Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УХТОМСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ухтомский
        Александр Владимирович [1876, с. Поздино Новгородской губернии, – 17(30).12.1905, Люберцы, ныне Московской области], участник революционного движения в России, машинист Московско-Казанской ж. д., эсер. Во время Революции 1905–07 член стачечного комитета Московско-Казанской ж. д., член центрального бюро союза железнодорожников, руководитель боевой дружины. С 7(20) декабря 1905 перевозил вооруженных дружинников, проводивших митинги, разоружавших полицию на железной дороге. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве 14(27) декабря вывел из города поезд с дружинниками, миновав засаду царских войск. Арестован в Люберцах, в числе др. рабочих расстрелян карателями.
        А. В. Ухтомский.
II
Ухтомский
        Алексей Алексеевич [13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской области, – 31.8.1942, Ленинград], советский физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1932). Ученик Н. Е. Введенского (См. Введенский). В 1906 окончил Петербургский университет и работал там на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 до конца жизни. С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, У. открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой (см. Доминанта в физиологии). Учение У. о доминанте (изложено в его работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также учение У. об усвоении ритма, согласно которому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили У. по-новому осветить природу утомления.
         Курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликован посмертно, 1945, Собр. соч., т. 4) представляет большую педагогическую ценность»
         В 1919 депутат Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. Премия им. В. И. Ленина (1932).
         Соч.: Собр. соч., т. 1–6, Л., 1945–62.
         Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности, М. – Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский, Л., 1969.
         А. С. Батуев.
        А. А. Ухтомский.
III
Ухтомский
        Дмитрий Васильевич [1719, с. Семёновское, ныне Ярославской области, – 4(15).10.1774, с. Архангельское-Дубки, ныне Тульской обл.], русский архитектор. Учился в Москве в Школе математических и навигацких наук (См. Школа математических и навигацких наук). Работал под руководством И. Ф. Мичурина (в 1733–1741) и И. К. Коробова (в 1741–44). Отличающиеся стройностью пропорций работы У. характерны для рус. барокко середины 18 в. со свойственным этому стилю стремлением к пластическому богатству архитектурных форм – проектирование и завершение строительства колокольни в Троице-Сергиевой лавре (См. Троице-Сергиева лавра), триумфальные Красные ворота (1753–57; не сохранились) и Сенатский дом в Москве (перестроен, 1753–57). Деятельность У., бывшего фактически главным московским архитектором, сыграла важную роль в упорядочении планировки и застройки города. Крупный педагог, создатель первой в России архитектурной школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и др.
         Лит.: Михайлов А. И., Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа, М., 1954.
        Д. В. Ухтомский. Триумфальные Красные ворота в Москве. 1753—57. Не сохранились.
Ономастикон
От реки Ухтомы. Таких две: недалеко от Владимира и близ Белого озера. (Ф).
Русская цивилизация
Дмитрий Васильевич (1719-4.10.1774), архитектор. Учился в Школе математических и навигацких наук. Ухтомский работал в Москве под руководством архитекторов И. Ф. Мичурина (1733 — 41), который был его учителем, и И. К. Коробова (1741-44).
Ухтомский смог соединить и воплотить в своем творчестве традиции «московского» барокко с новым пониманием барочных форм. Ухтомский создал ряд построек в стиле русского барокко. Из его построек Красные ворота (1753— 57) и Кузнецкий мост через Неглинную (1754 — 57) не сохранились, а Сенатский дом в Лефортово (1753 — 57) был перестроен. Самая известная постройка Ухтомского — пятиярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры, строительство которой он завершил после Мичурина, прибавив к первоначальному проекту, заключавшему три яруса, еще два и разработав внешнее оформление колокольни. Стройная и изящная колокольня, вобрав основные архитектурные традиции нескольких поколений русских зодчих, стала украшением монастырского ансамбля.
Ухтомский стоял во главе московской архитектурной школы, среди его учеников были А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков и др.
Л. Н. Вдовина
Энциклопедия Отечеcтво
1.
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942), физиолог, академик АН СССР (1935). Исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности органов и тканей. Создатель учения о доминанте, об усвоении ритмов внешних раздражений органами и др. Премия им. В. И. Ленина (1932).
2.
УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич (1719-74), архитектор, мастер русского барокко. Построил Красные ворота в Москве (1753-57, снесены в 1927), достраивал колокольню Троице-Сергиевой лавры (с 1748). Создал первую в России архитектурную школу ("команду"), где учились А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старев, М. Ф. Казаков.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Алексей Алексеевич (1875-1942) - физиолог, учение к-рого о доминанте имеет помимо естественнонаучного также философско-культурологич., религиозно-нравств. и иск-ведч. аспекты. В 1894 окончил Нижегородскую военную гимназию, учился в Моск. духовной академии; в 1899 поступил в С.-Петербург. ун-т.
