Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАХТАНГОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).
         С первых лет Советской власти В. искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам «... надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом: «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление В. к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества В. были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др.
         Соч.: Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939.
         Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939; Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
         Б. И. Ростоцкий.
        Е. Б. Вахтангов.
        Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922.
        Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера).
        Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).
Энциклопедия Отечеcтво
ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922), режиссёр, актёр, педагог; основатель (1913) и руководитель студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Евг. Вахтангова). Исходя из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского, провозгласил программу "фантастического реализма", создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматических произведений средствами гротеска. Поставил "Праздник мира" Г. Гаупт-мана (1913), "Потоп" Г. Бергера (1915), "Чудо Святого Антония" М. Метерлинка (1916; 2-я редакция - 1921), "Эрик XIV" Ю.А. Стриндберга (1921) и др. Экспрессионистическая постановка мистической пьесы С. Ан-ского "Гадибук" (Студия "Габима", Москва) и праздничная - "Принцессы Турандот" К. Гоцци (3-я Студия МХТ) - обе 1922. Роли: Текльтон ("Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу), Фрезер ("Потоп" Бергера).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАХТАНГОВ


будет выглядеть так: Что такое ВАХТАНГОВ