Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        философские категории, во взаимосвязи которых внешнее выражает свойства предмета, явления как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее — строение самого предмета, явления: его состав, структуру и связи между его элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, т. е. как свойства и связи предмета, прямо и сразу фиксируемые органами чувств и простейшими формами мыслительной деятельности; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредственного наблюдения. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему.
         В истории познания проблема В. и в. выступает с двух сторон. Это, во-первых, вопрос об объективной природе внутреннего и о правомерности перехода мысли от внешнего к внутреннему. Агностицизм считает такой переход произвольным, а само внутреннее — лишь чисто мыслительной конструкцией; наиболее последовательное опровержение этой точки зрения даёт диалектический материализм, для которого объективность взаимосвязи В. и в. подтверждается на основе критерия практики. Во-вторых, вопрос о В. и в. возникает при объяснении источников развития (См. Развитие). Концепции, подобные Ламаркизму и его современные разновидности, так называемому «творческому дарвинизму», усматривают источник развития живого в окружающей его среде, т. е. во внешнем, по отношению к которому внутреннее выступает как производное; в противоположность этому диалектическая концепция развития находит этот источник во внутреннем и в специфике его взаимодействия с внешним.
         Лит.: Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 6.
         А. П. Огурцов.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. категории, во взаимосвязи которых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее — строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируемые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюдения и может быть выявлено благодаря теоретич. исследованию, в процессе которого вводят некоторые «ненаблюдаемые сущности» — идеализированные объекты, законы и пр. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причём внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего. Марксистская гносеология подчёркивает историч. характер категорий В. и в.: то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра становится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в., и их взаимоотношения внутри целостного предмета.
        В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в., которым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось такими свойствами, как становление, пространствен-ностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутреннее наделялось др. свойствами — подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проблема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики учения о бытии — онтологии. Втретьих, онтологич. разрыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич. идеализме, который, переведя эту проблему в проблему гносеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообусловленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявлялось истоком и смыслом внеш. бытия. В-четвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символически-знаковых формах — языке, математич. символах и др.
        Марксистская гносеология подчёркивает объективный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внутреннее как результат движения историч. познания человеком окружающего мира на основе практич. деятельности. При этом В. и в. оказываются одним из уровней предмета исследования, а их характеристики зависят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системноцелостный подход к предмету исследования, развитый диалектич. материализмом, преодолевает односторонние трактовки источников развития. В противовес тем концепциям, которые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламаркизме при объяснении жизни, в ряде концепций развития науки), сводят внутреннее к чему-то сугубо производному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного саморазвивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ


будет выглядеть так: Что такое ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