Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕРГА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Verga)
        Джованни (31.8.1840, Катания, Сицилия, — 27.1.1922, там же), итальянский писатель. Первые романы «Карбонарии в горах» (1861—62) и «В лагунах» (1863) типичны для итальянского революционного романтизма. Второй период творчества В — сентиментальные романы из жизни богемы и светского общества: «Грешница» (1866), «Ева» (1873, русский перевод 1881), «Истинная тигрица» (1875) и др. В повести «Недда» (1874) о трагической судьбе молодой батрачки проявились черты нового направления в итальянской реалистической литературе — Веризма, главой которого В. стал в 80-е гг. Гуманизм и демократизм, свойственные В., приобретают теперь особое звучание. Одновременно усиливается и его фаталистический взгляд на судьбы человека и общества. В сборниках новелл «Жизнь полей» (1880), «Сельские новеллы» (1883) он показал тяжелую жизнь сицилийских крестьян и батраков, глубину их переживаний и сатирически изобразил сельских богатеев. В романах «Семья Малаволья» (1881, русский перевод 1936) и «Мастер дон Джезуальдо» (1889, русский перевод 1895) В. показывает социальные сдвиги в Сицилии под влиянием капитализма, приводящие к разрушению семейных устоев. По мотивам новеллы В. «Сельская честь» (1884) написана одноимённая опера П. Масканьи (1890).
         Соч.: Novelle rusticane, Roma, 1920; Lettere al suo traduttore, Firenze, 1954; в рус. пер. — Драмы, М. — Л., 1941; Новеллы, М., 1957.
         Лит.: Джованни Верга. Биобиблиографический указатель. [Сост. и автор вступительной ст. В. Т. Данченко], М., 1966; Catta-neo G., Giovanni Verga, [Torino, 1963] (имеется библ.); Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1966; Scuderi E., Verga, [Catania, 1966] (библ. с. 240—45); Ricciardi М., Rassegna verghiana, "Lettere italiane", 1968, № 2; Storia della letteratura italiana, v. 8, [Mil., 1968](имеется библ.); Raja G., Un secolo di bibliografia verghiana, Padova, 1960.
         Н. Г. Елина.
Современная Энциклопедия
ВЕРГА (Verga) Джованни (1840 - 1922), итальянский писатель. В ранних произведениях (роман "Ева", 1873, "Эрос", 1875) - бунтарско-анархические настроения. С позиций веризма изображена жизнь разных слоев итальянского общества в новеллах (в том числе "Сельская честь", 1884; одноименная опера П. Масканьи), повесть "Недда" (1874), романы "Семья Малаволья" (1881), "Мастер дон Джезуальдо" (1889).
Литературная энциклопедия
Джованни [Giovanni Verga, 1840—1922] — крупнейший представитель реалистического романа в Италии конца XIX века. Родился в Сицилии, в зажиточной буржуазной семье. Ранние романы В. [60—70-е гг.] носят сентиментально-мелодраматический характер, проникнуты лирическим настроением, а иногда приближаются к сенсационной беллетристике (лучший из них — «Storia di una capinera» — «Малиновка», 1869, написанный в эпистолярной форме). Романы эти еще чрезвычайно подражательны; весьма заметно влияние на них французов. В конце 70-х годов в творчестве В. происходит перелом. Он выступает как вождь «веризма» (см.), проблеме которого посвящено несколько его журнальных статей. Некоторое влияние при этом оказал на В. французский натурализм (Мопассан, Додэ, отчасти Золя). С 1880 по 1891 год он выпускает ряд сборников новелл (самый популярный из них — «Vita dei campi» — «Жизнь нивы», 1880), где дает ряд жанровых картинок и типов Сицилии (преимущественно сицилийской деревни), пишет роман «Il Marito di Elena» (Муж Елены, 1882) и цикл романов под общим заглавием «I Vinti» (Побежденные); по замыслу, романов было пять: 1. «I Malavoglia»
