Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УПИТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Андрей Мартынович [22.11(4.12).1877, Скривери, ныне Огрского района Латвийской ССР, – 17.11.1970, Рига], латышский советский писатель, литературовед, общественный деятель, народный писатель Латв. ССР (1943), академик АН Латвийской ССР (1946), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1917. Основоположник латышской советской литературы. Первое стихотворение опубликовал в 1896, первый рассказ – в 1899. На формирование эстетических взглядов У. большое влияние оказали Революция 1905–07, знакомство с марксизмом, творчество М. Горького. Выступил против декадентства в латышской литературе, твёрдо стал на позиции критического реализма: рассказы из крестьянской жизни, дилогия «Буржуа» (1907) и «Последний латыш» (1912). Романом «Новые истоки» (1908) У. начал серию романов «Робежниеки» – одно из самых значительных произведений латыш. литературы, повествующее о путях латышского крестьянства в Революции 1905–07. Под влиянием нового подъёма рабочего движения У. в 1910–11 открыто перешёл на позиции пролетариата, развернул смелую публицистическую и литературно-критическую деятельность. В романах «Женщина» (1910), «В шёлковой паутине» (2-я часть «Робежниеков», 1912), «Золото» (1914), «Ренегаты» (1915–16) У. разоблачал городскую буржуазию и мещанство, в пьесах «Зов и эхо» (1911), «Один и многие» (1914) создал первые в латышской драматургии реалистические образы рабочих-революционеров. После Февральской революции 1917, события которой отражены в сборнике рассказов «Оттепель» (1919), У. был избран в Совет рабочих депутатов Риги и в Исполком Совета. В буржуазной Латвии 1920–40 У. разрабатывал принципы социалистического реализма. Опубликовал роман «Северный ветер» (3-я часть «Робежниеков», 1921). Нравы буржуазной республики разоблачены в романах «По радужному мосту» (1926), «Смерть Яна Робежниека» (1933), «Улыбающийся лист» (1937), в сатирических комедиях, среди которых особым успехом пользовались «Купальщица Сусанна» (1922), «Полёт чайки» (1926). Вершиной новеллистики У. являются сборники «Метаморфозы» (1923), «Голая жизнь» (1926), «Рассказы о пасторах» (1930). Трагедиями «Мирабо» (1926) и «Жанна д’Арк» (1930) У. начал историческую трилогию о взаимоотношениях героя и народных масс. На историческую тему написана и тетралогия романов «На грани веков» (1937–40).
         У. – основной автор 4-томной «Истории мировой литературы» (1930–34). Фашистский переворот 1934 лишил У. возможности открыто участвовать в общественно-литературной борьбе. В годы Великой Отечественой войны 1941–45 У. жил в с. Котинино, вблизи г. Кирова. Трагедией «Спартак» (1943) была завершена историчексая трилогия. В дилогии исторических романов «Земля зелёная» (1945; Государственная премия СССР, 1946) и «Просвет в тучах» (1951) раскрыты жизнь латыш. деревни в конце 19 в., первые шаги латыш. рабочего движения в 90-х гг. После 1951 У. целиком занят литературоведческой работой (книга «Вопросы социалистического реализма в литературе», 1951, рус. пер. 1959, и др.). Переводил произведения А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Горького, А. Н. Толстого, У. Шекспира, Г. Гейне, Б. Шоу, Г. Флобера, Г. Манна и др.
         Общественная деятельность У. в сов. время была интенсивной и разносторонней: заместитель председателя (1940–51) и член (с 1951) Президиума Верховного Совета Латв. ССР; председатель правления СП Латвии (1941–54). Государственная премия Латв. ССР (1957). Награжден 5 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Kopoti raksti, sej. 1–22, Riga, 1946–54; в рус. пер. – Собр. соч. [Вступ. ст. К. Краулиня], т. 1–12, М., 1956–59.
