|
|
|
|
|
ВЭЙ ЮАНЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(1794—1857)
китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор «Карт и описания заморских стран» (1844), одной из первых китайских книг о странах Европы, а также ряда работ по китайской истории и философии. Призывал к поощрению частной инициативы. В своих трудах выступал за укрепление обороноспособности страны путём заимствования западной военной техники. Пропагандировал шовинистические взгляды о превосходстве Китая над другими странами мира. Идеи В. Ю. оказали большое влияние на развитие общественной мысли в Китае и Японии.
|
Мультимедийная энциклопедия |
Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794-1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец,
ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель
"школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен"), воссозданной в 18
в. Родился 23 апреля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника,
находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень
цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792-1841) и Линь Цзэсюем (1775-1850).
Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание
из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10
цзюаней ("свитков") и включающем его главное философское сочинение Мо гу
(Записки Молчальника ). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй
Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к
древнекитайской классике, из которых наиболее значительный - Лао-цзы бэнь
и (Коренной смысл Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку
текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав
канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань
создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи
(Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция
истории Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания
заморских государств карт, 1849). В последнем сочинении,
основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех
материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в
эпоху "революции Мэйдзи", были использованы также сведения из западных
источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением
концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: "Руками варваров управлять
варварами".
После поражения Китая в "опиумной войне" Вэй Юань одним из первых выдвинул
программу модернизации страны путем заимствования западных научно-
технических достижений, получившую впоследствии название "политика
усвоения заморских дел". Утверждая, что в мире нет неизменных законов
(фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области
транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли,
ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он
считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи"
(ши фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли хай), и заявлял, что
без действия (син3) не может быть знания (чжи2). По Вэй Юаню, образующие
мир "превращения пневмы" (ци хуа) представляют собой ни на миг не
замирающий процесс изменений, источник которого - универсальная
"двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в
которых один элемент - "главенствующий" (чжу), а другой - "содействующий"
(фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в
друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению
превращений - цзао хуа) посредством сознательного и методического
приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан
единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются
в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-
политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее
реформаторское движение
(см. <<КАН ЮВЭЙ>>; <<ЛЯН ЦИЧАО>>).
Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.
ЛИТЕРАТУРА
Вэй Юань. Предисловие к сборнику "Материалы эпохи царствующей династии",
"Записки Мо". - В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских
мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961
История китайской философии. М., 1989
История политических и правовых учений 19 в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ВЭЙ ЮАНЬ
будет выглядеть так: Что такое ВЭЙ ЮАНЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|