Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВИННИЧЕНКО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Владимир Кириллович [26.7(7.8).1880, Херсонская губерния, — 1951, Париж], один из идеологов украинского буржуазного национализма, руководитель националистической контрреволюции на Украине, украинский писатель. Будучи студентом Киевского университета, с 1901 участвовал в деятельности мелкобуржуазной националистической «Революционной украинской партии» (РУП), которая позднее была переименована в «Украинскую социал-демократическую рабочую партию» (УСДРП). В. с 1907 член ЦК УСДРП. В 1907—14 в эмиграции. После Февральской революции 1917 один из организаторов Центральной рады (См. Центральная рада). Великую Октябрьскую революцию В. встретил враждебно. Во время немецкой оккупации (1918) вёл переговоры о сотрудничестве с оккупантами и их ставленником гетманом П. П. Скоропадским (См. Скоропадский). С ноября 1918 по февраль 1919 возглавлял Директорию (см. Директория украинская), вступившую в борьбу против Советской власти. После разгрома контрреволюционных сил на Украине эмигрировал. В 1919 написал 3-томную работу «Возрождение нации», в которой с буржуазно-националистических позиций излагал революционные события на Украине в 1917—19. В 1920, якобы примирившись с Советской властью, организовал так называемую зарубежную группу «Украинской коммунистической партии», издавал от её имени газету «Нова доба», приезжал на Украину (летом 1920) и вёл переговоры о вхождении в состав правительства Советской Украины и Политбюро ЦК КП (б) У. Был назначен заместителем председателя Совнаркома УССР, но не введён в состав партийного руководства. В том же году вновь уехал за границу, где выступил как открытый враг Советской власти.
         Литературную деятельность начал в 1902. В рассказах и повестях 1902—06 «Возле машины», «Голытьба» и др. В. реалистически показал жизнь сельской бедноты и сезонных рабочих. После поражения Революции 1905—07 В. становится на путь клеветы на русских революционеров. М. Горький дал резко отрицательную оценку романа В. «На весах жизни» (1911). Роман В. «Заветы отцов» (1914) получил уничтожающий отзыв В. И. Ленина. Рассказы, повести, пьесы В. проникнуты идеями индивидуализма и эротикой; они в искажённом виде изображают революционную борьбу на Украине.
         Лит.: Ленин В. И., Инессе Арманд, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 294—95; Ольминский М., «Беллетрист» В. Винниченко, в его кн.: По литературным вопросам, М. — Л., 1932; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., т. 29, М., 1955, с. 177—80.
Современная Энциклопедия
ВИННИЧЕНКО Владимир Кириллович (1880 - 1961), украинский писатель, политический деятель. Председатель Генерального секретариата Центральной рады (1917 - 18), председатель Директории Украинской (1918 - 19). В 1920 эмигрировал. Писал также на русском языке. Повести, рассказы (1902 - 06) о крестьянской бедноте, провинциальном захолустье. Социально-психологические романы (в том числе "Заветы отцов", 1914; "Хочу", 1916; "Записки курносого Мефистофеля", 1917) об идейном и духовном кризисе, настроениях скепсиса и крайнего индивидуализма в революционной среде. Документально-мемуарная книга "Возрождение нации" (т. 1-3, 1919). Фантастический роман-утопия "Солнечная машина" (1928), роман-антиутопия "Лепрозорий" (1938), политический роман "Слово за тобой, Сталин!" (1950). Дневники (в 40 тт.).