         Лит.: Калве М., Андрей Упит, Рига, 1957; Зелинский К., Реализм Андрея Упита, в его кн.: Октябрь и национальные литературы, М., 1967; Kraulins К., Andrejs Uplts, dzive un darbs, Riga, 1963.
         К. Я. Краулинь.
        А. М. Упит.
Литературная энциклопедия
Андрей [1877—] — известный латышский писатель-романист, поэт, драматург, сатирик и критик. Народный учитель по профессии, У. выступил в литературе впервые в 1899. Во время империалистической войны У. скитался по России и жил на Кавказе, работая табельщиком и конторщиком. В 1917 У. был выбран в рижский совет рабочих депутатов и рижскую думу по списку соц.-дем. партии. Во время оккупации У. подвергся аресту и содержался в рижской тюрьме. В 1919 при советской власти У. был заведующим отделом искусства в Наркомпросе Латвии. Вместе с отступающей Красной армией У. переехал в Советский Союз, жил в Режице, потом в Москве. Когда же затем в 1920 У. возвратился обратно в Латвию, то он снова был арестован и посажен в рижскую центральную тюрьму. Только Учредительное собрание освободило его. В настоящее время У. живет в Риге. У. является одним из крупнейших представителей реалистического направления в современной латышской лит-ре. Писатель большого общественного значения и социальной насыщенности, У. в своих романах, новеллах, рассказах и драмах беспощадно раскрывает эксплоататорскую сущность буржуазии, а также ее ограниченность и пошлость. На протяжении всей своей литературной и общественной деятельности У. был всегда тесно связан с революционной демократией латышского народа; его симпатии всегда на стороне угнетенных тружеников и обездоленных. Около 30 лет назад У. начал работать над большой трилогией романов «Робежники» — наиболее значительным своим произведением. В этой своей трилогии У. задался целью показать, как под влиянием капиталистического развития и социалистического движения расслаивается патриархальная крестьянская семья. Уже в первой части трилогии — «Jaunee avoti» («Новые источники») — У. показал себя художником, совершенно зрелым, больших творческих возможностей.
605 Вторая часть — «Zida tikla» (В шелковых сетях) — дает широкую картину расслоения латышского общества и борьбы мелкобуржуазно-интеллигентских и пролетарских тенденций. Третья часть — «Zuemelu veis» (Северный ветер), относящаяся к периоду после революции 1905, показывает спад революционного движения и борьбу с реакцией после 1905. Последующий цикл романов: «Возвращение Яна Робежника», «Смерть Яна Робежника», «Мартин Робежник» и «Новый фронт», написанный после значительного промежутка времени, является непосредственным продолжением трилогии. Совместно с романом «Старые тени», к-рый самим автором назван как вводный роман к циклу, весь цикл состоит из 8 романов и остается непревзойденным в латышской лит-ре. Он создан большим художником-реалистом, художником-мыслителем, тонко понимающим как отображаемые им общественные процессы, так и психологию создаваемых им героев. Уже своей трилогией У. стал в первых рядах латышской лит-ры как писатель реалист-общественник. На протяжении 40-летней творческой деятельности У. написан ряд значительных романов, из к-рых «Perkonu pieverte» (Под громами) и «Zem dzelzaina p?apaza» (Под железной пятой) имеют особое значение; они посвящены эпохе после империалистической войны; здесь получили свое отображение беженство, разорение латышского крестьянства во время империалистической войны и германской оккупации в Латвии. У. также написано много пьес. Одна из лучших — «Мирабо». Большинство его романов переиздано в Советском Союзе. Также ряд романов («Северный ветер», «Под громами» и др.) и пьеса «Мирабо» переведены на русский язык. Особое место занимает серия сатирических рассказов, посвященных современной буржуазной Латвии, где писатель очень тонко и очень остро высмеивает правящую верхушку господствующего класса. У. принадлежит также ряд критических статей и двухтомник «История латышской литературы», в к-рой многие явления латышской лит-ры У. пытался осмыслить с позиций марксизма.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УПИТ


будет выглядеть так: Что такое УПИТ