Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАТИКАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(официально Stato della Citta del Vaticano)
         Общие сведения. В. — папское государство-город, резиденция главы католической церкви. Расположен в западной части Рима — столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Почти со всех сторон обнесён каменной стеной. Площадь 0,44 км2. Длина границ 2,6 км. Население около 1 тыс. чел. (1970). Язык официальных документов — латинский.
         Государственный строй. В. — теократическая монархия. Глава государства в В. — Папа Римский (глава католической церкви); избирается пожизненно тайным голосованием совещательным органом — коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (в 1970—136 чел.). Папе принадлежит верховная законодательная и исполнительная власть. Функции премьер-министра выполняет государственный секретарь. Административное управление территорией В. осуществляют специальная Папская комиссия в составе 5 кардиналов и подчинённый ей губернатор. В 1968 в целях управления создана консульта — совещательный орган, в который входят 30 чел. мирян (24 из них проживают в Риме, а 6 — почётные члены — иностранцы). Охрана В. и церемониальные функции возложены на швейцарскую гвардию.
         Н. А. Ковальский.
         Историко-экономическая справка. Название В. произошло от названия одноимённого холма на берегу Тибра, на котором в период раннего средневековья был построен дворец, ставший с конца 14 в. постоянной резиденцией главы католической церкви. После объединения Италии и присоединения к ней Рима (1870) был положен конец светской власти римского папы. Папа не признал объединённого итальянского государства и объявил себя «ватиканским узником». Конфликт между «святым престолом» и правительством Италии был ликвидирован в 1929 Латеранскими соглашениями (См. Латеранские соглашения). Согласно этим соглашениям, было образовано государство В., определены его нынешние границы и за «святым престолом» признавался бесспорный суверенитет в международной области.
         Экономической основой государства являются доходы от капиталовложений и пожертвований. В. — один из крупнейших капиталовладельцев, тесно связанный с итальянскими банками (Банк Рима, Коммерческий банк Италии, Банк «Святого духа» и многие др.) и международными банками (банки Ротшильда, Моргана, «Креди Сюис» и др.). Капиталы В. в основном сосредоточены в Италии. В. — участник ряда концернов (в сфере производства электричества, резиновой, химической и др. отраслей промышленности и т.п.). В. располагает капиталовложениями в крупных международных монополиях, а также в США, Швейцарии, Великобритании, Франции, Испании, в ряде латиноамериканских стран. В. — крупный земельный собственник в Италии, Испании, ФРГ и др. странах (уплачиваемая с арендованных земель десятина служит источником огромной прибыли). В В. стекаются также значительные (основная часть — из США) средства в виде поступлений от верующих, сборов от налогов на церковь и т.п. Для координации финансовой деятельности В. создана (1968) специальная Префектура по экономическим делам. Значительный доход В. получает от иностранного туризма, выпуска почтовых знаков. Ж.-д. станция В. (открыта в 1932) связана ж.-д. веткой (700 м) с сетью итальянских железных дорог. Денежная единица — итальянская лира.
         Печать, радиовещание, телевидение. Официальные издания В.: «Акта апостолице седис» («Acta Apostolicae Sedis») — бюллетень на латинском языке, публикует папские законодательные акты, в современном виде существует с 1909; «Аннуарио понтифичо» («Annuario pontificio») — ежегодное справочное издание на итальянском языке, публикующее сведения о службах В. и католической церкви, а также о видных церковных деятелях, основано в 1860. Официозные издания В. (также на итальянском языке): ежедневная газета «Оссерваторе романо» («L'Osservatore romano»), с 1861, тираж 70 тыс. экземпляров (1968), [воскресный номер «Оссерваторе делла доменика» («Osservatore della domenica»)]; на французском, английском, испанском языках выходят еженедельные издания этой газеты под тем же названием; журнал «Чивильта каттолика» («Сivilta Cattolica») с 1850 выходит два раза в месяц.
         В. располагает радиостанцией (с 1931), которая ведёт передачи на 45 языках (1970). С 1949 работает телецентр В.
         В. — международный центр католической церкви. Позиции В. и его роль определяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь (см. Католицизм) на массы верующих, и тем контролем, который В. осуществляет над клерикальными силами (см. Клерикализм). По официальным католическим источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.
         Под контролем В. находятся массовые католические организации. Большинство из них входит в систему «Католического действия» (См. Католическое действие) — комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения. Существует (1970) около 40 международных католических организаций. Крупнейшие: Всемирный союз женских католических организаций (36 млн. чел. в 61 стране), Всемирная федерация католической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др. Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 — Международная конфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). В. опирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше 30 в 1968); некоторые из. этих партий находятся у власти.
         В. — крупнейший религиозно-идеологический центр католицизма. Под его контролем находятся многочисленные католические учебные заведения, католическая печать, радио, кино, телевидение.
         Пропагандистские силы В. активно выступают против коммунизма. Социальная доктрина В. направлена на защиту частной собственности, классового деления общества, классового неравенства и пр. Основные идеологические и практические рекомендации излагаются в выступлениях папы и в энцикликах — посланиях папы к духовенству и верующим, а в отдельных случаях — к «людям доброй воли».
         История внешней политики В. свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистических держав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, В. сотрудничал с фашистскими державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 — с Германией, в 1940 — с Португалией. В условиях агрессии фашистских держав против республиканской Испании (1936—39), Чехословакии (1938— 1939), Албании (1939), Польши (1939) В. не поднял голоса протеста против преступлений фашизма и фактически попустительствовал им. В этот период основой политики В. становится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового похода против СССР в 1930, антикоммунистическая энциклика «Divini Re-demptoris» в 1937 и т.д.). Во время 2-й мировой войны 1939—45 В. был одним из центров переговоров о сепаратном мире между представителями фашистской Германии и Италии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгрома фашистских государств В. заявил о непризнании послевоенной границы Германии по Одеру — Нейсе (послание Пия XII немецкому епископату в 1948).