1000 кратких биографических данных
Владимир Кириллович (1880-1951) - видный представитель Украинской социал-демократии. За все время своей социал-демократической деятельности примыкал к меньшевикам. После крушения революции 1905 года Винниченко весьма проникся настроениями упадка, выражая их в своих романах. В 1917 - 1919 г.г. Винниченко был одним из министров Украинской Рады. После победы Советской власти на Украине он эмигрировал в Австрию. В 1920 г., с разрешения советского правительства, он возвратился на Украину, вступил в члены РКП и был назначен товарищем председателя СНК. Но вскоре опять эмигрировал. В 1920 - 1922 г.г. Винниченко издавал в Вене журнал, направление которого все более приближалось к коммунистическому. Затем переместился в Чехо-Словакию. В сентябре 1925 г. он снова обратился в советское полпредство с ходатайством о разрешении ему и его единомышленникам вернуться на Украину. Группа украинских эсеров, встревоженная этим шагом Винниченко, обратилась к эсеру Григорьеву с требованием объяснения затеи Винниченко. Григорьев ответил им секретным письмом, в котором писал, что "вопрос возвращения Винниченко на Украину нельзя понимать как признание большевистской власти на Украине. Борьба с большевистской властью является более целесообразной изнутри, чем извне".
Ономастикон
см. ВИНИЧЕНКО
Литературная энциклопедия
Владимир Кириллович [1880—] — выдающийся украинский писатель и известный политический деятель. Родом из селян-бедняков. При помощи брата — рабочего — учился в гимназии. Батрачествуя, скитался по селам. В 1900 поступил в Киевский университет, но за «беспорядки» — исключен. Вступил в революционную украинскую партию (РУП). В 1903 дезертировал с военной службы за границу (Западная Украина). При перевозке нелегальщины был арестован; через 1 1/2 года [1904] — амнистирован и опять эмигрировал. Участвовал на съезде РУП и вместе с большинством расколовшегося съезда организовал Укр. соц.-дем. рабочую партию (больше национально-радикальная, чем рабочая). В 1905 участвует в революции, попадает в тюрьму, снова эмигрирует; в 1907 на Стокгольмском съезде УСДРП избирается в ЦК и работает главным образом за границей. Война 1914—1918 застигла В. в бывшей России; В. — пораженец, но по мотивам главным образом национальным. В апреле 1917 В. приезжает из Москвы на Украину, редактирует «Робітничу газету» и становится одним из вождей украинского
237 национального движения (председателем Генерального секретариата Центральной рады от УСДРП). На этом посту проявлял оппортунизм по отношению к Временному правительству, соглашательство с украинской буржуазией и помещиками, боролся с большевизмом и с советским правительством. После гетманского переворота был председателем «Национального союза» и, позже, Директории, ставшей во главе восстания против Скоропадского. Менял ориентацию — то на Советы, то на Антанту. Не сработавшись с петлюровщиной, уехал за границу, ревизовал пройденный путь. В результате — в 1920 появляется «покаянный» 3-томный мемуарно-публицистический обзор национального движения 1917—1919 — «Відродження націі»; В. становится на советскую платформу, издает «Нову добу», объявляет себя «украинским коммунистом», приезжает в УССР, вступает в КП(б)У, назначается заместителем предсовнаркома УССР и... возвращается за границу, поднимает бешеную кампанию против КП(б)У, правительства УССР, потом постепенно пассивизируется. В последние годы В. снова «меняет вехи», выступает за Советы, против планов националистической эмиграции (брошюра «Поворот на Україну») и пишет ряд произведений, в к-рых отразилась его новая установка (напр. «Сонячна машина»). Творчество В. распадается на два периода: первый охватывает большую часть его сочинений «малой формы» (очерки, рассказы), написанных [с 1902] до наступления реакции после революции 1905; ко второму периоду относятся появившиеся после революции 1905 рассказы, пьесы и романы. Питаясь в эпоху нарастания революции настроениями бедняцко-батрацких масс (селянские движения 1902) и революционными устремлениями известной части украинской интеллигенции, наблюдая дифференциацию и «живую» классовую борьбу на селе, знакомясь с основами марксизма, Винниченко
