Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАРРОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) прозвище Реатинский от г. Реате (Сабинская область), где родился] (116—27 до н. э.), римский писатель и учёный. С юных лет жил в Риме, затем в Афинах. В качестве легата Г. Помпея (См. Помпей) участвовал в войне в Испании против Цезаря. После примирения с Цезарем по его поручению В. организовал в Риме публичную библиотеку.
         В. — учёный-энциклопедист, о чём свидетельствует широта его интересов (поэзия, история литературы, риторика, лингвистика, философия, история, география, математика, юриспруденция, сельское хозяйство) и обилие написанных им трудов (около 74 работ, в большинстве не дошли до нас). Главное сочинение: «Старина в людском быту и в обрядах богослужебных» (дошли только отрывки); «Латинский язык» (из 25 книг дошли с 5-й по 10-ю; 5-я и 6-я целиком, остальные в отрывках, русский перевод в сборнике: «Античные теории языка и стиля», 1936); «Изображения» (или «Седьмицы») — собрание биографий 700 знаменитых римлян и греков с их портретами, считающееся первым в латинской литературе иллюстрированным трудом (не дошло); «Энциклопедия» — изложение разных отраслей знания (не дошло); «Сельское хозяйство» (сочинение сохранилось целиком, русский перевод с комментариями и вступительной статьей М. Е. Сергеенко, 1963) — руководство по полевому хозяйству, скотоводству и приусадебному хозяйству (разведение домашней птицы, пчёл, рыбы), интересно обилием бытовых подробностей и сведений о жизни италийской деревни; «Менипповы сатиры» русский перевод (отрывки из «Менипповых сатир»), [в книге: Помяловский И., М. Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатира, 1869] — подражание сатирическим диалогам философа-киника Мениппа (3 в. до н. э.), в которых проза и стихи перемежаются; в них В. нападает на пороки современников, восхваляет старинные нравы и простую жизнь древних римлян (сохранились отрывки).
         Соч.: Rerum rusticarum libri tres, Lpz., 1929; De Lingua latina, par J. Collart, P., 1954.
         Лит.: Dahimann Н., М. Tyarro, в кн.: Paulys Realencyclopadie der classischen Alterturnswissenschaft, Suppl-Bd 6, Stuttg., 1935, S. 1172.
         М. Е. Сергеенко.
Мультимедийная энциклопедия
МАРК ТЕРЕНЦИЙ (Marcus Terentius Varro) (116-27 до н.э.), римский ученый-энциклопедист, знаток древностей. Родился в Реате (совр. Риети, 70 км на северо-восток от Рима), учился в Риме и в Афинах. Служил в Испании в 76 до н.э. под началом Помпея, в 67 до н.э. помогал ему в борьбе с пиратами. В гражданской войне Варрон принял сторону Помпея, но был прощен Цезарем, который даже назначил его хранителем библиотеки и возвратил ему имущество, отобранное Марком Антонием. В 43 до н.э. Антоний внес имя Варрона, дружившего с Цицероном, в проскрипционные списки, но друзья сумели его спасти. Остаток жизни Варрон посвятил науке. Известны названия 74 произведений Варрона, составивших в совокупности 620 книг. Варрон занимался логикой, языком, поэзией, историей, правом и географией. Наиболее существенными из утраченных трудов Варрона были, по- видимому, работы Божественные и человеческие древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге и Портреты (Imagines) в 15 книгах, содержавшие биографии знаменитых греков и римлян, а также 700 портретов, иллюстрировавших текст. В полной сохранности дошел до нас трактат О сельском хозяйстве (De re rustica) в трех книгах. Из 25 книг сочинения О латинском языке (De lingua latina) уцелело 6 (полностью - 2). Кроме того, мы располагаем многочисленными (более 600) фрагментами Менипповых сатир (Saturae Menippeae) в 150 книгах, представляющих собой пеструю смесь поэзии и прозы. ЛИТЕРАТУРА Римская сатира. М., 1989
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ВАРРОН, Марк Теренций (116 — 27 до н.э.) — рим. писатель и ученый, автор многочисл. (до 74) трудов в различ. обл. знания. Консерватор и сторонник сенатской олигархии. По поруч. Цезаря организовал первую в Риме гос. б-ку. В. уделял особое внимание изуч. истории Рима и исследованию лат. яз. Гл. труды — «Древности» (41 кн.) и «О латинском языке» (25 кн.). Из произв. В. сохран. лишь часть трактата «О латинском языке» и диалог «О сельском хозяйстве», дающий картину рабовлад. имения Италии 1 в. до н.э.
