеров, острота социальной проблематики. В. выступает также в качестве литературного критика и сценариста. Лауреат премии им. Генриха Манна (1963) и Национальная премия ГДР (1964).
         Соч.: Blickwechsel, в кн.: Der erste Augenblick der Freiheit, Rostock, 1970.
         Лит.: Симонян Л., «Люди и книги», «Иностранная литература», 1964, № 1; Клейн А., Потребность в счастье, «Вопросы литературы», 1965, № 12; Харлап Л., О том, как находят себя, «Иностранная литература», 1968, № 10; Schlenstedt D., Motive und Symbole in Christa Wolfs Erzahlung «Der geteilte Himmel», «Weimarer Beitrage», 1964, № 1; Kahler H., Christa Wolf Elegie, «Sinn und Form», 1969, № 1.
         А. В. Карельский.
V
        Маврикий Осипович [12(24).11.1825, Варшава, — 19.2(3.3).1883, Петербург], русский издатель и книгопродавец. В 40-х гг. работал в книжных магазинах Варшавы, Парижа, Лейпцига, Вильнюса. С 1848 служащий книжного магазина Я. А. Исакова в Петербурге. В 1853 открыл собственный книжный магазин в Петербурге, а затем в Москве и приступил к издательской деятельности. Главные издания В. — переводы научной литературы, преимущественно по естествознанию, соч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. И. Даля, А. Ф. Писемского и других, полное собрание соч. А. Мицкевича (в рус. переводах), «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями Г. Доре, многотомное иллюстрированное издание «Живописная Россия», книги для детей, журнал «Вокруг света», «Задушевное слово» и др. В 1882 В. основал издательство на паях, просуществовавшее до 1918 под фирмой «Товарищество М. О. Вольф». Издательство выпустило около 4 тыс. книг. Широкое распространение получил библиографический журнал «Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф» (1897—1917).
VI
(Wolf)
        Макс (21.6.1863, Гейдельберг, — 3.10.1932, там же), немецкий астрофизик. Профессор Гейдельбергского университета (1893) и директор Гейдельбергской обсерватории (1909). В 1891 применил фотографирование для отыскания малых планет; открыл свыше 200 малых планет, а также много туманностей. В 1905 применил фотографический способ для обнаружения звёзд, обладающих заметными собственными движениями, разработал способ измерения этих движений.
         Соч.: Die Milchstrasse, Lpz., 1908; Photographische Sternkarten, W., 1908—22 (совм. с J. Palisa).
VII
(Wolf)
        Рудольф (7.7.1816, Фелланден, близ Цюриха, — 6.12.1896, Цюрих), швейцарский астроном, специалист по исследованию солнечных пятен и по истории астрономии. С 1847 директор Бернской обсерватории, профессор Цюрихского университета (с 1855) и директор Цюрихской обсерватории (с 1864). В. определил, что средняя продолжительность цикла изменений количества солнечных пятен равна 111/9 года и установил существование связи этого периода с колебаниями магнитного поля Земли. Ввёл в практику так называемые Вольфа числа (См. Вольфа число) для характеристики солнечной активности.
         Соч.: Geschichte der Astronomie, Munch., 1877; Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur, Bd 1—2, Z., 1890—93.
VIII
(Wolf)
        Фридрих (23.12.1888. Нёйвид, — 5.10.1953, Лениц), немецкий драматург. Коммунист (с 1928). По образованию врач. Участвовал после 1918 в революционных боях немецкого пролетариата. Ранние пьесы В. «Это ты» (1919) и другие написаны в духе экспрессионизма. В следующих пьесах: «Бедный Конрад» (1924, рус. пер. 1941), «Цианистый калий» (1929), «Матросы из Катарро» (1930, рус. пер. 1932) В. переходит на реалистические и революционные позиции. После установления в 1933 фашистского режима В. эмигрировал в СССР, где создал антифашистские пьесы: «Профессор Мамлок» (1934, рус. пер. 1935), «Флоридсдорф» (1935), «Троянский конь» (1937, рус. пер. 1937), «Бомарше, или Рождение “Фигаро”» (1941), роман «Двое на границе» (1938, рус. пер. 1939). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 принимал участие в антифашистской пропаганде, обращённой к гитлеровским войскам. Награждён орденом Красной Звезды. После 1945 вернулся на родину. Был послом ГДР в Польше. В дальнейшем В. опубликованы пьесы «Бургомистр Анна» (1950), «Томас Мюнцер» (1953, рус. пер. 1956), роман «Летающие блюдца» (1952, рус. пер. 1953). Национальная премия ГДР (1949, 1950).