         Вражда к коммунизму сделала В. после 2-й мировой войны союзником наиболее агрессивных империалистических кругов США и др. капиталистических стран в их борьбе против сил демократии и социализма. В. приветствовал планы образования агрессивного военного блока НАТО (апостолическое послание Пия XII в феврале 1949) и военного Западноевропейского союза (заявление Пия XII от 3 октября 1953). В 1949 опубликован декрет, которым отлучались от церкви коммунисты и все те, кто сотрудничает с ними или читает коммунистическую печать. В. и его клерикальная агентура пытались помешать развитию социалистических революций в странах народной демократии. Руководители В. выступили против тех мероприятий народно-демократической власти, которые наносили удар по экономическим позициям католической церкви (например, протест В. в 1947 чехословацкому правительству по поводу секуляризации церковных земель в Чехословакии, репрессивные отлучения многих лиц от церкви в Румынии в 1951, в Польше — в 1953). В Польше, Чехословакии и др. странах В. стремился активизировать деятельность сил политического клерикализма — католических политических партий и общественных светских организаций. В 1949 был издан декрет, осудивший патриотически настроенных священников и мирян-активистов Чехословакии, отказывавшихся следовать проимпериалистическому курсу В. Ватикан поддерживал контрреволюционный мятеж в Венгрии в 1956, одним из активных участников которого был кардинал Миндсенти. После 2-й мировой войны В. развернул клеветническую кампанию против Советского государства; в западных районах СССР агенты В. из среды реакционного католического духовенства и изменников Родины пытались помешать восстановлению народного хозяйства. В наиболее чёткой форме антисоветская позиция В., характерная для 50-х гг., была изложена в «Апостолическом послании народам России» Пия XII (7 июля 1952).
         Развитие мирового революционного процесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций В., падение влияния католической церкви на массы (в булле «Humanae salutis», 1962, Иоанн XXIII сравнивал современный этап существования католической церкви «с самыми трагическими временами её истории»). В связи с этим руководители В. были вынуждены пересмотреть политическую линию В., пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире. Эволюция социальной доктрины католической церкви нашла отражение в энциклике «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961), в которой содержатся элементы буржуазного реформизма. Проявлением новой тенденции В. по отношению к вопросам войны и мира явились выступления Иоанна XXIII в 60-х гг. в защиту мира и за решение спорных международных вопросов путём переговоров. Основные принципы политики клерикального пацифизма сформулированы в энциклике «Pacem in terris» («Мир на земле», 1963), а также в пастырской конституции «О церкви в современном мире», выработанной на Вселенском соборе 1962—65 (см. Ватиканские соборы).
         По мере укрепления социалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы стал намечаться более реалистический подход В. к странам социализма. В 60-е гг. впервые в международную практику вошли обмен посланиями и встречи между некоторыми руководителями социалистических государств и папой римским. Развитие отношений В. с социалистическими странами нашло отражение в подписании в 1964 соглашения между В. и Венгрией, регулирующего некоторые практические вопросы, связанные с деятельностью католической церкви в Венгрии; протокола (1966), нормализующего отношения между В. и Югославией. В. поддерживает официальные дипломатические отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также с Югославией.
         Значительное внимание В. уделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах. С 50-х гг., в условиях краха колониальных режимов в Азии и Африке, В. предпринял активные меры по созданию местных кадров высшего католического духовенства: в 1952 были назначены епископами местные католические священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 — в Нигерии; в 1954 — в Бирме и Южной Африке и т.д. 28 марта 1960 римский папа впервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву). В эти же годы особое внимание уделялось образованию местных католических церквей: в 1950 — в Британской Западной Африке, в 1953 — в Британской Восточной Африке, в 1955 — в Бирме, Южной Родезии, Малайе, Марокко, на Мадагаскаре и т.д. Были установлены дипломатические отношения с молодыми государствами Азии и Африки. Изложение основ политики клерикального неоколониализма католической церкви в развивающихся странах даётся в энциклике «Populorum progressio» («Прогресс народов», 1967). В 1970 В. был представлен в странах Азии 14 дипломатическими представительствами, в странах Африки — 16. Всего в 1970 у В. было 64 заграничных дипломатических представительства (в том числе 14 в Европе, 19 в Латинской Америке). Кроме того, В. имеет 15 апостолических делегаций (не носящих дипломатического характера), в том числе в США и Великобритании. В. имеет постоянных наблюдателей при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и некоторых др. международных организациях. В январе 1971 В. заявил о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
         Новые явления в деятельности В. не означают отказа от традиционного антикоммунистического курса в идеологии. Свидетельством этого служат выступления некоторых руководителей В., выпады против «атеистического коммунизма» в энциклике Павла VI (папа с 1963) «Ecclesiam suam» (1964), заявление кардинала Оттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.
         Вокруг вопросов, связанных с определенными аспектами современного курса В., в частности с вопросами сохранения мира на земле и политики в отношении социалистических стран, идёт острая борьба различных тенденций в католическом движении многих стран, в том числе в самом В., между так называемыми обновленцами и консерваторами.
         Н. А. Ковальский.
