Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        собрания (съезды) иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с. (по счёту католической церкви — 20-й Вселенский собор (См. Вселенские соборы)) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870. Был созван папой Пием IX в условиях назревавшей (в процессе объединения Италии) ликвидации Папской области и упразднения светской власти папы; имел целью укрепить авторитет папы, его власть в церкви и влияние самой церкви. В период подготовки собора и на самом соборе развернулась острая дискуссия по вопросу о провозглашении догмата папской непогрешимости. На его провозглашении особенно настаивали иезуиты. В. с. принял: 1) Догматическую конституцию католической веры, излагавшую основы католического вероучения (о боге — творце мира из ничего, об откровении, о примате веры над разумом, религии над наукой), подтверждавшую решения Тридентского собора (См. Тридентский собор) и предававшую анафеме всё, что расходится с католическим вероучением (в том числе материализм, рационализм, атеизм); 2) Первую догматическую конституцию церкви Христа, подтвердившую положение о верховенстве римского папы в церкви и провозгласившую догмат о его непогрешимости в вопросах веры и морали, 1-й В. с. прекратил свою деятельность в связи с занятием Рима итальянскими войсками и последующей ликвидацией папского государства. Часть католических теологов отказалась признать новый догмат (о непогрешимости папы) и выступила с инициативой образования старокатолической церкви (см. Старокатолицизм).
         2-й В. с. (по католическому счёту — 21-й Вселенский собор) заседал в 1962—65 (4 сессии, ежегодно по 2 месяца каждая). Был созван папой Иоанном XXIII (завершил работу при Павле VI) для «обновления» католической церкви и приспособления католицизма к изменившимся в мире условиям. Были приняты решения, касающиеся отношений: внутри католической церкви; между христианскими церквами и между различными религиями; католической церкви к важнейшим вопросам современности. Решения собора по первому кругу вопросов сводятся преимущественно к изменениям в организации и культовой практике церкви для сохранения и усиления влияния религии на католические массы (богослужение на местных языках, введение в литургию элементов местных обычаев, использование церковью прессы, кино, радио и др.). Решения по второму кругу вопросов направлены к достижению единства с др. христианскими церквами. На заключительном заседании собора Павел VI снял отлучение от церкви константинопольского патриарха, провозглашенное папским легатом в 1054 и вызвавшее разрыв между католической и православной церквами (одновременно в православном соборе в Стамбуле была отменена анафема, которой был предан православной церковью в том же 1054 папский легат). Решения 2-го В. с. выражают также стремление к сотрудничеству с нехристианскими церквами, 2-й В. с. принял конституцию «О церкви в современном мире» («Gaudium et spes»), в которой развиваются основные положения современной социальной программы католической церкви, пропагандируются идеи буржуазного реформизма — смягчения противоречий капитализма в целях его укрепления. В то же время в конституции говорится, что «все люди, верующие и неверующие, должны способствовать правильному строительству этого мира», и положительно оценивается диалог с марксистами. Учитывая волю народов к миру, В. с. осудил тотальную войну, призвал к отказу от гонки вооружений, к решению спорных вопросов между государствами путём переговоров. Происходившая на соборе острая борьба между «обновленцами» и «консерваторами» по проблемам современности и по вопросу о приспособлении католической церкви к изменившейся международной обстановке сказалась на решениях 2-го В. с. — на них лежит печать компромисса и непоследовательности.
         Лит.: Мчедлов М., Под сводами собора св. Петра, М., 1964: Фалькони К., Ватиканский собор и причины его созыва, пер. с итал., М., 1964: Шейнман М. М., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966, с. 145—87: Вопросы научного атеизма, в. 6 (П Ватиканский собор), М., 1968.
         М. М. Шейнман.
Мультимедийная энциклопедия
ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства. Предполагалось, что собор обсудит большое количество догматических, дисциплинарных и канонических проблем, но из-за того, что работа собора была прервана, собор принял только две догматические конституции. Первая из них, Dei Filius, излагала католическую позицию относительно Бога как Творца всех вещей, относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и, наконец, об отношении веры и разума. Конституция была направлена против традиционализма, фидеизма (исключительной опоры на веру, а не на разум), посткантианского агностицизма, а позднее была использована против теологического модернизма. Вторая конституция, Pastor aeternus, сформулировала католическую позицию по ряду тем (примат апостола Петра; папа как преемник Петра; власть, которой обладает папа) и провозгласила доктрину папской непогрешимости. Конституция представляет собой наиболее полное официальное изложение позиции Римско-католической церкви относительно папской власти. ВТОРОЙ, 21-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету) был открыт папой Иоанном XXIII и продолжен его преемником папой Павлом VI. Собор был созван, чтобы обновить церковь, пересмотрев некоторые аспекты ее дисциплины и организации, и заложить фундамент для объединения христианских церквей. Открылся 11 октября 1962 в базилике св. Петра в Ватикане в присутствии более 2500 католических епископов и ок. 50 делегатов-наблюдателей, представлявших другие христианские церкви. Состоялись четыре ежегодные сессии, и 8 декабря 1965 собор завершил работу. В отличие от других соборов, на этом не была осуждена какая-либо ересь и не был утвержден какой-либо новый догмат. В 16 документах, выработанных собором, всесторонне рассмотрены различные сферы деятельности церкви в 20 в. Наиболее важными из них являются четыре конституции. Догматическая конституция о церкви обсуждает природу церкви как "народа Божьего", управляемого епископами, сотрудниками папы - главного епископа. Догматическая конституция о божественном Откровении рассматривает источники Откровения - Писание и Предание. Вопросам литургической практики посвящена конституция о богослужении. В пастырской конституции о церкви в современном мире говорится о социальных, культурных, политических и экономических проблемах в контексте христианского учения. Остальные 12 документов, декреты и декларации, обсуждают такие темы, как служение и жизнь священников, обновление монашеской жизни, повышение активности мирян, христианское воспитание, экуменизм, отношение к нехристианским религиям, нравственные задачи средств массовой информации и религиозная свобода в гражданском обществе. ЛИТЕРАТУРА Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Второй Ватиканский собор: Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992 Второй Ватиканский собор: Взгляд из России. М., 1997 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ


будет выглядеть так: Что такое ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