Античные писатели
    Варрон, Марк Теренций; Varro, Marcus Terentius, из Реаты, 116–27 гг до н. э., римский ученый и писатель. Родился, по-видимому, в Риме (или в Реате, в стране сабинян); был учеником Луция Элия Стилона и Антиоха Аскалонского, лекции которого слушал в 84–82 гг. до н. э. На общественном поприще дошел до должности претора; республиканские убеждения сблизили его с Помпеем, рядом с которым он в качестве легата принимал участие в войне с пиратами. В 49 г. до н. э. предводительствовал — но без особого успеха — войском Помпея в Испании. Впоследствии он быстро сблизился с Цезарем, тот доверил ему управление греческой и римской публичной библиотекой. В 43 г. до н. э. был включен в проскрипционные списки Антония; благодаря вмешательству Фуфия Калена он избежал смерти, но при этом была опустошена его книжная коллекция. С этого времени он полностью отдался научной работе. О В. рассказывали, что не было вещи, о которой он бы не писал; его наследие было огромным. На основании неполного каталога сочинений В., которым мы обязаны Иерониму, установлено, что В. написал свыше 74 произведений, по меньшей мере в 620 книгах. К ведущим литературным достижениям В. принадлежат Менипповы сатиры (Saturae Menippae) в 150 книгах. По большей части они были созданы в ранний период творчества В., поскольку последние понятные нам аллюзии в сохранившихся фрагментах относятся ко времени борьбы с пиратами. Свое название они получили от формы, которую В. заимствовал у киника Мениппа из Гадары, перемежая прозу поэтическими вставками, искусно написанными самыми разнообразными метрами. Тематика сатир философско-нравственная. Хотя В. в шутку бранит распространившуюся в Риме тягу к излишествам и призывает к простоте былых времен, он нигде не выступает суровым защитником традиций. Почти в каждом фрагменте сатир виден разумный подход человека, убежденного в правильности своих взглядов, который умеет оценить подлинную культуру, вне зависимости от изменений ее внешней формы. Среди других поэтических творений В. следует назвать еще Псевдотрагедии в 6 книгах. Это были, как указывает заглавие, <как будто трагедии> для чтения, не предназначенные для постановки на сцене. В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, В. затронул множество интересовавших его вопросов, например, воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т.д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например, Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений В. заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т.д. Каждой группе греческих портретов В. противопоставил семь римлян, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие В. Игра В. с числом семь, о значении которого он писал в кн. I, свидетельствует о его симпатии к неопифагорейству. Специальным проблемам литературы и театра В. посвятил несколько монографий. В сочинении О поэтических произведениях (De poematis) в 3 книгах он рассмотрел поэтику и базовые вопросы литературного творчества; зато произведение О поэтах (De poetis) скорее носило биографический характер. Глубокий анализ текстов комедий, повсеместно считавшихся произведениями Плавта, позволил В. в произведении О комедиях Плавта (De comoediis Plautinis) выделить 21 несомненно аутентичную пьесу. Зарождение и развитие римских театральных зрелищ он описал в трех книгах О началах театра (De scaenicis originibus); В. писал также о театральных масках в сочинении De personis в 3 книгах. В научных исследованиях В. почетное место занимала история. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге. Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I—XXV) была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI—XLI) В. осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно, благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; В. исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако, уделяя более внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой В. противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, В. в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие гречекой культуры. Его любви к прошлому обязаны своим появлением также лингвистические труды В, как например, История алфавита (De antiquitate litterarum) в 2 книгах и О происхождении латинского языка (De origine linguae Latinae) в 3 книгах. Существовали труды В., о давнем споре греческих грамматических школ аномалистов и аналогистов и о правильной разговорной латыни. От всех этих произведений уцелели лишь фрагменты, зато сохранилась часть (кн. V—X) работы О латинском языке (De lingua Latina) в 25 книгах, в которой он использовал выводы своих предшествующих исследований и работы своего учителя Стилона. В этом произведении В. изложил (часто понимая их слишком широко) этимологию, учение о склонении и синтаксис; весь материал был подчинен категориям стоического учения о языке. Первые книги (до кн. IV) были посвящены Публию Септимию, остальные — Цицерону, из переписки которого мы знаем, что посвященые ему книги были закончены еще в июне 45 г. до н. э. Сохранилось и написанное в 37 г. до н. э. произведение О сельском хозяйстве (Res rusticae) в 3 книгах, выдержанное в форме диалога, участники которого носят говорящие имена, связанные с сельской жизнью. Восьмидесятилетний В. обратился здесь к обширной специальной литературе как греческой, так и римской, а прежде всего — к собственному опыту. Свои советы хорошего хозяина он адресует жене Фундании, котторая нажила имущество в стране сабинян. В кн. I он пишет о полевых работах, кн. II посвящает уходу за скотом, в кн. III рассказывает о домашнем птицеводстве, пчеловодстве и разведении рыб. Хотя литературные достоинства произведения чрезвычайно низки, все же большое число собеседников и их меткие шутки оживляют диалог и облегчают чтение. Итоги многолетних научных исследований и богатый опыт долгой жизни В. объединил в Книге опыта (Disciplinarum libri; фр.) в 9 книгах. Это было энциклопедическое произведение, оно охватывало грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, музыку, медицину и архитектуру. Из этого круга наук на склоне античности были исключены последние две как слишком специализированные, что заложило основы средневековой системы образования (семь свободных искусств — septem artes liberales; см. <<Марциан Капелла>>, <<Кассиодор>>, <<Исидор Севильский>>). В., несомненно, был величайшим римским ученым и оригинальным писателем. Его разносторонность вызывала восхищение современников и снискала ему всеобщее уважение. Произведения В. донесли до потомков сведения о раннеримской культуре, но когда интерес к прошлому снизился, о них очень быстро забыли.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАРРОН


будет выглядеть так: Что такое ВАРРОН