Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАХХАБИТЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        последователи религиозно-политического течения в Исламе, распространившегося в Неджде (Центральная Аравия) в конце 18 в. Основоположник ваххабизма — Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). Главный догмат В. — вера в безусловно единого бога (который для В. антропоморфичен); отсюда самоназвание В.— муваххидун — единобожники. В. отвергали всевозможные «новшества», появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; придерживались суровой простоты нравов; большое внимание уделяли Джихаду (священной войне против иноверцев).
         Политическая сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племён и мелких княжеств Аравии, ликвидации племенных раздоров и феодальной анархии в интересах крупных феодалов и купцов. К началу 19 в. почти весь Аравийский полуостров был объединён В. в феодальное государство, распавшееся после завоевания его Египтом (1811—18). В 1821 государство В. было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четверти 19 в. Вновь воссоздано в начале 20 в. В результате объединительных войн, которые велись в 20-х гг. под руководством Ибн Сауда (1880—1953), государство В. расширилось до современных границ (с 1932 называется Саудовская Аравия). В Саудовской Аравии ваххабизм является официальной идеологией. Идеи ваххабизма получили некоторое распространение в Индии, Афганистане, Индонезии, некоторых странах Африки.
         Лит.: Васильев А. М., Пуритане ислама, М., 1967 (библ.); Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в 19—1-й трети 20 в., М., 1961; Рейхани Амин, Тарих Неджд аль-хадис (История современного Неджда), Бейрут, 1927; Burckhardt J. L., Notes on the Bedouins and Wababys, v. I—2, L., 1831.
         З. И. Левин.
Мультимедийная энциклопедия
последователи реформатора Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба (ок. 1703-1792), создавшего в исламе учение, отвергавшее "недозволенные новшества" и выступавшее за возврат к первоначальной вере, которая проповедуется в Коране и примером которой служит жизнь Мухаммеда. Воинственные по характеру ваххабиты с самого начала были связаны с домом Саудов, аравийским королевским родом, который постепенно расширил свои владения, включившие области Неджд, аль-Хаса (Восточная провинция современной Саудовской Аравии), Асир и Хиджаз, и объединил под своей властью большую часть обжитой территории Аравийского полуострова. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб родился в Неджде (плоскогорье в центральной Аравии) в племени тамим. Изучал религиозные дисциплины в различных богословских центрах арабского мусульманского мира. В Багдаде он стал приверженцем доктрины Ибн Ханбала (ум. 855), основателя наиболее консервативной из четырех суннитских школ права. Ибн Ханбал придавал исключительное значение традиции и выступал против каких-либо уступок "разуму". Кроме того, основатель ваххабитского движения следовал принципам Ибн Таймийи (1263-1328), крупного представителя ханбалитской школы богословия, который в своих проповедях выступал против культа святых, обетов и клятв, а также паломничества к святыням. Эти и другие аналогичные идеи легли в основу убежденности ваххабитов в том, что в современном исламе процветает ересь. Возвратившись в свою родную аль-Уйайну, Ибн Абд аль-Ваххаб немедленно осудил поклонение Сааду, местному святому. Он отверг точку зрения, согласно которой мусульманская община имеет право вырабатывать решения по юридическим вопросам посредством согласия ее членов (иджмa')и заявил, что силу имеет лишь решение, принятое в результате консенсуса представителей первого поколения мусульман. Проповедуя эту доктрину "возвращения к Корану", Ибн Абд аль-Ваххаб пользовался преимуществом изолированного географического положения Неджда, ставшего благодатной почвой для распространения его идей среди бедуинов. В Египте, Судане, Северной Африке, Индии, Индонезии - повсюду мусульмане откликнулись на призыв ваххабитов. Новое учение оказалось не просто проявлением религиозной воинственности и реакции, оно подтвердило наличие духовных и политических возможностей в движении за возрождение чистого монотеизма. Учение ваххабитов призывало мусульман всего мира сплотиться и положить конец проникновению чужеземцев. Благодаря престижу саудовского короля Абдель Азиза Ибн Сауда (ок. 1880- 1953, правил в 1932-1953) влияние ваххабитов усилилось.
Энциклопедия Отечеcтво
ВАХХАБИТЫ, приверженцы религиозно-политического течения в исламе, возникшего в Центральной Аравии (Неджде); основатель Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703-87).
Главный догмат В. - вера в единого бога (отсюда самоназвание В. - му-вахиддун - единобожники). В. отвергают "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, придерживаются суровой простоты нравов. Большое внимание уделяют джихаду (священной войне против иноверцев).С 1990-х гг. к В. причисляют себя некоторые исламские группировки на Кавказе.
Орфографический словарь Лопатина
ваххаб`иты, ваххаб`иты, -ов, ед. -б`ит, -а
Народы и религии мира

религия
ВАХХАБИТЫ, последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, зародившегося в конце 18 века. Свое название оно получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен в Неджде (Центральная Аравия).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАХХАБИТЫ


будет выглядеть так: Что такое ВАХХАБИТЫ