Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный теоретик В. ш. — О. Кюльпе, наиболее известные представители — Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии (См. Феноменология) Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента. Усовершенствовав технику самонаблюдения (См. Самонаблюдение) (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно принципам феноменологии, их характерная черта — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы и т.д.
         Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки (См. Установка), детерминирующей тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.
         Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию (См. Гештальтпсихология), а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.
         Лит.: Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Кюльпе О., Современная психология мышления, там же; его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908; [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.
         И. Н. Семёнов.
Большой психологический словарь
(англ. Wurzburg school) — возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем. психологии; возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. К взглядам В. ш. примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. ш. эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.
Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. ш. ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах).
В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см. Мышление без-образное), В. ш. выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт), детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила «антиципирующая схема». Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи (см. Антиципация).
Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику (В. Вундт, Э. Титченер, Г. Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. ш. дал П. Я. Гальперин. (А. Н. Ждан.)
Краткий психологический словарь
— группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при к-ром испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции). К В. ш. принадлежали немецкие психологи К. Марбе, Н. Ах, К. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. В. ш. ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и т. п.). Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности к-рого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, к-рую одни представители В. ш. считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции В. ш. обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безґобразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную (см. аффект) напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.). Работы психологов В. ш. поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов («чистое» мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных В. ш., были получены гештальтпсихологией, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные В. ш., вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титченера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Автор.
Возглавлял О.Кюльпе.
Категория.
Направление в немецкой психологии.
Специфика.
Возникла в начале ХХ в. Была основана на критике глубинной психологии и результатах исследования процесса обучения. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. В данную школу входили: Г.Майер, И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер, Х.Уатт, Н.Ах, А.Мессер. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "метод систематического самонаблюдения". Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г.Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н.Ах), или "антиципирующей схемой" (О.Зельц). Было показано, что мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Этим опровергался и подход бихевиоризма, в котором ставился знак равенства между мышлением и речью.
Критика.
Выводы об отсутствии связи мышления с речью, чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику В.Вундта, Э.Титченера, Г.Э.Мюллера.
Литература.
Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идея в философии. № 16, СПб., 1914
Философский энциклопедический словарь
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА – берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и др.), в особенности высших процессов мышления, форм суждения, представлений цели и т. д.
Философский энциклопедический словарь 2
        направление эксперимен-тального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. институте г. Вюрцбург (Германия).
        Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы — журн. «Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику самонаблюдения (подбор и предварит. тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), представители В. ш. установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
        Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами переживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
        Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.
        Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологич. особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной точкой для экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории.
        Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошевский М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА


будет выглядеть так: Что такое ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Экскурсии и туры по екатеринбургу. Екатеринбург турфирмы экскурсии uva-tour.com.