Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        главные цирковые партии (димы) в городах Византии (См. Византия), где (как ранее в античном Риме) организовывались состязания (преимущественно конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии «болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты — «голубые», а прасины — «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными организациями. После закона императора Константина (правившего в 306—337) об «аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к конце 4 в. в своеобразные политические партии с некоторой социальной окраской. Всего димов было 4, но политическое значение приобрели лишь враждующие между собой В. и п. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократическое управление, православие, а прасины — с торгово-ремесленной верхушкой во главе — выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам (См. Монофиситы). С начала 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определенное число вооружённых людей; таким образом, В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда правительство лишало какую-либо партию этих прав). В конце 5 и в 6 вв. борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, так называемые стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против правительства (восстание в 532 «Ника»). К 8 в. В. и п. утратили политическое значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжественных празднествах.
         Источн.: Э Прокопий, Тайная история, «Вестник древней истории», 1938, № 4.
         Лит.: Дьяконов А., Византийские димы и факции, в кн.: Византийский сборник, М. — Л., 1945: Сюзюмов М., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века, «Уч. зап. Уральского государственного университета», 1952, № 11; Курбатов Г., Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.), Л., 1962; Maricq A., Factions du cirque et partis populaires, «Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques de I 'Academie royale de Belgique», 1950, 5 ser., t. 36, № 7, p. 396—421.
         М. Я. Сюзюмов.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — цирковые партии (димы) в городах Византии, первонач. только спортивные, но в 5 — 7 вв. получившие значение политич. Венеты — «голубые» (по цвету одежды цирковых возничих) — имели влияние преим. в зап., прасины — «зеленые» — в вост. провинциях. В обеих партиях было выборное руководство (димократы и димархи) из представителей знати, воен. орг-ция, казна, имущество, постройки, штат служащих и артистов, а также отряды стасиотов — вооруж. приверженцев из молодежи. Соц. состав партий был пестрым, но венеты в большей мере поддерживали политику централизации госуд. и церкви, тогда как прасины выступали за усиление влияния сената, коллегий и органов местного самоуправл., за церк. независимость, проявляя симпатии к монофизитству. Соц. противоречия иногда приводили к объед. рядовых димотов обеих партий против пр-ва и господствующих классов (восстание «Ника»). В 7 в. значение В. и п. стало падать.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ


будет выглядеть так: Что такое ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