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—16, В., 1960—68: Briefwechsel. Eine Auswahl, В. — Weimar, 1968; в рус. пер. — Избранное, М., 1963; Искусство — оружие. Статьи. Очерки. Письма, М., 1967.
         Лит.: Шелингер Н. А., Ф. Вольф, М., 1966; Наговицын В., Ф. Вольф [1888—1953]. Биобиблиографич. указатель, М., 1956; Pollatschek W., F. Wolf. Eine Biographie, B., 1963; Jehser W., F. Wolf. Leben und Werk, B., 1965.
         В. И. Стеженский.
        Ф. Вольф.
IX
(Wolff)
        Христиан (Кристиан) (24.1.1679, Бреславль, — 9.4.1754, Галле), немецкий философ, представитель Рационализма. Профессор математики и философии в Галле (1706—23 и с 1740) и Марбурге (1723—40), где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов. В. выступил главным образом как популяризатор и систематизатор идей Г. Лейбница, на основе которых стремился разработать единую и всеобъемлющую систему знания. В. считал, что физика изучает тела — «простые субстанции», движение которых объясняется механической причинностью, пневматология — деятельность духов, математика — величины вещей, этика, естественное право и политика — волю как свойство души. Задача «первой философии» (или «онтологии») — постижение всеобщей связи всех духовных и телесных сущностей, которую В. понимал как предустановленную богом целесообразность сущего. Сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувственных восприятий, В. дал толчок разработке эстетики (его учеником, в частности, был А. Баумгартен). Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную: первая рассматривает душу со стороны её связи с телом, вторая же занимается неизменной, бессмертной душой. В. был сторонником просвещённого абсолютизма. Последователь Г. Гроция (См. Гроций), отстаивал теорию естественного права (См. Естественное право); В. принадлежит ряд трудов по международному публичному праву, философия В. и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» Канта и получила распространение также в других странах. Сочинения В., написанные на немецком языке, во многом определили немецкую философскую терминологию.
         Соч. в рус. пер.: Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды, СПБ, 1765.
         Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 13—16; Utitz Е., Chr. Wolff, Halle, 1929; Campo М., Chr. Wolff e il razionalismo precritico, v. 1—2, Mil., 1939; Schoffler Н., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufklarung von М. Opitz zu Chr. Wolff., 2 Aufl., Fr./M., 1956.
         Б. С. Раббот.
        Христиан Вольф.
X
(Wolf)
        Хуго [13.3.1860, Виндишгрец (Словеньградец, Югославия), — 22.2.1903, Вена], австрийский композитор и музыкальный критик. Учился в Венской консерватории (1875—77). Сотрудничал в еженедельнике «Винер залонблатт» («Wiener Salonblatt»), на страницах которого резко критиковал И. Брамса, вызвав этим в Вене предвзятое отношение к себе как к композитору. Свои первые зрелые произведения — песни для голоса с фортепьяно на стихи Э. Мёрике, Й. Эйхендорфа, И. В. Гёте — создал в 1888. В них по примеру Р. Шумана и Р. Вагнера В. стремился к органическому слиянию музыки и слова, детальному психологическому раскрытию текста. Опираясь на речевую интонацию, композитор написал ряд песен, которые воспринимаются как драматические сценки. В 1890-е гг. наряду с песнями (на слова Г. Келлера, Микеланджело; «Испанская книга песен», «Итальянская книга песен») обратился к жанру бытовой комической оперы («Коррехидор», соч. 1895) и музыкальной драмы («Мануэль Венегас», соч. 1897, неоконченное). Написал симфонические произведения (поэма «Пентесилея», 1885; «Итальянская серенада» для малого оркестра, 1892), струнный квартет (1884) и ряд литературных сочинений. В 1898 был помещён в клинику для душевнобольных, где и умер.
         Лит.: Роллан P., Музыканты наших дней, М., 1938; Вульфиус П., Гуго Вольф, «Советская музыка», 1960, № 4; его же, Гуго Вольф и его «Стихотворения эхендорфа», М., 1970; Decsey Е.. Hugo Wolf, Bd 1—4, Lpz.—B., 1903—06; Walker F., Hugo Wolf, L., [1968]; Hugo Wolf. Personlichkeit und Werk. Ausstellung zum 100. Geburtstag, W., 1960.
         П. Вульфиус.
