Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВИЛЬДРАК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Vildrac)
        Шарль [псевдоним; настоящие имя и фамилия Шарль Мессаже (Messager)] (р. 22.11.1882, Париж), французский писатель, критик. Основатель содружества «Аббатство» (1906—1907; см. Унанимизм). Бодрость, доброта и размышление о сути жизни — свойство его лирики (сборник «Образ и видения», 1907); в унанимизме В. видел средство для утверждения сочувствия обездоленным (сборник «Открытия», 1912, рус. пер. 1927). В народных характерах открыл он мужество и духовное здоровье (сборник «Книга любви», 1914). В «Песнях отчаявшегося» (1920), «... полных нежнейшей человечности и глубокой боли...» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 1965, с. 436), поэт проклял империалистическую бойню и оплакивал её жертвы. Война («Рассказы», 1926) и эгоистическая погоня за «счастьем» (драма «Пароход Тинэсити», 1919, рус. пер. 1936) показали В. иллюзорность унанимистского прожектёрства (пьеса «Мишель Оклэр», 1921), неотвратимость социальной борьбы (повесть «Демобилизованный», рус. пер. 1929), уродство иерархической власти (фарс «Садовник из Самоса», 1932, опубликован 1947), нравственная стойкость рабочего (пьеса «Три месяца тюрьмы», 1938, издана 1942). Входил в группу «Кларте», был близок Р. Роллану; защищал страну Советов в книге «Новая Россия» (1937), в речи «СССР и детство» (1945), в статье «Пятьдесят лет» (1967). В период Сопротивления В. сложил гимн Свободе («Париж 1943», рус. пер. 1968).
         Соч.: Theatre, v. 1—2, P., 1943—48; Lazare, P., 1945; Pages de journal, 1922—1966, P., 1968; в рус. пер. — Теория свободного стиха, [М.], 1920 (в соавторстве с Ж. Дюамелем); Новая Россия, «Знамя», 1937, № 11; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
         Лит.: Луначарский А. В., Шарль Вильдрак, в его кн.: Собр. соч., т. 5, М., 1965; Павлов Л., Воспоминания Вильдрака, «Литературная газета», 1969, 22 янв., № 4; Bouquet G. et Menanteau P., Charles Vildrac, [P., 1959] (имеется библ.).
         В. П. Балашов.
Литературная энциклопедия
Шарль [Charles Vildrac, 1882—] — современный французский поэт, один из основателей лит-ого содружества «Аббатство» (см.). Вместе с другими членами «Аббатства» — Р. Аркосом (см.) и Ж. Дюамелем (см.), не примкнувшими к унанимизму (см.), В. должен быть отнесен к числу пионеров возрождения социальной поэзии и реакции против эстетизма во французской лит-ре последних двух десятилетий прошлого века. Творчество В. насыщено эмоциональным содержанием и проникнуто общественными тенденциями. Поэзия В., как и творчество Дюамеля, — возврат к подлинной простоте повседневности в противоположность искусственности предшествовавшего поколения, позднее снова возродившейся в предвоенные годы. Социальная обстановка этих лет, когда наряду с копившим свои силы империализмом началось усиленное развитие социалистического (или казавшегося таким) движения в легальных формах (синдикализм, кооперация и т. п.), — как нельзя более соответствовала тематике поэтов типа Коппэ (см.), к-рые учли и технический опыт модернизма. Наряду с этим особое значение приобрело знакомство французских поэтов с творчеством Уота Уитмена (см.). В фокусе пересечения всех этих влияний, к которым надо еще присоединить Достоевского (см.), и возникает «поэзия будней»; одним из лучших и типических образцов ее является ранняя книга Вильдрака «Livre d’amour». Стремление избежать какого бы то ни было намека на искусственность неизбежно влекло за собою не только отказ от канонических форм стихосложения и рифм, но также и отказ от традиционных стилистических приемов. Если в области «свободного стиха» можно было многое почерпнуть у символистов, то для нового содержания приходилось, исходя из Уитмена и Гиля (см.), создавать новую «поэтику прозаизмов». В. более других пытался стереть грань между обыденным яз. разговорной речи и яз. поэтическим. В годы войны 1914—1918 В., как и вся группа, к к-рой он принадлежал, примкнул к антиимпериалистическому пацифизму («Chants du desespere»). Однако преодолеть пассивность интеллигента-мещанина В. не мог. Его песни в эти годы — «песни отчаявшегося». В плане своего раннего творчества В. написал драму «Le paquebot Tenacity», мотивы которой продолжал развивать в стихах и небольших драматических произведениях.
232 Версальскому разгулу империализма В. и писатели его круга (так наз. «ролландисты») не способны были противопоставить ничего действенного. Не решаясь подняться до поэзии настоящего гражданского пафоса, они ограничиваются тем, что время от времени подписывают всякого рода либеральные декларации и протесты. В. участвовал в группе Барбюса (см.) «Clarte» в первый период ее существования [1919], но отошел от нее, когда ее деятельность стала принимать явно революционный коммунистический характер. В 1928 Вильдрак посетил Москву. Библиография: Le verslibrisme, P., 1902; Сб. стихов «Poemes», P., 1905; Images et mirages, P., 1907; Написанные совместно с Ж. Дюамелем «Notes sur la technique poetique», P., 1910, русск. перев. Шершеневича, M., 1920; Livre d’amour, P., 1910; дополн. изд., Р., 1915; P., 1920; P., 1921; Chants du desespere, P., 1920. Драмы: Le Paquebot Tenacity, P., 1919; Michel Auclair, P., 1922; Un Pelerin, P., 1926. Б. Г-нг
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВИЛЬДРАК


будет выглядеть так: Что такое ВИЛЬДРАК