         Архитектура. В. представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, где культовые, дворцовые и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового искусства. Архитектурная история В. восходит к 4—5 вв. Торжественным входом в В. служит обрамленная колоннадами овальная площадь св. Петра (1657—63, архитектор Л. Бернини). Колоннады ведут к крупнейшему католическому храму мира — собору св. Петра (площадь 15160 м, высота 132,5 м, построен в 1506—1614, архитектор Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; в интерьере — мраморное «Оплакивание Христа» Микеланджело, бронзовый балдахин, кафедра и надгробия работы Бернини и т.д.). К С. от собора — обширный (55 тыс. м2) дворцовый ансамбль, построенный в основном в 15—16 вв.: капелла Николая V (с фресками Беато Анджелико), апартаменты Борджа (с фресками Пинтуриккьо), Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Гирландайо), капелла Паолина (с фресками Микеланджело); Лоджии и Станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками; величественные дворы — Бельведера и Сан-Дамазо, построенные между 1503—45 по проекту Браманте; парадный вход во дворец — Королевская лестница (Скала Реджа; 1663—66, архитектор Л. Бернини). Во дворцах — Ватиканская библиотека (с уникальным собранием рукописей), музеи античной скульптуры (Пио-Клементино, Кьярамонти и Новый корпус), Грегорианские египетский и этрусский музеи и др. В садах В. — Казино Пия IV (1558, архитектор П. Лигорио), здание Ватиканской пинакотеки (собрание итальянской живописи до 17 в.) и др. На территории В. находятся покои папы, радиостанция, типография, почтамт и т.д. Собственностью В. являются также раннехристианская базилики 4 в. — Сан-Джованни ин Латерано, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло фуори ле Мура, — Латеранский дворец (16 в.) и др. здания в Риме, летняя резиденция папы в Кастель-Гандольфо (17 в.).
        
         Лит.: Коровин Е. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М. — Л., 1931: Шейнман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами. М.— Л., 1948; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX — нач. XX в., М., 1958: Лаврецкий И., Ватикан, М., 1957; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; его же. Католицизм и дипломатия, М., 1969; Мчедлов М. П., Эволюция современного католицизма, М., 1967; Вопросы научного атеизма, в. 6, М., 1968; Андреев М., Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения, М., 1968: Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970: Lo Bello N., The Vatican empire, N. Y.,1969: С as a nova A., Vatican et l'evolution de l'Eglise, P., 1969; Pichon Ch., Le Vatican, P., 1968; Poupard P., Connaissance du Vatican, P., 1967; Letarouilly P. M., Vatican, L., 1954.
        Флаг государственный. Ватикан.
        Государственный герб Ватикана.
         0291272078.tif
        Ватикан.
        Ватикан. В центре — собор и площадь св. Петра.
        Ватикан. Дворы Бельведера и Пинии.
Мультимедийная энциклопедия
государство-город Ватикан, независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929. Расположен в западной части Рима на правом берегу р.Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан - самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы. Ватикан имеет самые тесные связи с Италией, через которую проходит материальное обеспечение государства-города и поток посетителей. Двухколейная железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог. В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета "Оссерваторе романо", а также множество книг, преимущественно религиозного содержания. История и государственное устройство. Так называемый римский вопрос возник из-за аннексии Папского государства правительством Италии в 1870. 11 февраля 1929 руководство Римско-католической церкви заключило в Латеранском дворце соглашения с правительством Италии о создании независимого государства-города Ватикан и об урегулировании его отношений с Италией. В качестве возмещения ущерба, нанесенного церкви с 1870, итальянское государство обязалось ежегодно выплачивать Ватикану 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир в 5-процентных государственных облигациях. Эти соглашения были ратифицированы 7 июня 1929. Новый конкордат между Италией и Ватиканом был заключен 18 февраля 1984. В Ватикане верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит папе. Конкретными административными делами занимаются губернатор и его чиновники. Для поддержания общественного порядка в распоряжении губернатора имеется служба охраны - небольшой отряд карабинеров. В случае необходимости он может прибегнуть к помощи швейцарских гвардейцев - личной охраны папы. Юридическую власть осуществляет местный трибунал. Более высокие судебные инстанции - Высший церковный суд и Высший трибунал Апостольского суда. Хотя имеются сведения о направлении послов и приеме иностранных представителей уже в 4 в., официальный обмен дипломатическими представителями начался в 16 в. Внешние связи Ватикана осуществляются непосредственно от лица папы как главы Римско-католической церкви. В 1870 число государств, с которыми поддерживались дипломатические отношения, сократилось до четырех, а затем стало постепенно увеличиваться. В 1998 в Ватикане были аккредитованы послы 165 стран. Существует много папских представительств и постов за рубежом, включая нунциев, интернунциев и апостольских делегатов. Функции министра иностранных дел выполняет государственный секретарь в сане кардинала. Архитектура. Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра, была возведена при папе Симмахе (498-514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VШ в северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров. Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503-1513) - видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера - два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения. Преемник Юлия II папа Лев Х (1513-1521) поручил Браманте построить лоджии - крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543-1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра. Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа). При папе Сиксте V (1585-1590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (1623-1644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором. Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементино с собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (1800-1823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (1831-1846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922-1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (1958-1963) и Павле VI (1963-1978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций. Сокровища искусства. Ватикан представлявляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них - это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства. Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508-1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, "поддерживаемых" рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины. В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли. На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура - Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д' Элиодоро - его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио - Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. "Малой Библией Рафаэля". Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий. Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона. Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение, а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи, Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени. Ватиканское собрание древностей - одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них - т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи. Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами. Некоторые из них стояли на вилле императора Адриана близ Тиволи и во дворце императора Нерона. Они послужили исходными моделями для скульпторов эпохи Возрождения, вдохновлявшихся античным искусством. Наиболее знаменит восходящий к 1 в. до н.э. Бельведерский торс, который копировался целыми поколениями мастеров эпохи Возрождения. Такую же ценность представляют скульптурная группа Лаокон, которую Микеланджело считал шедевром, и статуя Аполлона Бельведерского (вероятнee всего, римская копия греческой бронзовой скульптуры 4 в. до н.э.), вызывавшая восхищение в эпоху Возрождения. Музей Кьярамонти также обладает ценными археологическими коллекциями. В его галерее Лапидарио собрано множество древних надписей. В самом музее богато представлены римские статуи и особенно бюсты, в том числе прекрасный бюст Цицерона. Самые ценные в эстетическом отношении экспонаты сосредоточены в Браччо Нуово. Здесь выделяются Прима Порта Аугустус - лучшее из сохранившихся изображений первого римского императора; великолепную статую Нила, воплощающую традиции эллинизма (древний бог рек предстает в виде гиганта, облепленного ватагой детей); прекрасную римскую копию Дорифора (копьеносца) Поликлета. Грегорианский музей посвящен египетскому и этрусскому искусству. Самые знаменитые сокровища этого музея - статуя бога Марса из Тоди (4 в. до н.э.) и прекрасно сохранившаяся гробница Реголини-Галасси (7 в. до н.э.). Ватиканская библиотека насчитывает примерно 65 тыс. рукописей, 400 тыс. изданных томов, 100 тыс. географических карт и гравюр и свыше 100 тыс. единиц с автографами. В библиотеке действует выставка наиболее ценных и красиво оформленных изданий, хранящихся в Ватикане. Среди многочисленных старинных иллюстрированных книг имеются две рукописи 4 в. н.э. с поэтическими текстами Вергилия. Старинные рукописные тексты произведений Вергилия, Цицерона и Теренция служат первоисточниками для современных изданий этих авторов. Другие экспонаты библиотеки представляют собой авторские рукописи и письма таких известных деятелей Средневековья и Возрождения, как Фома Аквинский, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Лютер и Генрих VIII; иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте; римский дневник Антонио да Сангалло; два шедевра византийского искусства - Свиток Джошуа Ролла и Менологион Василия II; а также целый ряд изданий Библии (самая ранняя из них напечатана в середине 15 в. Гутенбергом), включая экземпляры самого маленького и самого большого формата. Ватиканские сады простираются к западу от Ватиканского дворца и ограничены крепостными стенами, возведенными разными папами начиная с эпох Возрождения и Барокко. В самой западной части садов находится летняя резиденция папы Льва XIII, где до 1936 располагалась Ватиканская обсерватория. Особо выделяется летняя резиденция папы Пия IV с красочными фресками внутри и изящной лепкой снаружи. придуманной Микеланджело. Петра. ЛИТЕРАТУРА Музеи Ватикана. Рим. М., 1974 Красиков А.А. Ватикан: история и современность. М., 1991
Города и страны
Ватикан - государство-город, расположенный в западной части Рима, столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и папой и назван по одноименному дворцу-резиденции папы римского, правившего до 1870 года Папской областью. Город-государство имеет свой флаг и гимн, а также чеканную монету.
Почти вся территория Ватикана обнесена каменной стеной. Это самое маленькое в мире государство. Его площадь составляет всего 0,44 км2, постоянное население - около тысячи человек. Ватиканским гражданством обладает менее половины этого числа - около 70 духовных лиц, 54 швейцарских гвардейца, на которых возложена охрана Ватикана и церемониальные функции, 150 папских жандармов и примерно столько же гражданских лиц. Остальные жители Ватикана - итальянцы. Официальные языки Ватикана - латинский и итальянский (латинский язык используется только в официальных документах). Денежная единица - ватиканская лира (имеет хождение наряду с итальянской лирой).
Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, где храмы, дворцы и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового искусства. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами площадь святого Петра. Площадь окружена колоннадой из 284 колонн, выстроенных в четыре ряда. На площади расположены 140 статуй святых.
Колоннады ведут к собору святого Петра. Это самый большой храм христианского мира внешняя длина, включая портик, составляет 211 метров; высота свода - 44 метра; высота купола внутри собора - 119 метров). История собора начинается с 324 года, когда первый христианский император Константин решил построить храм на месте, где был похоронен святой Петр, замученный в цирке Нерона. С того времени собор подвергался многочисленным перестройкам и дополнениям, вплоть до 1506 года, когда архитектору Браманте была поручена его полная реконструкция, в которой поучаствовали также Рафаэль, Перуцци, Сангалло и, наконец, Микеланджело.
Микеланджело, взяв за основу проект Браманте, задумал построить грандиозную базилику в форме греческого креста с эффектным двойным куполом. Но по приказу Павла V в 1606 году в плане собора греческий крест был заменен на латинский с добавлением двух ниш и фасада к плану Микеланджело. С 1629 года храм украшался в роскошном барочном стиле Бернини. Работа над проектом заняла 120 лет (от Браманте до Бернини), за это время над ним работали десять архитекторов, а решение о его утверждении принимали двадцать пап.
Купол собора, спроектированный Микеланджело, называют не иначе как "поэтической гармонией бесконечности". Гигантский серо-голубой свод не господствует в небе, а, сливаясь с цветом небосвода, представляется частью его архитектуры. Кажется, что весь мир каким-то неведомым образом отражается здесь. Все, что есть чистого и возвышенного в человеческих мыслях, стремлениях, сливается под сводами собора с молитвами и благочестивыми надеждами христианского мира, с почтенным трепетом взирающего на надгробие Предводителя апостолов.
Священные Врата храма открываются самим папой раз в 25 лет, в юбилейный год, после специального ритуала и трех символических ударов молота. Юбилейный год считается священным годом сбора католиков в общем доме, когда каждый искренне верующий должен приехать в Рим и совершить паломничество к четырем главным соборам: св. Петра, св. Павла, св. Марии Маджоре, латеранскому собору св. Иоанна. В 2000 году на Рождество двери святых Врат вновь откроются, и каждый, кто пройдет через них, получит отпущение грехов и Господне благословение.
В сокровищнице св. Петра хранятся христианские реликвии: саркофаг IV века, ватиканский крест VI века с драгоценными камнями, бронзовый памятник Папе Сиксту IV Делла Ровере скульптора Поллайоло.