XI
        Эгберт Людвигович (24.8.1860, Берлин, — 1931, Ленинград), дендролог и садовод. В Россию (в Петербург) приехал в 1882, работал в Ботаническом саду (1882—84, 1925—31) и в Лесном институте (1886—1925, ныне Лесотехническая академия). Ввёл в культуру под Ленинградом ряд видов деревьев и кустарников, особенно обогатив парк Лесотехнической академии. В числе основных трудов В. — руководства по дендрологии: «Определитель деревьев и кустарников Европейской России, Крыма и Кавказа по листьям и цветам» (1904, совместно с И. В. Палибиным), «Хвойные деревья и кустарники Европейской и Азиатской частей СССР» (1925).
         Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947.
Современная Энциклопедия
ВОЛЬФ (Wolff) Каспар Фридрих (1734 - 94), один из основоположников эмбриологии. По происхождению немец, в России с 1766. Классический труд Вольфа "Теория зарождения" (1789, русский перевод 1950) сыграл большую роль в борьбе с представлениями о неизменности видов, в обосновании учения о зародышевом развитии как процессе последовательных новообразований (эпигенез). Заложил основы учения об онтогенезе. ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 - 1754), немецкий философ. Представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница. Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления "критической философии" И. Канта.
Литературная энциклопедия
М. О. [1825—1883] — издатель и книгопродавец; получил выучку в лучших книжных магазинах за границей. В 1848 Вольф приехал в Петербург, где поступил в книжный магазин Я. А. Исакова заведующим французским отделом и занялся изданием польских книг. Оставив в 1853 службу, открыл собственную «универсальную книжную торговлю» и одновременно выступил как издатель русских книг. Внимательно учитывая читательские интересы, Вольф (типичный книгоиздатель-коммерсант европейской складки) хорошо знал, что и для кого надо издавать. Уже первая изданная В. книга — «Общедоступная механика» — была верно рассчитана на возникший в то время спрос на популярно-научную литературу. И в дальнейшем Вольф чутко улавливал запросы и вкусы читателей, главным образом буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Издания В. чрезвычайно разнообразны: философия, наука, прикладные знания, педагогика, литература, искусство. В. был первым издателем капитальных изданий на русском яз. по математике, физике, медицине и т. д. Он издавал Бокля, Шлоссера, Куно-Фишера и др.; собрания сочинений: Пушкина, Лермонтова, Даля, Писемского, Лескова,
301 Мельникова-Печерского, Мицкевича, Лессинга и др.; одним из первых в России В. предпринял ряд больших художественных изданий («Божественная комедия» с рис. Доре, «Фауст» и т. д.). Широко поставил В. и издание детской литературы (Купер, Майн-Рид, Жюль-Верн, В. Скотт, а также сочинения Чарской). В. основал ряд журналов: «Вокруг света», «Новь», «Новый мир», «Задушевное слово» (для детей младшего и среднего возрастов — два издания), «Известия книжных магазинов Вольфа» и др. После смерти В. издательство продолжало существовать под фирмой «Товарищества М. О. Вольф» и просуществовало вплоть до революции. В. имеет большое значение и в развитии нашей книготорговли. Его магазины с обильным и разнообразным подбором книг, с опытным кадром книгопродавцов считались образцовыми. Библиография: II. Либрович С. Ф., На книжном посту. Воспоминания, записки, документы, П., 1916; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924, стр. 369—370, 858—859 (библиография о В.). Н. А.
История философии. Энциклопедия
ВОЛЬФ, (Wolff) Христиан (1679-1754) - немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение В. - "Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка", 1712.) По форме изложения своей системы В. следовал "Этике" Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала, по сути, все отрасли знания того времени как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника "духа научной основательности в немецкой философии" (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась "плоским теологизмом", в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они "возможны", и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя, в целом, основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее, отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о "предустановленной гармонии", отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., - лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника "величайшим из всех догматических философов".
Т. Г. Румянцева
История философии. Грицианов
(Wolff) Христиан (1679—1754) — немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение В. — ‘Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка’, 1712.) По форме изложения своей системы В. следовал ‘Этике’ Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала, по сути, все отрасли знания того времени как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника ‘духа научной основательности в немецкой философии’ (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась ‘плоским теологизмом’, в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они ‘возможны’, и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя, в целом, основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее, отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о ‘предустановленной гармонии’, отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., — лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника ‘величайшим из всех догматических философов’.
Новый философский словарь
(Wolff)
Христиан (1679-1754) - немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение - "Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка", 1712). По форме изложения своей системы В. следовал "Этике" Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала по сути все отрасли знания того времени: как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника "духа научной основательности в немецкой философии" (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась "плоским теоло-гизмом", в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они "возможны", и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя в целом основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о "предустановленной гармонии", отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., - лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника "величайшим из всех догматических философов".
