Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАН ЛЕРБЕРГ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(van Lerberghe)
        Шарль (21.10.1861, Ледеберг, близ Гента, — 26.10.1907, Брюссель), бельгийский поэт. Писал на французском языке. В печати выступил в 1886. В 1889 появилась одноактная драма «Они почуяли», предвосхитившая символистские драмы М. Метерлинка. В дальнейшем В. Л. обращался к мистике только в пьесе-шутке «Мадмуазель Фошё». В 1898 вышел сборник лирических стихов «Смутные видения», отмеченный абстрактностью поэтической речи. В поэме «Песнь Евы» (1904) и в антирелигиозной и антибуржуазной пьесе «Пан» (1906) воспеты радость жизни и природа как воплощение божества. Поэзия В. Л. — переходное звено между творчеством парнасцев (см. «Парнас») и символистов (см. Символизм).
         Соч.: Contes hors du temps, Brux., 1931; в рус. пер. — Стихи, в сборнике: Молодая Бельгия, под ред. М. Веселовской, М., [1907]; Они почуяли. Мадмуазель Коси-Сено. Пан, М., 19U8; Пан, М., 1911, 2 изд., М., 1916.
         Лит.: Christophe L., Charles Van Lerberghe..., Brux., 1943; Davignon H., Charles Van Lerberghe et ses amis, Brux., 1952; Guillaume J., La poesie de Van Lerberghe. Essai d'exegese integrale, Namur, 1962.
         И. H. Пожарова.
Литературная энциклопедия
Шарль [Charles van Lerberghe, 1861—1907] — бельгийский поэт. Р. в Генте, учился в католической, иезуитской школе. Начал печататься в «Pleiade» [1886], потом в ряде других журналов молодой поэзии, как «Durandal», «Wallonie», «Roulotte», «Vers et prose». В 1889 появилась его маленькая драма «Ищейки» (Les Flaireurs), перев. Бальмонтом и Еленой Ц. (СПБ., 1909), затем С. А. Поляковым под назв. «Они почуяли». В. Л. принадлежит первенство создания одноактной пьесы, известной под названием «четвертьчасовой драмы» (ср. маленькие пьесы Метерлинка). У В. Л., как и у Метерлинка, действие сосредоточивается здесь вокруг факта смерти. Но у В. Л. смерть трактуется как неизбежный трагический конец человеческого существования, против которого всеми силами протестует молодая жаждущая жизни девушка. У Метерлинка смерть вырастает в мистическую силу, неизбежную и необходимую, следующую своим законам, господствующим в «мире бесконечности». Метерлинк сам признавал первенство создания таких пьес за В. Л. (см. XII вып. «Vers et prose», стр. 60). В 1898 В. Л. выпустил сборник своих стихов под заголовком «Предвидения» (Entrevisions, изд. Lacomblez, Брюссель, и 2-е изд. «Mercure de France», 1898). После этого В. Л. провел в путешествиях по Германии и Италии около шести лет. В 1904 вышла его поэма «Песня Евы» (La Chanson d’Eve, «Mercure de France», отдельные главы переведены на русский язык В. Брюсовым). В этой поэме В. Л. выступает ярким пантеистом, изображающим пробуждение чувств наивного, незадетого цивилизацией человеческого существа, воспринимающего жизнь в радости и красоте природы. Почти накануне смерти В. Л. выпускает своего «Пана» (Pan, «Mercure de France», 1906 г., перевод С. А. Полякова, М., 1908 г.), — пьесу, высмеивающую лицемерие, ханжество,
99 власть догмы, спесь невежественных людей, воображающих себя учеными, глупых капуцинов, попов, чиновников и т. п., словом — представителей буржуазного строя, современников автора, которые увидели себя среди действующих лиц пьесы. «Пан» — здоровая сатира, даже слегка грубоватая, напоминающая по своим краскам манеру Рабле. Идея ее — возврат к естественной свободе человеческих отношений. В том же году [1906] «Пан» был поставлен в театре «?uvres», но поэт не увидел своего произведения на сцене: он заболел психическим расстройством и умер. Кроме того В. Л. написал пьеску «Мадемуазель Коси-сено» (M-elle Faucheux, перев. С. А. Полякова, М., 1908) и сатирический роман «Чудесные приключения принца Шинти и его слуги Сатурна» (Les aventures merveilleuses du prince Chyntie et de son serviteur Saturne, 1906); перевел «Песнь песней» стихами и «Сказки Шехерезады». — В. Л. — поэт эпохи индустриализма начала XX в., получившего в психике мелкобуржуазного интеллигента своеобразное преломление: он бежит из «города-осьминога» в деревню, на лоно природы, чтобы уйти от шума машин и сосредоточиться на своем внутреннем мире, вслушиваясь в «музыку своей души». Главной заботой В. Л. было совершенствование формы, искание наиболее верной передачи тончайших переживаний. Сюжет для него оставался на втором плане. В. Л. стоит несколько особняком от своих современников (Метерлинка, Северена, А. Жиро и Жилля), проповедуя эпикуреизм и пантеизм, но, как и они, отрешается от городской культуры и протестует против капиталистической системы с точки зрения мелкобуржуазной интеллигенции, неуверенной в завтрашнем дне и ищущей успокоения в одиночестве, в мистике сновидений, в отрицании культуры. Поэтому творчество В. Л. не может вызвать бодрых настроений, хотя он и пытается уйти из действительности в сказку, дышащую жизнерадостностью, весельем и здоровьем. Библиография: II. Гиль Р., статья в «Весах», М., 1904, № 4; Бальмонт К., Золотое руно, М., 1908; «Весы», М., 1908, № 5; Брюсов В., Французские лирики XIX в., СПБ., 1908; Его же, Собр. сочин., т. XXI, СПБ., 1913; Метерлинк М., в журн. «Vers et prose», 1906, вып. XII, № 1; Mockel A., Charles van Lerberghe, P., 1904; Журн. «Roulotte», 1905, номер, посвящ. поэту; Maulde, журн. «Censeur», 8 dec. 1906; Verhaeren E., Les lettres francaises en Belgique, Bruxelles, 1907; Le Roy, в журн. «La Belgique artistique et litteraire», 1907, № 12; Liebrecht H., Histoire de la litterature belge, Bruxelles, 1912; Neumann A., Le Mouvement litteraire belge, 1913; Thiry Oscar, La Miraculeuse Aventure de «Jeune Belgique», 1912. С. Лопашев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАН ЛЕРБЕРГ


будет выглядеть так: Что такое ВАН ЛЕРБЕРГ