238 уже с первых шагов своего творчества начал рассказывать новое и по-новому («Біля машини», «Контрасти», «Голота», «На пристані», «Раб краси», «Хто ворог?», «Голод», «Салдатики», «Кузь та Грицунь», «Босяк», «Терень» и т. д.). Все эти произведения почти совершенно лишены народнического подхода и окраски; без идеализации, художественно показаны в борьбе батраки, крестьяне и их враги; автор горячо, почти публицистически проявляет свое отношение к этой борьбе, насыщая рассказы революционностью, художественно воплощая классовую, вместо национальной, солидарность и т. д. Самое оформление этих произведений («малая форма» — сжатость, краткость, популярность письма) рассчитано на массовое потребление, на революционную функциональность. Недаром некоторые из рассказов выпускались как агитброшюры. Но выявляя революционную потенцию и бесперспективность батраков, крестьян-бедняков, В. зовет к ним не городской пролетариат, который был руссифицирован и оторван от села, а «революционную» интеллигенцию. Вместе с этим в других своих сочинениях Винниченко, обращаясь к тому же читателю интеллигенту, остро, ярко и метко высмеивает мещанские увлечения, житейские «идеалы» («Заручини»), трусливое украинофильство и оголтелый национализм («убирайтесь, кацапы, из наших украинских тюрем!» — в рассказе «Уміркований та щирий»), национальное «народничанье» и «культурничанье» («Антрепреньор Гаркун Задунайский», позже — комедии: «Молода кров», «Співочі товариства»), вскрывает смысл либеральничанья «рідних» помещиков и буржуазии («Малорос-европеець» и др.), псевдореволюционность некоторых элементов интеллигенции и т. д. К несомненно революционным произведениям Винниченко нужно отнести также его яркие очерки и рассказы из солдатской жизни («Боротьба», «Мнімий господін», «Темна сила» и т. д.), а также из жизни детей («Кумедія з Костем», «Хведько-халамидник» и др.). Далее В. пишет серию рассказов о революционной интеллигенции и об интеллигенции вообще («Промінь сонця», «Талісман», «Студент», «Зіна», а также — «Чудний епізод», «Історія Якимового будинку», «Дрібниця», «Тайна» и т. д.). В рассказах В. проявил высокое мастерство — умение живо, свободно, увлекательно рассказывать и ярко, художественно показывать. Свой второй этап Винниченко начинает драмами: «Дисгармонія», «Великий Молох», «Щаблі життя»; за ними следуют: «Memento», «Базар», «Брехня», «Чорна пантера і білий ведмідь» и др. Несмотря на то, что в некоторых из них революционная действительность находит известное отражение (напр. «Дисгармония»), они все же объективно-упадочны, нереволюционны. Так же нереволюционны, упадочны и его романы («Рівновага», «Честність з собою», «Посвій», «Божки», «Хочу» и друг.). В. здесь уже обращается исключительно к охваченной реакцией
239 украинской интеллигенции. Это объясняется, в первую голову, поражением революции и национального движения. Писатель-политик к тому же не видел выхода для бедняцких, полупролетарских категорий села, ведущей организованной силы для них, ибо «революционная» интеллигенция в общем не проявила в этом отношении особенно доблестных качеств. И В., не обращаясь к пролетариату (пролетариат был руссифицирован, оторван от села), начинает борьбу с отрицательными качествами интеллигентской категории «рода человеческого», хочет перевоспитать ее и без боли излечить, чтобы она оказалась внутренне способной и достойной вести «меньшого брата». Поэтому В. силится художественно разрешать больные для интеллигента проблемы морали, норм поведения, проповедуя «социалистическую» реформу их. Этим объясняется и переход к жанру драмы, а потом и романа. Тем самым Винниченко объективно становится в своем творчестве поверенным по проблемам и делам растерянной мелкобуржуазной интеллигенции. Он прежде всего беспощадно вскрывает гнойники и критикует. В этой критике он жесток и откровенен, но и поверхностен, отчасти публицистичен. Здесь Винниченко в большинстве случаев становится на точку зрения индивидуального улучшения, на индивидуалистическо-этические позиции, реакционные по своему классовому существу и особенно в условиях реакции после поражения революции 1905. Протестуя против грязи, Винниченко выводит «позитивных» реформаторов, к-рые, отрицая, напр., конкретный лицемерный формализм общественной дисциплины, не