Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УВЕРТЮРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(французское ouverture, от лат. apertura — открытие, начало)
        оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме (См. Сонатная форма).
         Оперная У. подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У. — вступление к опере «Орфей» Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа У. — французская (ouverture а la Francaise), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская У. получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).
         Первоначально оперные У. не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют У. как симфонический пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, У. должна служить «вступительным обзором содержания»), У. может быть тематически связана с оперой («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки) или обобщённо выражать основной её характер («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини).
         Виды оперных У.: классическая У. в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (У. к операм «Альцеста» Глюка, «Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Князь Игорь» Бородина, «Проданная невеста» Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Хованщина» Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера); У. в форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты).
         Из У. к драматическим пьесам наиболее значительны У. Бетховена к «Эгмонту» Гёте и «Кориолану» Коллина, Балакирева к «Королю Лиру» Шекспира, Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
         В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная У. — самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная («Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, «Римский карнавал» Берлиоза, «Моя родина» Дворжака). Наряду с У. драматическими («Манфред» Шумана, У. - фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского) и пейзажного характера («Осенью» Грига) большое распространение получила торжественная У. («Академическая» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, «Праздничная» Шостаковича, «Приветственная увертюра» А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип У. на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его У. «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» продолжили М. А. Балакирев в «Увертюре на 3 русские народные песни», С. И. Танеев в «Увертюре на русскую тему» («Про татарский полон») и многие советские композиторы. У. к драматической пьесе и концертная У. явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.
         Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950; его же, Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann Н., Die franzosische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899; Botstiber Н., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.
         И. Э. Манукян.
Современная Энциклопедия
УВЕРТЮРА (французское ouverture, от латинского apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету (смотри Интродукция), оперетте, драматическому спектаклю, оратории. В 19 - 20 вв. также оркестровая пьеса, близкая симфонической поэме.
Орфографический словарь Лопатина
уверт`юра, уверт`юра, -ы
Словарь Даля
жен., ·*франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища.
Словарь Ожегова
УВЕРТ’ЮРА, -ы, жен.
1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у.
2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке).
прил. увертюрный, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. начало
Словарь Ушакова
УВЕРТ’ЮРА, увертюры, ·жен. (·франц. ouverture, ·букв. открытие) (муз.).
1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
Толковый словарь Ефремовой
[увертюра]
ж.
1)
а) Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п.
б) перен. Начальный этап, предваряющая часть чего-л.
2) Небольшое музыкальное произведение для оркестра.
Словарь управления
из и к.
1. из (вступительный отрывок, фрагмент). Оркестр проиграл увертюру из «Свадьбы Фигаро» (Тургенев).
2. к (музыкальное вступление). Они могли петь и бренчать на гитаре, могли танцевать под звуки увертюры к фильму «Дети капитана Гранта» (Кочетов).
Рус. арго (Елистратов)
УВЕРТЮРА, -ы, ж.
Сверхурочная работа.
Крутить увертюру — работать сверхурочно.
Возм. от общеупотр. «увертюра» — оркестровое вступление к опере, балету и т. п., одночастное музыкальное произведение; Возм. также окказиональное наложение англ. overtime — сверхурочные часы, дополнительное время.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УВЕРТЮРА


будет выглядеть так: Что такое УВЕРТЮРА