Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕНЕЦИАНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, — 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского (См. Боровиковский), служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805—08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта («Вельможа» и др.) для предпринятого им издания «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян («Очищение свёклы», пастель, до 1822, «Гумно», около 1821—23, «Утро помещицы», 1823, «Спящий пастушок»., 1823—24, — все в Русском музее; «На пашне. Весна», 1820-е гг., «На жатве. Лето», 1820-е гг., «Голова старика-крестьянина», 1825, «Захарка», 1825, «Крестьянка с васильками», 1820-е гг., — все в Третьяковской галерее). Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания — путём углублённой работы с натуры — противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810— 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венециановская школа).
        
         Лит.: Савинов А. Н., А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546—98.
         М. М. Ракова.
        А. Г. Венецианов.
        А. Г. Венецианов. «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(). Третьяковская галерея. Москва.
Ономастикон
Отец выдающегося русского живописца был родом из нежинских греков, которые в XVIII веке имели обширные связи с Венецией. Можно полагать, что кто-то из предков художника побывал, может быть, и не раз, в далекой Венеции, за что получил прозвище Венециан, то есть венецианец. (Ф)
Русская цивилизация
Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве.
В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 1804-05 — в канцелярии директора почт, с 1809 — с Лесном департаменте. С 1807 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-бытовой трактовке. С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств. В 1812 вместе с И. И. Теребеневым создавал политические карикатуры на Наполеона.
Уйдя в отставку в 1819, Венецианов поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера. Наиболее известны картины Венецианова, написанные в н. 20-х: «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне», «На жатве», «Захарка». Венецианов писал также портреты и картины религиозного содержания (наиболее значительная — «Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря»). В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из крепостной неволи Т. Г. Шевченко.
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создавал отмеченные чертами идеализации поэтические образы крестьянской жизни, тонко передавал красоту русской природы ("На пашне. Весна", 1820-е гг.; "Гумно", 1821-23). Много писал с натуры, в т.ч. одним из первых среди русских художников - на открытом воздухе.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕНЕЦИАНОВ


будет выглядеть так: Что такое ВЕНЕЦИАНОВ