|
|
|
|
|
ВАСНЕЦОВ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Васнецов
Аполлинарий Михайлович [25.7(6.8).1856, с. Рябово, ныне Кировской области, — 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (См. Передвижники) (с 1899), один из организаторов «Союза русских художников» (См. Союз русских художников) (1903). С 1900 — академик петербургской АХ. Автор эпических пейзажных полотен («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895, — все в Третьяковской галерее). С 1890-х гг. обратился к историческому пейзажу и создал большое число архитектурных пейзажей древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, Русский музей; «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театральным постановкам («Хованщина» Мусоргского, 1897, в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; «Сказание о невидимом граде Китеже...» Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре). В 1901—18 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.
Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908; Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И.[и др.]. История русского искусства, т. 2, М., [1910—11], гл. XIV, c.225—50.
Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856—1933, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.
A. М. Васнецов.
II
Васнецов
Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—68) у И. Н. Крамского (См. Крамской) и в АХ (1868—75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников (См. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, — обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. В. создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи В. 1880—1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В., — пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, — оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 — начале 20 вв. Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883—85 В. выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885—96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «Модерн». В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917—26; обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848—1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.
В. М. Васнецов.
В. М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва.
|
Ономастикон |
Автор «Аленушки» и «Ивана-царевича на Сером волке», художник В. М. Васнецов писал: «Происхождение моей фамилии совершенно русское - как и я сам. Жил был в старые годы в нашей стороне Василий. По обычному сокращению Вася. Дети его и вообще домочадцы и родичи прозывались, по обычаю же, Васины, главный в роде стал прозываться Васин, а его домочадцы и родичи звались Васинцы.(Васинец значит из дома или рода Васина, как происходящий из Рязани называется рязанец, и т. п.). Следующие поколения уже начали прозываться Васинецовы; фонетически правильнее произнести, выбросив и, Васнецовы». Позволю себе в одном месте поправить замечательного нашего художника. Не «фонетически правильнее произнести», а проще, легче произнести, тем более что на его родине ударение в этой фамилии ставится на первом слоге. (Ф) Впрочем, не менее весомо мнение, что в основе фамилии старинное слово васнь - спор, раздор, то есть Васнецов в этом случае Спорщиков. (Э) |
Русская цивилизация |
Аполлинарий Михайлович (25.07.1856-23.01.1933), живописец и график, археолог и театральный художник, академик (1900), действительный член Петербургской Академии художеств (1903). Происходил из семьи сельского священника Вятской губ. Живописи учился у своего старшего брата Виктора Михайловича, В. Д. Поленова и И. Е. Репина. В 1888 вступил в творческое Товарищество художников-передвижников, один из учредителей творческих объединений «36 художников», «Союза русских художников» и «Общества художников-реалистов». В 1890-х обратился к изучению истории и археологии Москвы, создал эпические виды старой Москвы: «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот», «На крестце в Китай-городе», а также пейзажи Подмосковья и Урала. Автор статей по истории и археологии Москвы и Подмосковья, путевых заметок, составленных во время путешествий по Уралу и Кавказу. Выполнил эскизы декораций к поставленным в Большом и Мариинском театрах операм «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже». С 1918 — председатель Комиссии по изучению старой Москвы.
В.А. Федоров
Виктор Михайлович (3.05.1848-23.07.1926), живописец, автор жанровых и исторических полотен. Старший брат А. М. Васнецова. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 — 67), в Петербурге в Рисовальной школе (1867 — 68) и в Академии художеств (1867 — 75), ученик И. Н. Крамского. Член Товарищества художников-передвижников (1878 — 97), с 1893 — действительный член Петербургской Академии художеств. Деятельно участвовал в работе Абрамцевского кружка художников (В. Д. Поленов, М. В. Нестеров и др.).
В 1880-х Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике и к историческим сюжетам. Широкую известность ему принесли полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный», картины на темы русских сказок — «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», и по мотивам былин — «Богатыри» (1881-89). В 1883-85 Васнецов работал над созданием панно «Каменный век» для Исторического музея, в 1885-96 над росписями Владимирского собора в Киеве, в 1883-1901 создавал мозаичные изображения в церкви храма «Спаса на крови» (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 Александра II), писал иконы для Владимирского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903-14). В 1902 им выполнен фасад Третьяковской галереи. По его проекту построен собственный дом в Москве (ныне музей его имени). В последние годы своей жизни Васнецов работал над картинами на сюжеты русских сказок.
В. А. Федоров |
Энциклопедия Отечеcтво |
ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-1973), график, народный художник РСФСР (1966). Красочные, проникнутые духом русского фольклора иллюстрации к детским книгам ("Ладушки", "Радуга-дуга") и эстампы. Государственная премия СССР (1971).
|
Имя собственное в русской поэзии 20 в |
(Виктор Михайлович (1848-1926) – рус. художник) ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ (Картина В. Васнецова) Подзаг. АБ899 (I,19) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ВАСНЕЦОВ
будет выглядеть так: Что такое ВАСНЕЦОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|