За собором располагается обширный дворцовый ансамбль XV-XVI веков: капелла Николая V, апартаменты Борджиа, Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело и Боттичелли), Лоджии и Станцы, расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворы Бельведера и Сан-Дамаццо. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в ватиканских садах - казино Пия V (XVI в., П. Лигорио) и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV-XVII веков.
Папа не только правит государством и является главой римско-католической церкви, но и влияет через своих епископов на политическую и общественную жизнь во всем мире.
Ватикан - крупный капиталовладелец и держатель акций ряда компаний и банков, он владеет крупной недвижимостью в Италии, Испании, Германии и латиноамериканских странах. Ему принадлежат контрольные пакеты акций многочисленных процветающих компаний, две трети предприятий фармацевтической промышленности Италии, замки, дворцы, дома, огромные земельные участки. Другими важными источниками доходов являются взносы национальных католических церквей, иностранный туризм, производство и продажа почтовых марок, монет, сувениров.
Государство на территории Рима. Площадь 0,44 км2.
Население (по оценке на 1995 год) составляет около 1000 человек. Этнические группы: итальянцы, швейцарцы. Язык: итальянский, латынь. Папа римский имеет абсолютную власть в Ватикане. Глава государства- папа римский Иоанн Павел (Карол Войтыла, первый за 450 лет не итальянец, ставший папой) (в должности с 16 октября 1978 года). Денежная единица - ватиканская лира (равная итальянской лире).
До 1871 года Ватикан имел в своем распоряжении несколько так называемых папских государств, которые к XIX веку имели территорию около 16000 км2 с населением более 3 миллионов. 13 мая 1871 года государства были включены в состав Итальянского королевства. Независимое государство Ватикан в его современных границах официально возникло 11 февраля 1929 года.
Ватикан привлекает множество как верующих, так и туристов, поскольку на его территории находится большое количество исторических памятников и музеев. Ватикан окружен средневековыми стенами. Одной из главных достопримечательностей является базилика св. Петра, построенная в XV-XVII веках. В строительстве ее принимали участие Браманте, Микеланджело и Бернини, она является всемирным центром католицизма. Еще одно знаменитое здание - Ватиканский или Папский дворец. Этот комплекс состоит из более чем 1000 комнат, нескольких часовен и музеев, папской библиотеки. Самая знаменитая часовня дворца - Сикстинская капелла с великолепными потолочными фресками работы Микеланджело (отреставрированы в 1980-1990 годах). Комнаты Рафаэля (папские апартаменты) оформлены знаменитым итальянским художником эпохи Возрождения Рафаэлем. Среди музеев и галерей Ватикана особенно выделяются Музей египетского искусства. Музей этрусского искусства. Музей Пио Клементино с великолепной коллекцией. Музей Кьярамонти и Ватиканская пинакотека с большой коллекцией работ итальянских мастеров.
Топонимический словарь
Государство-город Ватикан, находится в зап. части Рима. Название Vaticano по расположению на Ватиканском холме (итал. Monte Vaticano). Название холма этрусское, этимология неизвестна.
Орфографический словарь Лопатина
Ватик`ан, Ватик`ан, -а
Энциклопедический словарь конституционного права
(Государство-город Ватикан)
государство, расположенное на территории Рима, резиденция главы римско-католической церкви - Папы Римского. Суверенность признана 11 февраля 1929 г. Лате-ранским договором между Италией и папским Престолом. Теократическая монархия, глава которой Папа Римский избирается тайным голосованием пожизненно коллегией кардиналов, назначаемых, в свою очередь, пожизненно Папой. История пап ведется со Св. Петра (I в. н. э., скончался в 67 г.). 264-й по счету Папа Иоанн-Павел II избран. 16 октября 1978 г. Избрание Папы проводится собранием коллегии кардиналов моложе 80 лет - конклавом из числа кардиналов - тайным голосованием. Для избрания необходимо получить не менее 2/3 голосов. Как правило, выборы Папы проходят в несколько туров.
Конституцию заменяют Конституционные акты Государства-города В. от 7 июня 1929 г. и "Апостольская конституция" от 15 августа 1967 г., содержащая реформу папской курии, которая вступила в силу 1 марта 1968 г.
Высшими консультативными органами являются: Вселенский собор римско-католической церкви, Коллегия кардиналов и Епископский синод.
Государственный секретарь выполняет функции премьер-министра. Административное управление осуществляет Римская курия, состоящая из 9 конгрегации (духовных ведомств), 3 трибуналов, 12 папских комиссий и иных ведомств.
(А. К.)
Дипломатический словарь
- "государство-город", резиденция главы католической церкви в Риме; в переносном смысле В. - правящая верхушка римско-католической церкви.
B. представляет собой своеобразное международное образование и благодаря сложившейся традиции пользуется некоторыми правами субъекта международного права: активным и пассивным правом посольства, правом заключения международных договоров и т. п. К началу второй мировой войны В. имел дипломатические отношения более чем с 30 странами, которые в свою очередь имели при В. своих представителей. Во многих государствах папский нунций является обычно старшиной дипломатического корпуса.
Начало дипломатической деятельности римских пап относится ко времени раннего Средневековья, когда епископ Рима был признан главой всей католической церкви в Западной Европе.
Возвышение папства как политической силы относится к концу 6 в. В своей политике они искали "себе защиты у иностранных государей, франков и т. д.
Это становится их традиционным методом" (К. Маркс). В середине 8 в. папа, получив из рук короля франков ряд территорий, в т. ч. и Римскую область, "начал вести себя как светский князь". В течение столетий папы находились в феодальной зависимости от франкских королей, германских императоров и итальянских феодальных родов и вели борьбу за освобождение от этой зависимости. Со временем, в условиях феодальной раздроблённости Европы, богатейшая и централизованная католическая церковь во главе с папой приобрела большое международное влияние.
