Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВИКО

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму философско-антропологической рефлексии ("исторической метафизики человеческого рода"), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социологического типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания).
Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений - "Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце". "Новая наука" Вико одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет - "общая природа наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мнению, во-первых, нужно учитывать "движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах". Вико в известной мере предвосхищает современную постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии".
Еще ближе взгляды Вико к популярной на Западе в 20 в. идее "социокультурной динамики". Вико отмечает "три типа времен": религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым "авторитетом власти" (в совр. социологии это называется "легитимацией"), формой правления, способом общения и мышления. Под "нравами" Вико понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь между экономикой и политикой, а также решающее значение "борьбы сословий" в динамике политических форм. "Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" . В рез-те аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново.
Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Вико основной своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран. Именно этот смысл имеет его учение о "возвращении вещей человеческих". Правда, Вико абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской схемой "движения наций". Наряду с общей концепцией социо-культурных изменений у Вико много интересных идей в области интерпретации различных сфер культуры, в которых он ищет социально-историческую основу.
Соч.: 1) Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Vico)
        Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, — 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Он выдвинул теорию круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Само государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Аграрные законы в античном мире В. рассматривал как результат борьбы рабовладельческой демократии против земельной аристократии. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, сами исторические законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаичные периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их взаимодействии и единстве исторического развития. По словам Маркса, «у Вико содержится в зародыше Вольф (“Гомер”), Нибур (“История римских царей”), основы сравнительного языкознания... и вообще немало проблесков гениальности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 512).
         Идеи В. сыграли видную роль в становлении историзма, во многом предварив философию истории И. Г. Гердера и Г. Гегеля (См. Гегель); распространение их связано с деятельностью В. Кузена и французских историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).
         Соч.: Opere, Mil., [1959]; в рус. пер. — Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., [1940].
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378; Максимовский В., Эстетические взгляды Д. Вико, «Литературный критик», 1935, № 11; Croce В., Bibliografia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; его же, La filosofia di G. Vico, 4 ed., Bari, 1947; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; Nicolini F., Vico storico, [Napoli, 1967].
         Н. В. Новиков.
        Дж. Вико.
Современная Энциклопедия
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668 - 1744), итальянский философ. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (смотри Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основные сочинения - "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму философско-антропологической рефлексии ("исторической метафизики человеческого рода"), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социологического типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания).
Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений - "Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце". "Новая наука" Вико одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет - "общая природа наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мнению, во-первых, нужно учитывать "движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах". Вико в известной мере предвосхищает современную постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии".
Еще ближе взгляды Вико к популярной на Западе в 20 в. идее "социокультурной динамики". Вико отмечает "три типа времен": религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым "авторитетом власти" (в совр. социологии это называется "легитимацией"), формой правления, способом общения и мышления. Под "нравами" Вико понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь между экономикой и политикой, а также решающее значение "борьбы сословий" в динамике политических форм. "Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" . В рез-те аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново.
Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Вико основной своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран. Именно этот смысл имеет его учение о "возвращении вещей человеческих". Правда, Вико абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской схемой "движения наций". Наряду с общей концепцией социо-культурных изменений у Вико много интересных идей в области интерпретации различных сфер культуры, в которых он ищет социально-историческую основу.
Соч.: 1) Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
История философии. Энциклопедия
ВИКО, (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Vico) Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение ‘Основания Новой Науки об Общей природе Наций’ (1725) — первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., — ‘Новой Науки’). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что ‘познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим’: истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же ‘гражданственности’ создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание — через интеллект, сознание — как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., ‘человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими’. В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах ‘божественную’ (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую — эпоху ‘естественной справедливости’. Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже — феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.
Новый философский словарь
(Vico)
Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение: "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественому Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной.., он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут). Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.
А.А. Грицанов
Философский словарь
Джамбаттиота (1668 — 1744) — итал. философ нового времени, социолог. В. — создатель исторического круговорота теории. Допуская существование божественного начала, от к-рого, по В., исходят законы истории, он в то же время указывал, что об-во развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению В., проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую и человеческую), аналогичные периодам жизни человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. В человеческую эпоху на смену приходит демократическое государство, в к-ром торжествуют свобода и “естественная справедливость”. Это вершина развития человечества, его зрелость, после чего наступает упадок. Об-во возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Свои принципы исторического развития В. распространял также на язык, право, искусство. Осн. соч. — “Основания новой науки об общей природе наций” (1725).
Философский энциклопедический словарь
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (род. 23 июня 1668, Неаполь – ум. 23 янв. 1744, там же) – итал. философ. Основатель философии истории и психологии народов. «Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права» (Я. Колер). Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал влияние Мальбранша и индуктивного метода Ф. Бэкона. Осн. произв.: «Principi d'una scienza nuova d'intorno alia commune natura delle naziono», 1725 (рус. пер. «Основания новой науки об общей природе наций», 1940); «De nostri temporis studiorum ratione».
Философский энциклопедический словарь 2
        (?ісо) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь,— 23.1.1744, там же), итал. философ. С 1699 проф. риторики университета в Неаполе. С 1734 придворный историограф. В полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера историч. процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историч. науку сознанном человечества о собств. деяниях. Он выдвинул теорию историч. круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократич. государство) и человеческой (демократич. республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу обществ. переворотов, борьбы между отцами семей и домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Придавая решающее значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, сами историч. законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у совр. ему франц. просветителей, взгляд на архаич. периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хоз. жизни в их единстве и взаимодействии.
        Идеи В. во многом предварили философию истории Гердера и Гегеля; распространение их связано с деятельностью В. Кузена и франц. историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).
        Ореге, Mil., [1959]; в рус. пер.— Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М.,
        История философии, т. 1, М., 1957, с. 461—63; К и с-сельМ. А., Джамбаттиста В., М., 1980; Сгосе В., Biblio-grafia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; e г о ж e, La filoso-fia di G. Vico, Bari, 1947«; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; N i с o l i n i F., Vico storico, [Napoli, 1867]· G. Vico. An international Symposium, ed. G. Tagliacozzo, Baltimore, 1969; Donzelli M., Contributo alia bibliografia vichiana (1948—1970), Napoli, 1973.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВИКО


будет выглядеть так: Что такое ВИКО