ВИОЛОНЧЕЛЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. violoncello, уменьшительно от violone — контрабас)
смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. 4 струны настраиваются по квинтам (до и соль большой октавы, ре малой, ля первой). Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В. появилась в конце 15 — начале 16 вв. в результате развития народных смычковых инструментов. Классические образцы В. были созданы итальянскими мастерами 17—18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. Большими достоинствами отличаются В. русского мастера И. А. Батова, советских мастеров Е. Ф. Витачека и Т. Ф. Подгорного. В 17—18 вв. В. вытеснила бытовавшую в аристократических кругах виолу да гамба (см. Виолы), что было обусловлено её богатыми выразительными и техническими возможностями, более полным и ярким звуком, по тембру приближающимся к человеческому голосу. Концерты, сонаты и сюиты для В. написали И. С. Бах, И. Гайдн, Л. Боккерини, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Э. Григ, И. Брамс, Р. Шуман, К. Сен-Санс, Э. Дало, А. Дворжак и др.; среди авторов произведений для В. — П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников и др. В числе крупнейших зарубежных виолончелистов — Л. Боккерини, Ж. Л. Дюпор, Б. Ромберг, Ф. Серве, П. Касальс и др., русских — К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович, А. А. Брандуков и др., советских — М. Л. Ростропович, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран и др.
Лит.: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1—2, М. — Л., 1950—57; его же, История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа, М., 1965; Лазько А., Виолончель, М., 1965; Wasielewski W. J. Das Violoncello und seine Geschichte, 3 Aufl., Lpz., 1925; Forino L., Il violoncello, il violoncellista ed i violoncellisti, 2 ed., Mil., 1930.
Л. С. Гинзбург.
Фотография к ст. Виолончель.
|
Современная Энциклопедия |
ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15 - 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 - 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.). Сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. |
Мультимедийная энциклопедия |
Амати.
басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта.
Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально,
в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент, несколько большего размера
и более неуклюжий, чем современная виолончель. Карьера виолончели как
сольного инструмента началась ближе к концу 17 в. с появлением сонат и
других пьес Доменико Габриели (1659-1690) и продолжилась благодаря
произведениям И.С.Баха и последующих композиторов. В 18 в. появилась чуть
меньшего размера современная виолончель, а также меньшие ее разновидности,
ныне вышедшие из употребления. В оркестровой и камерной музыке виолончель,
исполняя сольные, а также теноровые и басовые партии, в течение двух
столетий остается вторым по значению смычковым инструментом, уступая лишь
скрипке.
См. также <<СКРИПКА>>.
ЛИТЕРАТУРА
Лазько А. Виолончель. М., 1965 |
Орфографический словарь Лопатина |
виолонч`ель, виолонч`ель, -и |
Словарь Ожегова |
ВИОЛОНЧ’ЕЛЬ, -и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом.
прил. виолончельный, -ая, -ое. |
Словарь Ушакова |
ВИОЛОНЧ’ЕЛЬ, виолончели, ·жен. (·итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. |
Толковый словарь Ефремовой |
[виолончель]
ж.
Смычковый четырехструнный музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. |
Этимологический словарь Крылова |
Заимствование из итальянского, где violoncello – уменьшительное от violone – "контрабас", образованного от viola – "виола" (название старинного струнного инструмента). |
|
|