Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАН ДЕЙК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(van Dyck)
        Антонис (22.3.1599, Антверпен, — 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. ван Валена, в 1615—16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов». С юных лет В. Д. обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615—1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», около 1617—18, Музей изящных искусств, Гент). Около 1618—20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, В. Д. в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 — начале 1621 В. Д. работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 В. Д. жил в Италии (главным образом в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета Барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы (См. Венецианская школа) сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты — старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время В. Д. создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, около 1623, Эрмитаж, Ленинград). С конца 1627 до 1632 В. Д. снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма В. Д., когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов «Иконография») раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 В. Д. работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля («Карл I на охоте», около 1635, Лувр, Париж), его семьи («Дети Карла I», 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры. В последних работах В. Д. изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.
        
         Лит.: Лисенков Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926; [Смольская Н. Ф.], Антонис ван Дейк, М. — Л., 1963; Gluck G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemalde, 2 Aufl., Stuttg. — B., 1931; Puyvelde L. van. Van Dyck, Brux. — Arnst., 1950.
         Т. А. Седова.
        А. ван Дейк. Автопортрет (фрагмент). 1620-е гг. Эрмитаж. Ленинград.
Новый философский словарь
(Dijk)
Тойн А. (р. 1943) - голландский лингвист, один из основателей лингвистики текста, занимающийся также исследованиями в области этнических предубеждений и прагматики языка, средств массовой информации. Основные работы: "Некоторые аспекты грамматики текста. Исследование по теоретической поэтике и лингвистике" (1972), "Текст и контекст. Исследования по семантикам и прагматикам дискурса" (1977), "Макроструктуры. Междисциплинарное исследование глобальных структур дискурса, взаимодействия и познания" (1980), "Исследования по прагматикам дискурса" (1981), "Стратегии восприятия дискурса" (1983, совместно с В. Кинчем), "Пристрастие к дискурсу" (1984), "Новости как дискурс" (1988) и др. Благодаря привлечению социокогнитивного анализа к изучению проблем понимания и воспроизводства дискурса Д. удалось предложить схему, способную интегрировать на эмпирическом уровне различные подходы социологии знания и теории коммуникации. В отличие от контент-аналитических средств, позволяющих получить характеристики производителей и субъектов сообщений, дискурс-анализ описывает содержание самих текстов, которое следует рассматривать с точки зрения его структурной организации. Таким образом лингвистика выходит за рамки предложений и стремится представить дискурс как семантическую целостность, единство языковой формы, значения и действия. Для описания глобального содержания (связности) дискурса вводятся понятия макроструктур, суперструктур, фреймов и стратегий. Большие последовательности сложных семантических структур не могут быть успешно обработаны без обращения к структурам более высокого уровня, т.к. в процессе понимания мы не имеем доступа к прочитанному или сказанному. Каждый пользователь языка приписывает дискурсу свою макроструктуру, т.е. общие топики или темы текста. В качестве суперструктур выступают повествовательные схемы, задающие форму дискурсу. Макроструктуры выводятся из пропозиций, содержащихся в тексте, и фоновых знаний о мире по определенным правилам. Эти правила действуют как прагматически эффективные стратегии использования личного знания. Понимание осуществляется в оперативном режиме, часто в отсутствие полной информации, с привлечением данных, относящихся к разным условиям организации дискурса и коммуникативного контекста. Понимание, кроме того, определяется целями и представлениями отдельных индивидов. Как следствие, стратегические процессы не имеют четкой линейной структуры и представляют собой семантические и риторические ходы различной степени сложности. Фоновое знание организовано во "фреймы" (сценарии) и ситуационные модели, репрезентирующие информацию стереотипного характера. Фреймы содержат общедоступное в данной культуре знание, описывая то, что в данном обществе является типичным. Ситуационные модели - аккумуляция предшествующего, биографически детерминированного опыта. Сценарии используются только через актуализацию в моделях по принципу релевантности (значимости). В дальнейшем Д. попытался поместить результаты исследований прагматики дискурса в более широкие теоретические рамки: роль дискурса в воспроизводстве условий власти, социальные функции дискурса как формы группового взаимодействия, влияние дискурсов социальных институтов (СМИ, образования и др.) на формирование идеологий и социальных установок.
Д.М. Булынко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАН ДЕЙК


будет выглядеть так: Что такое ВАН ДЕЙК