находя в нем революционного смысла, проповедуют не классово-диалектическое его неприятие, а абсолютное, антитетично-формальное, — свободу личности в отношении к коллективу, «честность с собой» и т. д. Винниченко развивает и свой стиль, начав с освеженного новыми формальными элементами и мотивами реализма первых рассказов; далее он все более и более переходит к импрессионистическому письму, которое в определившемся и отчеканенном виде наблюдается в произведениях и малой («Промінь сонця», «Зіна» и др.) и большой формы (образец — «Записки кирпатого Мефістофеля»). Психологический реализм как переходный этап преобладает в первых романах и большинстве драм, отличающихся сценичностью, остротой и занимательностью интриги, построенной на контрастах. Лучшие произведения В. отмечены большим мастерством. Импрессионизм его характерно отличается например фиксацией действенных, в большинстве зрительных деталей, а также тонких и в то же время остро действующих психологических движений-рефлексов. Сюжет, часто банальный и несложный, В. всегда заостряет антитезами, а также неожиданными внешними эффектами, насыщая к тому же свои произведения
240 поверхностно трактуемыми, но «актуальными» проблемами. После Октябрьской революции В. написал ряд произведений, преисполненных злободневных интересов, но принесших мало нового в смысле художественных достижений. И только нашумевший трехтомный роман (переведенный и на русский и на другие яз.) — «Сонячна машина» — является выражением новых художественных достижений, а также некоторого идеологического оздоровления Винниченко. В этом произведении, выдержанном в авантюрно-романическом стиле, В. пытался художественно выразить свое эмоциональное восприятие процесса развития капиталистического общества и его социалистическое (своеобразно изображаемое) революционное изменение. Он изображает это на абрисно-схематическом фоне сверхимпериалистической Германии, высказывая свое резко отрицательное отношение к империализму, социал-оппортунизму во всех его проявлениях. Центральные герои — это социалистическая, революционная интеллигенция, почти бесклассовая, впитывающая в конце концов в себя «лучшие» элементы всех классов капиталистического общества. Рабочий класс — это неорганизованная, деморализованная капитализмом масса, стихийная носительница неудовлетворенности и т. д. В романе заметны также нотки своеобразного пацифизма, культ индивидуального вождя и другие проявления мелкобуржуазного мировосприятия В. Роман полон и многих психологических, моральных, социально-биологических проблем, к-рые В. пытается разрешить по-новому. Высокая литературная техника, идео-психологическая сближенность некоторых персонажей с частью украинской интеллигенции и самим В., прежняя популярность его — все это способствовало успеху этого романа. Библиография: I. На русск. яз. в авторском переводе изданы «Рассказы» В., 3 тт., М., 1911—1913; Повесть «Честность с собою» и роман «На весах жизни», написанный на русск. яз., были напечатаны в IV и VI сборн. «Земля», М., 1911—1912; в пореволюционные годы: Победитель, Рассказы, М. — Л., 1926; Радость, Рассказы, М. — Л., 1926; Федько-халамидник, перев. А. Алтаева, изд. ЗИФ, М., 1926 (для детей). II. Омельченко А., В поисках социалистической морали, СПБ., 1909; Арабажин К., Владимир Винниченко, «Новая жизнь», 1911, IX; Ольминский М. С., По вопросам литературы, Л., 1926 (ст. «Беллетрист» Винниченко); Коряк В., Украинская литература, ГИУ, Харьков, 1928; Річицький, Винниченко в літературі і політіці, ГИУ, Харків, 1928; Гермайзе С., Рання творчість Винниченкова на тлі громадьского життя, В. Винниченко, Вибрані твори, «Книгоспілка», Харків; Василенко Вас., Про «Сонячну машину» В. Винниченка, «Пролетарий», Харьков, 1928. III. Плевако М., Хрестоматія нової украинокої літератури, «Рух», Харків, 1926, стр. 290—293; Лейтес А., Яшек М., Десять років украіньскої літератури, т. I, ГИУ, 1928, стр. 58—64; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, М. — Л., 1928 (указаны ст. Войтоловского, Дивильковского, Ф. Калинина, Коробки, Кранихфельда, Львова-Рогачевского, Ольминского). В. Василенко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВИННИЧЕНКО


будет выглядеть так: Что такое ВИННИЧЕНКО