Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАЙЯН-КУТЮРЬЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Вайян-Кутюрье (Vaillant-Couturier)
        Мари Клод (р. 3.11.1912, Париж), деятель французского и международного демократического женского движения. Была женой П. Вайяна-Кутюрье (См. Вайян-Кутюрье). С начала 30-х гг. — в демократических организациях Франции. В период немецко-фашистской оккупации Франции (1940— 1944) активная участница Движения Сопротивления (См. Движение Сопротивления). В 1942 была арестована полицией профашистского правительства Петена и передана гестапо. До конца 2-й мировой войны находилась в концентрационных лагерях — в Освенциме, затем в Равенсбрюке. С 1945 кандидат в члены ЦК, с 1947 член ЦК Французской компартии. В 1945—58 и с 1962 депутат Национального собрания Франции. В 1945—54 генеральный секретарь, с 1954 вице-президент Международной демократической федерации женщин (См. Международная демократическая федерация женщин).
II
Вайян-Кутюрье (Vaillant-Couturier)
        Поль (8.1.1892, Париж, — 10.10.1937, там же), французский писатель, деятель коммунистического движения. Родился в семье артистов. Окончил юридический факультет Парижского университета. Участник 1-й мировой войны 1914—18; примыкал к левому, интернационалистскому крылу социалистической партии, был одним из создателей Республиканской ассоциации бывших фронтовиков (1917). В. откликнулся на события военных лет повестью «В отпуску» (1919, русский перевод 1926), сборником рассказов «Солдатская война» (1919, совместно с Р. Лефевром; русский перевод 1923), автобиографической. «Письмами моим Друзьям» (1920), сборником стихов «XIII плясок смерти» (1920) и «Красные поезда» (1923).
         В. горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Являлся одним из основателей французской компартии (ФКП) (1920); в 1921 был избран в ЦК, а позднее в Политбюро ЦК ФКП. Делегат ФКП на 3-м конгрессе Коминтерна (1921, Москва). В 1926—37 главный редактор ЦО ЦК ФКП газеты «Юманите».
         В сборнике рассказов «Бал слепых» (1927, русский перевод 1929) и трагифарсе «Папаша Июль» (1927, совместно с Л. Муссинаком) В. в сатирической, гротескной манере подверг критике различные стороны буржуазного общества. В. был видным борцом против войны и фашизма; участвовал в Международном антивоенном конгрессе (Амстердам, 1932) и международных конгрессах писателей в защиту культуры (1935, 1937); активно выступал против фашистской интервенции в республике Испании. Произведения В. «На службе разума» (1937) — программный документ ФКП по вопросам культуры. Верный друг СССР, В. опубликованной книги «Месяц в Красной Москве» (1925) и «Строители новой жизни» (1932). В. — автор многочисленных статей и очерков, публицистической книги «Несчастье быть молодым» (1935, русский перевод 1935), автобиографического «Детства» (1938, посмертно; русский перевод 1939). В лучших произведениях он выступал в духе социалистического реализма.
         Соч.: Poesie. CEuvres choisies. P., 1938; Nous ferons se lever ie jour, P., 1947; СEuvres choisies, Moscou, 1959; Vaillant-Couturier ecrivain. Textes litteraires choisies et presentes par A. Stil, P., [1967]; в рус. пер.—Избранное, Л., 1939; Избранное, М., 1956.
         Лит.: Торез М., Сын народа, М., 1960; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Наркирьер Ф., Французская революционная литература (1914— 1924), М., 1965 (имеется библ.); Фоменко Л., «Я гроздь с их лозы», в кн.: Ленинская гвардия планеты, М., 1967.
         Ф. С. Наркирьер.
        П. Вайян-Кутюрье.
Литературная энциклопедия
Поль [Paul Vaillant-Couturier, 1892—] — французский писатель, коммунист. Если не считать ранней книги стихов («La visite du berger», 1913), навеянной воспоминаниями деревенского детства, проникнутой смутной неудовлетворенностью, книги невнятных исканий, — то начало творческой деятельности В.-К. надо связывать с войной 1914—1918. Во всяком случае первый законченный период его творчества, включающий роман «В отпуску» (Une permission de detente, 1919), книгу рассказов, написанную совместно с Р. Лефевром — «Солдатская война» (La guerre des soldats, 1919), сборник поэм «Тринадцать плясок смерти» (Treize danses macabres, 1920), — замкнут в круг военных тем. Самой яркой вещью этого периода является «Солдатская война»; с жестокой, обнаженной простотой рассказаны здесь будничные факты войны; после «Огня» Барбюса — это бесспорно одна из самых ярких, взволнованных, подлинно трагических книг о войне. Антимилитаристская тенденция, характеризующая всю область творчества В.-К., связанную с темой войны, раскрывается с наибольшей выразительностью, с наибольшей силой агитационного воздействия в «Солдатской войне». Очень убедительно выявлена она и в «Плясках смерти». От произведений, развертывающих военную тему, до двух интереснейших книг, появившихся в 1927 [сборник рассказов «Бал слепых» (Le Bal des aveugles) и «траги-фарс»,
78 написанный в сотрудничестве с Л. Муссинаком, «Отец Июль» (Le Pere Juillet)], длился довольно большой период затишья в лит-ой деятельности В.-К. (В.-К. является одним из руководящих деятелей французской компартии, одним из лучших ораторов и журналистов партии, это — политик прежде всего; литературно-художественная работа неизбежно отодвигается на второй план в таких условиях); за эти годы он опубликовал только небольшой сборник революционных поэм — «Красные поезда» (Les Trains rouges, 1922) и книгу впечатлений о Советской России — «Месяц в Красной Москве» (Un mois a Moscou la Rouge) — в ответ на лживую стряпню Анри Беро — «Ce que j’ai vu a Moscou» (Что я видел в Москве). Пять рассказов, составляющих «Бал слепых», обнаруживают в их авторе не только замечательного мастера психологического анализа, но и великолепного сатирика, работающего с безупречным хладнокровием хирурга. С желчной иронической насмешкой пишет В.-К. свои беспощадные обличающие сатиры на буржуазную действительность. Он хочет быть абсолютно откровенным и называет вещи своими именами; это приводит его к сугубому натурализму изображения. «Отец Июль» по замыслу и по качествам своего стиля является непосредственным продолжением «Бала слепых», здесь только факты и люди взяты более обобщенно, художник хочет создать типичные фигуры. «Траги-фарс» имеет своей мишенью французское мещанство: заскорузлая тупость, ханжество, наглое самодовольство, отвратительный цинизм класса раскрыты в этой необычайно живой, остроумной и язвительной пьесе с превосходной яркостью. На русском яз. имеются след. книги В.-К.: «В отпуску», «Солдатская война» и книжка для детей «Жан Бесхлебный». И. А.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАЙЯН-КУТЮРЬЕ


будет выглядеть так: Что такое ВАЙЯН-КУТЮРЬЕ