В период расцвета своего могущества (11-13 вв.) папы вели длительную борьбу за подчинение светских государей власти Рима, вдохновляли крестовые походы, вели войны и решали международные споры. Церковь "служила реальной связью между различными странами" {Энгельс). К этому же времени относятся: "крестовые походы", организованные по призыву пап, и разграбление крестоносцами (1204) Константинополя, войны папы Иннокентия III против ереси альбигойцев во Франции (1204-24) и признание английским королём Иоанном Безземельным вассальной зависимости от папского престола. К 1274 папы освободились от опеки Священной Римской империи, но оказались в зависимости от французских королей.
В начале 14 в. борьба пап с усилившейся французской абсолютной монархией закончилась поражением церкви; резиденция пап была перенесена во Францию, в Авиньон (1309-77). Здесь папы надолго лишились самостоятельности в международных делах и стали послушным орудием в руках французских королей. Только Григорию XI (1370-78) удалось вернуть папский престол в Рим (1377), где он избрал своей резиденцией В.
Реформационное движение 15-16 вв. повело к дальнейшему упадку влияния пап. Католическая церковь полностью потеряла своё влияние в Англии и Скандинавских странах, в значительной части Германии, Франции и Швейцарии. Внешняя политика В. в то время определялась стремлением пап к союзу с католическими монархами Испании, Португалии и Италии для совместной борьбы против прогрессивных движений того времени, науки и реформацион-ных течений. Естественно, что В. постепенно попадал во всё большую зависимость от своих союзников. С притязаниями В. на верховную власть в Европе было покончено. (Право "вето" при избрании пап сохранили до 1903 католические государства - Австрия, Испания и Франция).
Французскую буржуазную революцию В. встретил резко враждебно. Дипломатическая деятельность В. была направлена на сплочение реакционных правительств против "безбожной" Франции. Наполеон лишил папу Пия VI ряда земель в Италии (1796), заставил уплатить контрибуцию, а через два года увёз во Францию самого папу. Однако, став первым консулом, Наполеон считал полезным получить поддержку В. и в 1801 заключил компромиссное соглашение с новым папой Пием VII. Наполеон признал католицизм "религией большинства французов", обеспечив себе руководство католической церковью во Франции. В 1809 Наполеон присоединил Церковную область и Рим к Французской империи. Только Венский конгресс в 1815 полностью восстановил светскую власть папы.
После Венского конгресса В. заключил ряд специальных соглашений с различными европейскими странами о преимуществах для католической церкви. Восстание 1848 в Риме заставило папу Пия IX бежать из В., куда он вернулся лишь в 1850 с войсками Наполеона III. Во время воссоединения Италии (1870) папа был лишен светской власти в Папской области и в знак протеста отказался от "гарантий", предоставленных итальянским парламентом в 1871 (сохранение за папой Ватикана, цивильный лист и пр.).
После 1871 В. вёл борьбу за воссоздание монархии во Франции, за влияние на политику Германии. Этот курс привёл В. к конфликту с германским правительством Бисмарка, начавшим решительную борьбу с католической партией ("Культуркампф"). Папа Лев XIII (1878-1903), более гибкий и умелый дипломат, чем его предшественник, сумел добиться примирения с Бисмарком. Он прекратил борьбу с республиканским строем во Франции, стремясь использовать его в интересах католической церкви. В. искал союза с российским царизмом для совместной борьбы против социалистического рабочего движения.
В первой мировой войне В. ориентировался на австро-германский блок, т. к. видел в Австро-Венгрии и Южной Германии опору католицизма. Кроме того, В. рассчитывал, что победа этих стран над православной Россией ослабит православие и откроет новые возможности для распространения католицизм!. Прикрываясь маской нейтралитета и декларациями о мире, папа Бенедикт XV в то же время помогал центральным державам привлечь Италию на их сторону, занимал враждебную России позицию, высказывался против английской блокады Германии и двусмысленно вёл себя в вопросе нарушения нейтралитета Бельгии немцами. Эта позиция В. вызывала протесты дипломатических представителей стран Антанты при В.
В 1916 и начале 1917, когда совершался "поворот в мировой политике от империалистской войны... к империалистскому миру" (Ленин), В. развил активную дипломатическую деятельность с целью добиться прекращения войны. Желая спасти Германию и её союзников от разгрома и опасаясь революции в Европе, папа выступил 1. VIII 1917 с "нотой мира", адресованной правительствам воюющих стран. Нота была сформулирована так, что Клемансо назвал мирные предложения папы "германским миром". Нота успеха не имела, но и после разгрома Германии В., опасаясь углубления революции в стране, продолжал добиваться смягчения условий мира, возражал против суда над Вильгельмом II как виновником войны.
Со времени Великой Октябрьской социалистической революции в России В. занял место в авангарде антисоветской реакции. В. широко использовал клеветнические вымыслы о "религиозных гонениях" в Советской России. 12. III 1919 кардинал статс-секретарь В. - Гаспарри от имени папы обратился с протестом к Советскому правительству против "преследования" духовенства и верующих. Советское правительство отклонило ноту В., как основанную на вымысле, и напомнило, что В. не протестовал против бесчисленных зверств, совершаемых Деникиным, Колчаком и интервентами.
Во время советско-польской войны 1919-20 нунций В. в Варшаве Ахилл Ратти (будущий папа Пий XI) участвовал в организации борьбы против Красной Армии, а папа Бенедикт XV выступил со специальным антисоветским заявлением.
В. делал ставку на расчленение России. Он был связан с белогвардейскими правительствами во время гражданской войны в России, и при папе несколько лет (даже тогда, когда эти правительства перестали существовать) находился их представитель (Лысаковский). Петлюра также имел своего агента в В. Епископ Сметс, направленный В. в 1921 в Грузию, принял участие в антисоветском восстании 1924 и был выслан за границу.