        Концепция доминанты в ее гуманитарном аспекте — учение о направленности сознания людей на поступки опр. рода. Доминанта сопряжена с постоянной готовностью человека к действиям, она определяется прежде всего духовной волей человека, приобщенного к культурной традиции. В качестве негативно значимой У. расценивал поведенч. установку, сопряженную с самоутверждением и игнорированием близкого, сиюминутного (сознание солипсич., самозамкнутое); и, напротив, единственно достойной человека считал доминанту, при к-рой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. Доминанту на свое лицо У. усматривает в индивидуалистически настроенном новоевроп. человеке с его тяготением к беззаботно-комфортабельному существованию, в культуре “всемирно-успокаивающего мещанства”, равнодушного к истине. Доминанта “на лицо другого” несовместима с состоянием созерцат. покоя и связана с ответств. включенностью в сиюминутное окружение. Она реализуется в поступках, где твердая воля органически сочетается с непосредственностью. Истоки этой доминанты У. видит в евангельских заповедях, ее поборников и носителей — в мыслителях христиан, ориентации, а также в людях из народа, “простых и немудрых”, но обладающих “здоровым чутьем”. Именно “интуиция совести” формирует человека как цельную личность. Совпадение со своими мыслями ученый усматривал в суждениях М.М. Пришвина о творч. поведении. Несомненны также переклички учения о доминанте с философией поступка М.М. Бахтина. Вслед за Н.Ф. Федоровым У. полагал, что человек становится личностью, когда в нем выражена тяга к соединению всех в исконно общем деле. Разрабатывая концепцию межличностного общения, ученый утверждал, что человеку подобает в окружающих видеть прежде всего “алтари, а не задворки” и что главное в нем — это “жажда собеседника”. Действующий в истории закон “заслуженного собеседника”, состоящий в том, что к “каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил”, дает о себе знать в ситуациях не только взаимопонимания и расположенности, но также отчуждения и вражды поколений: обуреваемые жаждой новизны, дети “пожирают” своих отцов. Этой недолжной форме движения истории ученый противопоставляет библейскую родословную, где налицо последовательная эволюция любви. Подлинное собеседование по У. — это (подобно бахтинскому диалогу) не только непосредств. контакт, но также духовное общение с людьми, жившими ранее: гениальные умы — “вечные собеседники для всех”. Устный речевой контакт с тем, кто находится рядом, он ставил выше писательства (проповеди Христа, беседы Сократа), лит. творчество выводил из ненасытной жажды сыскать себе по сердцу собеседника. Искусство, по мысли У., подлинно и свято, если оно, являясь выражением глубоких и напряженных переживаний, “судит, жжет, заставляет гореть”, но становится вредным, когда оказывается лишь делом удовольствия и отдыха. Учение У. (как и Бахтина) полемично к “теоретизму”. Оптимальная доминанта исключает погружение человека в мир абстрактно-логич. конструкций. Самодовлеющее теоретизирование рассматривается как болезненное, патологич. явление в аспекте психоаналитическом: наджизненные умозрения уводят человека от осознания собств. ответственности и виновности, побуждают его к самовозвеличиванию. В сфере психоаналитической У. интересуют по преимуществу не инстинкты голода, размножения, самообороны (они расцениваются как примитивы), а духовное самоопределение личности в его внерациональной стороне (“великие социальные влечения”, “инстинкт знания и любви” как “самый дальнозоркий”). Человек — прежде всего субъект нескончаемой и напряженной нравств. деятельности: “Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться”, “естество его делаемо есть”. Учение У. о доминанте возникло и упрочилось в русле отеч. культурной традиции. Идея бескрайне широкого единения людей как свободных и ответств. личностей знаменует наследование укорененных в России представлений о соборности и генетически связана как со славянофильскими опытами философствования, так и с отеч. религиозно ориентированной мыслью рубежа 19-20 вв. (в наибольшей мере — с наследием Вл. Соловьева и С. Булгакова).
 
Соч.: Об инстинктах // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44, вып. 4/5; Из лит. наследия / Вступит, ст. В.Е. Хализева // Филос. науки. 1995. № 1; Космологическое доказательство бытия Божия // Русь. Ростов Великий, 1995, № 1; Доминанта. М.; Л., 1966; Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.
 
Лит.: Ярошевский М.Г. Социально-философские проблемы науки и человека: (К 100-летию со дня рождения А.А. Ухтомского) // ВФ, 1975, № 5; Хализев В.Е. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и ранние работы М.М. Бахтина // Бахтинский сб. Вып. 2: Бахтин между Россией и Западом. М., 1991; А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992; Золотарев А.А. А.А. Ухтомский (1875-1942) // Новая Европа. Милан; М., 1996, № 9.
 
В.Е. Хализев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УХТОМСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое УХТОМСКИЙ