Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОЙНОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Войнович (Vojnovic)
        Иво (9.10.1857, Дубровник, — 30.8.1929, Белград), хорватский писатель. Родился в аристократической семье. Окончил юридический факультет в Загребе (1880). Начал печататься в 1880-е гг. В 1907—11 литературный руководитель театра в Загребе. Лучшие драмы В. — «Буря равноденствия» (1895) из жизни далматинских рыбаков и «Дубровницкая трилогия» (1902), в которой показано разложение дубровницкой аристократии. Творчество В. проникнуто идеями объединения сербов, хорватов, словенцев. Реализму В. не чужды элементы символизма и экспрессионизма. В пьесах 1910—20-х гг. преобладали религиозные мотивы.
         Соч.: Сабрана дела, кн. 1—3, Београд, 1939—41; в рус. пер. — Буря равноденствия (Эквиноццио), М., 1955.
         Лит.: Coldbek J., Ivo Vojnovic, dramaturg jugoslowianski, Lwow — Warsz., 1932; Cronia A., Teatro serbo-croato con un’autoversione di Ivo Vojnovic e versioni di Carmen Cronia, Mil., 1955.
II
Войнович
        Марк Иванович (1750 — 1807), граф, русский адмирал (1801). Родился на побережье Которского залива (ныне Черногория). В 1770 принят на русскую службу мичманом. Отличился во время Архипелагской экспедиции 1769—74. В 1780—83 командовал Астраханской флотилией. С 1783 командовал первым линейным кораблём Черноморского флота, а с 1785 Севастопольской эскадрой. В конце 1789 — начале 1790 был командующим Черноморским флотом. Во время русско-турецкой войны 1787—91 действовал пассивно и нерешительно, за что в марте 1790 был смещён. С 1797 член Черноморского адмиралтейского управления. С 1805 в отставке.
Энциклопедия Отечеcтво
ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич (род. 1932), русский писатель. В 1980-92 в эмиграции в ФРГ. В романс "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1969-75) и его продолжении "Претендент на престол" (1979) - сатирическое осмеяние тоталитаризма, образ "Иванушки-дурачка" - носителя народного здравого смысла. Документально-сатирическая повесть "Иванькиада" (1976) на "квартирную" тему раскрывает механизмы советской бюрократии. Сатирическая повесть-антиутопия "Москва 2042" (1987). Пьеса "Кот домашний средней пушистости" (1990; совместно с Г. И. Гориным). Стихи (в т. ч. "Песня космонавтов"), повести ("Два товарища", 1967), публицистика.
Литературная энциклопедия
[Vojnovic, 1857—] — один из виднейших хорватских драматургов. Родился и вырос в Дубровнике, на берегу Адриатического моря. Свою лит-ую деятельность начал рядом новелл, сонетов и слабой психологической драмой («Psyche», 1889); уже в 1895 обратил на себя внимание не только в Сербии и Хорватии, но и за границей, сильной драмой «Ekvinocij» (Полночь) — из жизни далматских моряков. В дальнейшем творчество Войновича развивалось в соответствии с основной тенденцией всей югославской литературы 90-х и последующих годов — национализмом, проявлявшимся тогда в стремлении к независимости и объединению сербов и хорватов. Эта тенденция нашла свое преломление у В. главным образом через восприятие своеобразной культуры и традиции Дубровника, бывшего несколько веков то независимой, то автономной аристократической республикой и колыбелью хорватской культуры (см. «Дубровницкая литература»). Наиболее значительные драмы Войновича связаны с его «дубровницким периодом», начавшимся драматической поэмой (прологом) «Гундуличев сон» (Gundulicev san), романом «Ксанта» и упомянутой драмой «Ekvinocij», впервые поставленной в Загребе в 1895. Основным же произведением этого периода является его «Дубровницкая трилогия», состоящая из драм: «Allons, enfants» [1901], «Suton» [1900] и «Na taraci» (На террасе, 1902). В трилогии В. показано падение дубровницкой республики, упадок патрицианских родов, распад старого уклада жизни под влиянием новых экономических форм и измельчание нравов. Эти драмы проникнуты меланхолией и печалью по утраченному могуществу, по исчезнувшим традициям «героического индивидуализма», по вымершей «духовной» аристократии. Большинство героев трилогии — «аристократы, не смирившиеся перед временем» (Лисичар), которые не приемлют новой эпохи буржуазной демократии (сцена с марсельезой в драме «Allons, enfants»). Этот период творчества В. связан с влиянием Ибсена и д’Аннунцио (в дальнейшем — Метерлинка). От «Полночи» идет другая характерная для В. линия творчества — проблема материнства и материнской любви, отображенная также в драмах: 1. «Смерть матери Юговича» (Smrt majke Iugovica) (впервые поставлена в Белграде в 1906); в ней изображена
278 трагедия матери-спартанки, отдавшей государству девять своих сыновей. Это произведение, созданное Войновичем на основе обработки сербских народных песен, отличается трагическим пафосом, классической ясностью и захватывающим лиризмом. 2. «Воскрешение Лазаря» [1913] — с сильной националистической тенденцией; здесь инсценирован эпизод из эпохи восстания сербов в Македонии, и 3. «Императрикс. Мистерия острова Забвения» (Imperatrix. Misterija Ostrva Zaboravi). В этих трех драмах В. пытался символически отобразить страдание сербского народа под чужеземным игом и дать выражение сербско-хорватскому народному духу, что особенно проявилось в двух последних пьесах, написанных Войновичем в утрированно-символической манере. Такова же и его символическая драма «Маскарад под крышей» (Maskarate ispod kuplja), стоящая под знаком упадка драматического таланта В. Особняком стоит его пьеса «Дама с зонтиком» (Gospodja sa suncoketom, 1912), из венецианской великосветской жизни. В области драматического искусства для В. характерны его попытки выйти из рамок традиционных драматических форм. Так в «Ekvinocij» им после второй части вводится «интермеццо». «Смерть матери Юговича» построена на отдельных песнях, и сам автор называет ее «драматической поэмой». «Маскарад под крышей» написан в «новой форме драматического романа». В отдельных произведениях («Ekvinocij», «Дубровницкая трагедия», «Дама с зонтиком») В. достигает большого мастерства. Он находит интересный мотив, занятную интригу, искусно пользуется законом контраста и все время держит зрителя в напряжении. Вместе с тем он иногда злоупотребляет театральными эффектами. Отдельные его произведения переведены на немецкий, польский, чешский и венгерский яз. В настоящее время творчество Войновича интересно только с точки зрения культурно-исторической. Библиография: II. Пыпин А. и Спасович В., История славянских литератур, изд. 2-е, 2 тт., СПБ., 1879—1881; Lisicar M., Dubrovacka trilogia, Vienac, 1903; Hudek Jan, Ivo Vojnovic, Dubrovnickc trilogije, uvod. Svet. knig. 767—770, Pr., Wenzelides Arsen, Ivo Vojnovic Uzicki. Knjizevna studija, Sarajevo, 1917; Prohaska D., O pjesniku Slobode. Osijek, R. Racic, 1918; Grabowcki T. St., Smierc Dubrownika, «Swiat slowansky», IV, 2, S. 749; Prohaska D., Pregled savremene chrvatsko-srpske knjizevnosti, Zagreb, 1921; Wollman Frank, d-r, Srbo-chorvatske drama, Bratislava, 1924. Мих. Скачков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОЙНОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ВОЙНОВИЧ