Борьба с Советским Союзом, коммунизмом и демократическими движениями составляла главное содержание дипломатической деятельности папы Пия XI, избранного в 1922 на папский престол. Миссия В., присланная в целях помощи голодающим Поволжья, использовала своё пребывание в СССР для антисоветских целей. Советское правительство в 1924 предложило миссии покинуть территорию СССР. В. поддерживал политику ультиматумов и угроз по отношению к Советской России. 9. V 1922 папа обратился к Генуэзской конференции с предложением навязать Советской России условия, как побеждённой стране. В 1923 В. совместно с дипломатами ряда стран выступил в защиту своих агентов, контрреволюционных церковников, осуждённых советским судом за контрреволюционную деятельность (дело ксендза Уотлена и др.). Протесты В. были поддержаны лордом Керзоном в его известном ультиматуме 8. V 1923.
После установления в Италии фашистского режима (1922) В. содействовал укреплению террористической диктатуры Муссолини, видя в ней оплот против коммунизма. В 1926 начались переговоры В. с итальянским правительством, завершившиеся 11. II 1929 заключением Латеранского соглашения и конкордата с Италией. Соглашение восстановило светскую власть папы над В. и некоторыми дворцами на территории в 44 га; Италия признала международный суверенитет святого престола. Заключение Латеранских договоров укрепило позиции Муссолини, которого Пий XI назвал "человеком, посланным провидением".
В 1929-30, когда политики буржуазных стран искали выхода из экономического кризиса на путях войны с СССР, папа объявил свой "крестовый поход" против Советской страны. Выступление папы (2. II 1930) послужило сигналом к усилению антисоветской кампании во всём мире.
В. благожелательно отнёсся к захвату власти в Германии Гитлером (1933) и, несмотря на преследования католиков в Германии, в 1933 заключил конкордат с гитлеровским правительством. Государственный секретарь В. - Пачелли (папа Пий XII) давал указания лидеру католической партии центра Каасу не выступать против правительства Гитлера даже в том случае, если для этого придётся распустить католическую партию. В. активно поддерживал итальянский фашизм в войне против Эфиопии, благословил интервенцию держав оси в Испании.
Поддерживая реакционные силы во всех странах, В. установил самые тесные отношения с фашистской Испанией Франко. Дипломатия В. добивалась сближения Франции с Германией в целях создания антисоветского блока. Учитывая возросшую роль США в международных делах, В. настойчиво стремился к установлению дипломатических отношений с ними, усилению политической роли католической церкви в этой стране и её влияния на государственный аппарат.
В. ведёт широкую миссионерскую деятельность в колониальных и зависимых странах, причём после первой мировой войны американский капитал стал играть главную роль в руководстве и финансировании католических миссий. В. проявляет большую гибкость в своей миссионерской деятельности, умело применяется к обычаям местного населения и в случае необходимости даже идёт на известные отступления от догм католической церкви. В 1935-36 В. разрешил католикам Китая соблюдение местных религиозных обрядов, а католикам Японии и Манчжурии - религиозное почитание японского императора и соблюдение синтоистского культа предков. В. добивается всемирного господства католической церкви и в частности поглощения ею православной.
Накануне второй мировой войны В. стремился направить фашистскую агрессию против СССР. После смерти Пия XI (10. II 1939) конклав кардиналов избрал на папский престол кардинала Пачелли, который с 1917 по 1929 представлял В. в Германии и был известен своими прогерманскими настроениями. Новый папа, принявший имя Ция XII, накануне войны выступил инициатором созыва конференции пяти держав (Германии, Италии, Англии, Франции, Польши) для решения европейских дел без участия СССР и требовал от Польши уступить Германии в вопросе о Данциге.
Убеждённый враг демократии и Советского Союза, Пий XII с самого начала второй мировой войны действовал в пользу фашистских агрессоров.
Ещё до нападения Германии на СССР В. организовал кампанию антисоветской клеветы в связи с освобождением Западной Украины и Западной Белоруссии. В декабре 1939, во время советско-финской войны, папа выступил с нападками на СССР и оказал денежную помощь белофиннам.
Когда Италия вступила в войну (июнь 1940), В., до того высказывавшийся за нейтралитет Италии, призвал, однако, католическую церковь и итальянских католиков сохранить верность Муссолини.
B. обязался не вести пацифистской пропаганды, печатать в своём органе "Оссерваторе Романо" лишь официальную итальянскую информацию, ограничить свои радиопередачи. Папа санкционировал захват Италией Албании и Хорватии.
После поражения Франции В. приветствовал приход к власти Петэна и Лаваля, которые, как писала печать В., "поведут страну по пути обновления". В. был тесно связан со всеми правительствами гитлеровских сателлитов и марионеточных "государств".
Пий XII не осудил нападение Германии на СССР. Ни разу не выступил В. против зверств, совершаемых гитлеровцами на оккупированных территориях. В беседе с испанским министром иностранных дел C. Суньером (1942) папа сказал, что он был бы счастлив "прийти к соглашению с Германией".
В. рассчитывал с помощью немецких оккупантов осуществить старые планы папства о распространении католичества на территории СССР. Католический публицист Габриэль Луи Жаре писал: "После того, как германская армия оккупировала часть России, Ватикан заключил с Берлином договор, позволявший католическим миссионерам отправляться на оккупированные территории..."
Пий XII в своих посланиях и речах в годы войны нападал на "марксистский социализм". Эти выступления папы отвлекали трудящихся католиков от участия в общей борьбе народов оккупированных стран Европы против гитлеровских захватчиков и были на руку державам оси, которые также маскировали свои хищнические планы лозунгами "борьбы против Коминтерна".
Во время войны произошло сближение В. с третьим партнёром держав оси - Японией. 2. IV 1941 папа принял японского министра иностранных дел Мацуока, а в марте 1942 были установлены дипломатические отношения В. с Японией.
