Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕЛЬТМАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Вельтман
        Александр Фомич [18(30).7.1800, Петербург, — 11(23).1.1870, Москва], русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854). Сын дворянина. Работая военным топографом, увлекся археологией. С 1852 директор Оружейной палаты. Автор романа-путешествия «Странник» (ч. 1—3, 1831—32), исторического романа «Кащей Бессмертный» (1833) и др. Оригинальностью выделяется социально-бытовой роман «Саломея» (1846) — первый из цикла романов «Приключения, почерпнутые из моря житейского» (кн. 1—4, 1846—63). Для творчества В. характерны смешение фантастики и реальности, авантюрных и бытовых элементов, использование гротеска, стилизованной речи.
         Соч.: Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея, М., 1957.
         Лит.: Переверзев В. Ф., Предтеча Достоевского, в его кн.: У истоков русского реалистического романа, 2 и. зд., М., 1965; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
II
Вельтман
        Михаил Лазаревич (1871—1927), советский общественный деятель, востоковед; печатался под псевдонимом М. П. Павлович.
Энциклопедия Отечеcтво
ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800-1870), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854). В цикле романов "Приключения, почерпнутые из моря житейского" (1846-63) - смешение фантастического и реального, авантюрного и бытового планов. Роман "Странник" (ч. 1-3, 1831-32).
Литературная энциклопедия
Александр Фомич [1800—1870] — романист, поэт, археолог. Сын офицера — смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его лит-ой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание «Древностей Российского государства». Исторические и археологические работы В. («Начертание древней истории Бессарабии», «Достопамятности Московского кремля», «Московская оружейная палата», «Индо-германе или сайване», «О свевах, гуннах и монголах», «Атилла и Русь IV—V в.» и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют. Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской лит-ры. В 1831 он выпускает первые три
138 части «Странника», поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. «Кащей бессмертный» [1833] имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию «замечательнейшего романиста». Из его следующих произведений следует отметить: «Святославич, вражий питомец» [1835], «Александр Филиппович Македонский» [1836], «Сердце и Думка», два сборника «Повестей» [1836 и 1843], «Новый Емеля или превращение» [1845] и романы из цикла «Приключения, почерпнутые из моря житейского»: «Саломея» [1848], «Чудодей» [1849], «Воспитанница Сарра» [1862] и «Счастье-несчастье» [1863]. Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей лит-ых исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою лит-ую родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де-Местра (см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении — «Страннике». Стиль В. характеризуется всеми признаками «стернианства» — подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками. Проблему лит-ого яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый обновляет лит-ый яз. простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. своеобразная языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед лит-рой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний роман — «Приключения, почерпнутые из моря житейского» — проходит почти незамеченным. «В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, — и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов» («Библиотека для чтения», 1863). Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории лит-ры оно упоминается лишь вскользь. И только в наше время, с обновлением лит-ой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся
139 выяснить его место в истории лит-ры. Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие «занимательность» и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно «Приключения из моря житейского» (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) — все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. «предтечей Достоевского». Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное место в истории русской лит-ры. Библиография: II. Переверзев В., Предтеча Достоевского, «Московский понедельник», 1922, сентябрь; Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. поэмы Вельтмана); Переверзев В., Достоевский, Л., 1925; Русская проза, сб. статей «Academia», Л., 1926, статьи Риболи Г. и Бухштаба В.; «Русский романтизм», сб. под ред. А. Белецкого, Л., 1927; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V (подробные био-библиографические сведения), СПБ., 1899. П. К.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕЛЬТМАН


будет выглядеть так: Что такое ВЕЛЬТМАН