Т.Т. Румянцева
Философский словарь
Христиан (1679 — 1754) — нем. философ-идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница, проф. ун-та в Галле. Игнорируя диалектические элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняется целями, установленными богом. В. был также своеобразным адептом схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, с помощью к-рого пытался вывести все истины философии из формально-логического закона противоречия. Во взглядах на об-во он отстаивал т. зр. просвещенного абсолютизма. Осн. соч. — “Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка” (1712)..
Философский энциклопедический словарь
ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (род. 24 янв. 1679, Бреслау – ум. 9 апр. 1754, Галле) – нем. философ и математик; был профессором в Галле (с 1707), играл ведущую роль в нем. Возрождении. Творец системы нем. рационализма, при создании которой использовал идеи Аристотеля, стоиков и схоластов. Преобразованную им философию Лейбница превратил в господствующее философское учение своей эпохи; его ученики занимали кафедры философии почти во всех нем. ун-тах. Большая заслуга Вольфа состоит в том, что большинство его весьма многочисленных произв. написано по-немецки, что положило начало нем. философской терминологии. Кант считал его одним из влиятельнейших представителей рационалистического догматизма, сторонником чистой и цельной веры в силу разума. Названия почти всех по-немецки им написанных соч. начинались словами: «Разумные мысли...».
Философский энциклопедический словарь 2
        (Wolff) Христиан (24.1.1679, Бреслау, — 9.4.1754, Галле), нем. философрационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в университетах Галле и Мар-бурга (где в числе его учеников был Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Декарта, Э. Вейгеля, Э. В. Чирнхауза и особенно Лейбница, от которого унаследовал интерес к построению всеобъемлющей системы филос. знания (Weltweishcit), приверженность рацио-налистич. и априористич. методологии, а также ряд осн. идей метафизики, логики, теории познания и психологии. Впервые дал чёткое различение теоретич. и эмпирич., чистого и прикладного знания; теоретич. философия, по В., — «наука о всех возможных предметах, насколько они возможны», т. е. наука, занимающаяся не простой констатацией фактов, а исследованием их взаимосвязей, причин и оснований. По классификации В., всё филос. знание делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естеств. теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирич. психология, телеология, догматич. физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
        Из отд. частей филос. системы В. наиболее разработанной является онтология. В трактовке «формы» В. следует Аристотелю и Лейбницу, считая её определяющим деятельным началом, в трактовке «материи» — Декарту, отождествляя её с телесной протяжённостью. В космологии В. вслед за Лейбницем считает действит. мир контингентным (одним из возможных), однако отвергает монадологию Лейбница и вносит существ. поправки в его теорию предустановленной гармонии, склоняясь к картезианскому психофизич. дуализму и более последоват. механицизму. Наиболее оригинален В. в этике: принципы естеств. морали он считает объективными нормами, вытекающими из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политич. учении В. — сторонник теории естеств. права и выразитель идей просвещённого абсолютизма. В 18 в. влияние В. в Германии было очень значительным; его учебные руководства по филос. дисциплинам, заменив устаревшие схоластич. компендиумы, служили основой университетского образования вплоть до появления «кри-тич. философии» Канта.
        H Briefwechsel zwischen Leibniz und C. Wolff, hrsg. v. C.J.Gerhardt, Halle, 1860; neue Ausg., Hildesheim, 1963; Vernunftige Gedanken..., Halle — Fr./M,—Lpz., 1712—25: Philosophia rationalis sive Logica ..., Fr./M.— Lpz., 1728; Philosophia prima sive Ontologia, Pr./M.— Lpz., 1729; Cosmologia peneralis, Fr./M.— Lpz., 1731; Psychologla rationelle, Fr./M.— Lpz., 1734; TheoJogia naturalis..., v. 1—2, Fr./M.— Lpz., 1736—37. Kohlmeyer E., Kosmos und Kosmonomie bei С. Wolff, Gott., 1911; Utitz E., С. Wolff, Halle, 1929; С a m-po M., С. Wolff e il razionalismo precritico, v. l—2, Mil., 1939.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ВОЛЬФ (Wolf) Макс (1863-1932), немецкий астроном. Пионер фотографического метода в астрономии. В 1891 г. впервые открыл астероид с помощью фотографий («Бручиа», номер 323). Всего он открыл 232 астероида. Кроме того, обнаружил множество туманностей.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОЛЬФ


будет выглядеть так: Что такое ВОЛЬФ