Когда наметился перелом в войне и поражение блока агрессоров стало очевидным, В. выступил в роли поборника "справедливого мира" в целях спасения фашистских стран от разгрома. В рождественском послании 1943 Пий XII призывал союзников не пользоваться "преимуществами военного превосходства" и "не отплачивать за несправедливость несправедливостью". "Нейтральный" В., где встречались дипломаты многих воюющих стран, стал центром интриг, направленных на раскол антигитлеровской коалиции, на заключение сепаратного мира, на изоляцию Советского Союза.
После поражения агрессоров непримиримый враг демократии В. выступил в роли "старого ревнителя" демократии. Но основы внешней политики В. не изменились. Борьба против молодых демократических режимов, поддержка реакционных правительств, враждебность к Советскому Союзу - всё это после войны определяет дипломатию В.
Пий XII выступал против суда над военными преступниками. Его агенты участвовали в заговорах против демократических режимов в ряде стран. За это нунций В. в Бухаресте Кассуло был в июне 1946 выслан румынским правительством. В. настаивал на отмене смертного приговора, вынесенного гитлеровскому наместнику в Польше Грейзеру (июль 1946). Десятки военных преступников - немцев, итальянцев, словаков, солдат "голубой дивизии" Франко - нашли убежище в В.
Реакционная польская эмиграция получала полную поддержку в В. Одновременно В. вдохновлял высшее католическое духовенство Польши на борьбу против демократического правительства. В Чехословакии В. помогал словацким фашистам. Католический архиепископ Хорватии Степинац в 1946 был осуждён за сотрудничество с немцами и активное участие в преступной деятельности против интересов народов Югославии. В Италии папа открыто выступил с призывом сохранить монархию (1946).
В планах В. по послевоенному устройству мира значительное место отведено Германии. Выдвинув принцип "равенства" победителя и побеждённого, В. требует восстановления такого германского государства, которое явилось бы оплотом антисоветской реакции в Европе. В. стремится возродить в Германии католическую партию центра, которая стала центром сосредоточения всех реакционных элементов.
Опираясь на французскую католическую партию (МРП), В. ведёт борьбу за клерикальный характер государства, за преобладающее влияние католической церкви на политику Франции.
В Италии В. вдохновляет лидеров христианско-демократической партии на всё более правый курс.
Ещё во время войны (1940) в В. был послан личный представитель президента США, что явилось формой установления дипломатических отношений. В. воспользовался этим лишь для усиления своих позиций в США и пропаганды через реакционные католические круги (напр., фашиста-священника Кофлина) против Объединённых наций и СССР. После окончания войны всё большее влияние на политику В. стали оказывать наиболее агрессивные и реакционные круги Англии и США. В свою очередь В. стремится к укреплению своих позиций в этих странах. Это нашло своё отражение в частности в посвящении Пием XII новых кардиналов. В коллегии кардиналов, состоящей из 70 чел., всегда было преобладающее итальянское большинство. Из 32 новых кардиналов, посвященных в 1946, только четверо - итальянцы, зато широко представлены английские и американские епископы.
Литература: Адамов, Е. А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. 1887-1900. [Сборник документов]. М. - Л. 1931. 139 с.-Martens, Gr. F. Nouveau recueil general de traites... Ser. 3. T. 21. Livr. I. Leipzig. 1930. P. 18-39. (Соглашение 11 февраля 1929).- Muller, J. Das Friedenswerk der Kirche in den letzten drei Jahrhunderten. Die Diplomatie des Vatikans im Dienste des Weltfriedens seit dem Kongress von Vervins 1598. Volkerrechtliche dokumentierte Darlegung. Bd. 1-2. Berlin. 1927. -Лозинский, С. Г. История папства. Т. 1. М. 1934. 327 с.-Грабарь, В. Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века. В кн.: Средние века. Сборник. Вып. 2. М. - Л. 1946. С. 253-277. (Акад. наук СССР. Ин-т истории). - Pastor, L. Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters. [1417-1800]. Bd. 1 - 16. Freiburg i. B. 1926- 1933. - Sсhmidlin, J. Papstgeschichte der neuesten Zeit. (1800-1903). Bd. 1-2. Munchen. 1933-1934.- Johnson, H. Vatican diplomacy in the world war. With foreword by J. de Salis. Oxford. 1933. 46 p.-Lama, F. Papst und Kurie in ihrer Politik nach dem Weltkrieg. Hf. 1-12. Illertissen (Bayern). 1925. 694 p. - Salvatorelli, L. La politica della Santa Sede dopo la guerra. Mi-lano. 1937. 293 p. (Manuali di politica internazionale, № 3). - Коровин, Е. А. Католицизм как фактор современной мировой политики. М.- Л. 1931. 213 с. - Шейнман, М. Кто такие папы римские. М. 1941. 102 с.- Mас Сabe, J. The papacy in politics to-day. Vatican plots in Spain and other countries. London. 1937. XII, 196 p.-Mас Сabe, T. The Vatican and the Nazis. London. 1942. 47 p. (The Thinker s forum. № 17). - Maс Сabe J. The papacy en France. London. 1943. 31 p. -Штейн, Дипломатия Ватикана (Стенограмма публичной лекции). М. 1945. 21 с. - Wynen, A. Die papstliche Diplomatie geschichtlich und rechtlich dargestellt. Freiburg i. B. - Berlin. 1922. XVI, 156 S. (Das Volkerrecht... Hf. 10). - Jarrige, R. La condition internationale du Saint-Siege avant et apres les accords du Latran. Contribution a l etude de la nation de souverainite en droit interne et en droit international. Pref. de L. Le Fur. Paris. 1930. XIV, 350 p.- Eckhardt, С. С. The papacy and world affairs, as reflected in the secularization of politics, Chicago. 1937. XIV, 310 p.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАТИКАН


будет выглядеть так: Что такое ВАТИКАН