|
|
|
|
|
ВАН ЯНМИН |
Современная Энциклопедия |
ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472 - 1529), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку. |
Мультимедийная энциклопедия |
Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472-1529), крупнейший в эпоху Мин (14-17
вв.) китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской
доктрины в русле так называемого "учения о сердце" (синь сюэ1), выдающийся
литератор, военачальник и государственный деятель. Родился 31 ноября 1472
в уезде Юйяо (область Шаосин провинции Чжэцзян). Происходил из старинного
рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное
искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил
по ведомству общественных работ, ведомству юстиции, руководил
провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту
репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов,
был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем
почтовой станции в окраинной провинции Гуйчжоу. После 1509 начал успешную
карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине (второй столице),
в конце жизни был губернатором провинции Гуандун и Гуанси. Прославился
подавлением мятежей и восстаний за счет и военных, и главным образом
социально-политических мер. Умер 9 января 1529 в Наньани (провинция
Цзянси). После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет.
Реабилитирован в 1567 с присвоением более высокого титула маркиза (хоу)
Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэньчэн (Культурное
совершенство). Канонизация увенчалась в 1584 установлением таблички с его
именем в храме Конфуция.
Главные философские сочинения - Чуань си лу (Записи преподанного и
воспринятого), Да сюэ вэнь (Вопросы к "Великому учению"), У цзин и шо
(Собственное мнение о "Пяти канонах"), Чжу-цзы вань нянь дин лунь
(Положения, установленные Чжу Си в конце жизни) и другие. Построения Ван
Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (12 в.),
основоположника "учения о сердце". В частности, Ван Янмин тоже видел в
конфуцианских канонах
(см. <<ШИ САНЬ ЦЗИН>>)
не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и
ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был
склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением главного
оппонента Лу Цзююаня - Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед
смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, например стал отдавать
предпочтение внутреннему совершенствованию перед накоплением "внешних"
знаний (Чжу-цзы вань нянь дин лунь). В ранний период творчества Ван Янмин,
следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению
тезиса о "выверении вещей" (гэ у) в отношении объективной реальности.
Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого
стремления на субъективную реальность: "выверять вещи" следует в
собственном "сердце" (синь1). Этот теоретический тезис был обогащен
выводом, полученным Ван Янмином в результате "внезапного просветления" -
озарения в одну из ночей 1508: "сердце и есть принцип" (синь цзи ли), т.е.
ли1 - структурообразующие начала всего сущего - исходно присутствуют в
психике. "Принципы", которые должны быть раскрыты посредством "выверения
вещей", следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него
внешнем мире. Понятие "ли1" встало у Ван Янмина в один ряд с этическими
идеалами "долга/справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2),
"благонадежности" (синь2) и т.п. Это положение Ван Янмин подкреплял
авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их
интерпретируя (У цзин и шо).
Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина - доктрина "совпадающего
единства знания и действия" (чжи син хэ и). Она предполагает понимание
познавательных функций как действий, или движений, и истолкование
поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот.
Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван
Янмина - "благосмыслия" (лян чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до
конца" (чжи лян чжи) - синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи
чжи) из конфуцианского канона Да сюэ (цз. 4) и "благосмыслие" (варианты
перевода - "врожденное знание", "естественное знание", "интуитивное
знание", "доопытное нравственное знание" и т.д.) из Мэн-цзы (VII А, 15).
"Благосмыслие" - "то, что знает без рассуждения", в Мэн-цзы
параллельно понятию "благомочие" (лян нэн - "то, на что
способен без научения"). У Ван Янмина "благосмыслие" тождественно "сердцу"
и имеет пространный смысловой диапазон: "душа", "дух", "познание",
"знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание". Оно
самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же
время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с
неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй),
обусловливает всякое знание и познание; является средоточием "небесных
принципов" (тянь ли), основой врожденного нравственного чувства и
нравственного долга. Таким образом, конфуцианский тезис о "доведении
знания до конца", который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к
максимальному расширению познания (до "истощения принципов" - цюн ли), Ван
Янмин толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о
"совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение
в жизнь высших нравственных идеалов.
Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли конденсированное выражение в
"четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с
учениками на мосту Небесного источника в 1527: "Отсутствие и добра и зла -
такова сущность (буквально: "тело" - ти1, см. ТИ - ЮН) сердца. Наличие
добра и зла - таково движение помыслов. Знание добра и зла - таково
благосмыслие. Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей".
До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопроса о "сердце" и его
деятельности, акцентируя внимание главным образом на покоящейся,
непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ,
проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой
тенденции Ван Янмин, обосновывая единство "субстанции и функции" (ти -
юн), "движения и покоя" (дун - цзин), "непроявленности и проявленности" (вэй фа - и фа) и т.п., делал вывод о
необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от
жизни.
В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в
те времена подходу, рассматривая их как нечто единое - "учение двух
родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее
конфуцианству - "учению совершенномудрых" (шэн жэнь чжи сюэ). С точки
зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический
пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не
пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее
профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения
совершенномудрых". Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и
буддизм, которые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному
конфуцианству, и их "отбросы" - вульгаризованные элементы учений и
практики, в том числе даосскую технику и идеологию "пестования жизни" (ян
шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в
частности, что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному
миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от
социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому "я".
Восходящая к ученику Хуэйнэна Шэньхуэю (конец 7 - 8 вв.) концепция
"отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию
"спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не
"сознавать" даже во сне. Учение Хуэйнэна о "мгновенном просветлении" -
спонтанном постижении собственной "природы будды", по Ван Янмину,
основывается на "вакуумной пустоте" (куй сюй) и не сопряжено с реальным
духовным прогрессом - "доведением знания до конца", "деланием помыслов
искренними" и "исправлением сердца". Вместе с тем учение Ван Янмина и чань
-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в том числе общую установку
на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное
взаимодействие сознаний учителя и ученика.
Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для
терминологического соединения их учений: Лу - Ван
школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь
региональных группировок
(см. <<ВАН ЯНМИНА ШКОЛА>>).
Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи и другие. Учение Ван
Янмина идейно доминировало в Китае до середины 17 в. Оно оказало сильное
влияние на развитие философской мысли в Корее и особенно в Японии, где
стало ведущим философским течением в период, предшествующий буржуазной
"революции Мэйдзи" (1867-1868). В новейшее время воздействие идей Ван
Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шумин, Фэн
Юлань, Хэ Линь и другие китайские мыслители. Последние десятилетия
идеологи постконфуцианства (постнеоконфуцианства) за пределами КНР его
активно экуменизируют с помощью интерпретации в категориях западной
философии.
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстое как текстологическая
проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Да сюэ"). - В кн.:
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
История китайской философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. М., 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998 |
Философский энциклопедический словарь |
ВАН ЯНМИН (род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань) – кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную теоретико-познавательную систему. см. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ВАН ЯНМИН
будет выглядеть так: Что такое ВАН ЯНМИН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|