160 (Семейство Малаволья, 1881), 2. «Mastro Don Gesualdo» [1888], 3. «La Duchessa di Leyra» (Герцогиня Лейра — неоконченн., 1891), 4. «L’onorevole Scipioni» (Благородный Шипиони), 5. «L’uomo di lusso» (Светский человек) — оставшиеся ненаписанными. Для всего творчества В. характерно постоянное взаимодействие лирического, субъективного элемента и «веристского» принципа «объективной летописи». Первый выражается в большом количестве лирических тирад, в сильной примеси иронии и аффектации. Второй — в наибольшей степени выявлен в цикле «Побежденные»: Верга изображает постепенный распад и разорение мелкобуржуазной сицилийской семьи Малаволья; глава семьи, Бастианаццо, обанкротился, часть членов семьи погибает, часть опускается «на дно». Психология страдания — момент, на котором Верга с особым вниманием останавливается. Все его романы проникнуты глубоким пессимизмом. В новеллах В. дает лаконичный, сжатый рассказ, с сильной драматизацией; описания у Верга всегда импрессионистичны. Центр тяжести в новеллах однако не лежит в фабуле; это — психология страдания и эмоциональные взрывы в самых разнообразных видах. В. почти не изображает коллектива; он всегда остается портретистом. Более того, он подчеркнуто «аполитичен»; он показывает, но никогда не оценивает, разве только путем иронии, что сближает его с Флобером, близким к нему по складу личности. Речь — главный момент в новеллах Верга; свой принцип новеллы он выразил в изречении: «Ascoltate, ascoltate, е saperete scrivere» (Слушайте, слушайте — и научитесь писать). Для Верга характерно и преувеличенное внимание к форме и отделке своих произведений, из-за чего остались неоконченными «I Vinti». Процесс распада мелкой буржуазии, угнетения и обеднения крестьянства, в особенности на родине Верга — Сицилии, усилившийся в стабилизированной буржуазной Италии 70-х и 80-х годов, после окончания национального периода объединения Италии, — вот те факты, которые вызвали к жизни творчество В. (см. «Веризм»). Влияние В. чувствуется в современном итальянском романе; своим учителем считают его Деледда, Папини, Пиранделло. Новелла Верга «La cavalleria rusticana» (Сельская честь) из «Vita dei campi» переработана им в драму (в «Сельской чести» впервые выступала Э. Дузе); драма была затем положена на музыку «веристом» Масканьи и пользуется всемирной известностью. Библиография: I. На русск. яз.: Деревенские рассказы, «Отечественные записки», 1883 и 1884; Клейменый рыжий, Рассказ, М., 1895 и 1924; Муж Елены, Роман, М., 1900 и СПБ., 1904; Ева, Роман, М., 1900; Несчастье девушки, Роман, М., 1910; История одной малиновки, Роман, 1914; Обреченные, Сицилийские рассказы, М., 1927; Осел святого Иосифа, Рассказы, Л., 1927; Жизнь нивы, Избр. рассказы, ЗИФ, М., 1929 (печатается). На итальянск. яз., кроме упомянутого: Романы: Nedda, 1871; Eros, 1873; Tigre Reale, 1875; Dal tuo al mio, 1906. Поэзия: Poesie, 1872. Новеллы: Novelle Rusticane, 1883;
161 Per le vie, 1884; I ricordi del Capitano d’Arce, 1886; Don Candeloro e C-ie, 1889; Vagabondaggio, 1891. Театр: Cavalleria rusticana, La Lupa, La caccia al Lupo, La caccia al Volpe (переработки новелл), Drammi intimi, 1884. II. Gropallo L., Autori italiani d’oggi, G. Verga, Torino, 1903; Vossler K., Italienische Literatur der Gegenwart, Heidelberg, 1914; Russo L., Giovanni Verga, Napoli, 1920 e 1924; Его же, I Narratori italiani contemporanei, 1860—1926; Le piu belle pagine di G. Verga, Auswahl aus seinen Schriften mit Anmerkungen di Prof. Antognoni O., Heidelberg, 1922; Scaglia N., G. Verga, Ferrara, 1922; Croce B., La letteratura della Nuova Italia, t. III (статья о Верга), 1913; Ojetti U., Alla scoperta dei letterati; Gillet L., Les lectures etrangeres, 1925 (статья о Верга и его стиле); Gremieux B., Panorama de la litterature italienne contemporaine. 1928. А. Шабад
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕРГА


будет выглядеть так: Что такое ВЕРГА