УОТСОН ДЖОН БРОДЕС |
Мультимедийная энциклопедия |
(Watson, John Broadus)
(1878-1958), американский психолог. Родился в Гринвилле (шт. Южная
Каролина) 9 января 1878. Учился в университете Фермана и Чикагском
университете. В 1908-1920 - профессор экспериментальной и сравнительной
психологии, а также директор психологической лаборатории университета
Джонса Хопкинса. В 1920 занялся рекламой, а в 1945 ушел в отставку. Умер в
Нью-Йорке 25 сентября 1958.
Уотсон - основоположник бихевиоризма. Свою теорию он впервые изложил в
1913 в статье Психология, какой ее видит бихевиорист (Psychology as the
Behaviorist Views It). Чтобы превратить психологию в объективную науку,
бихевиоризм отвергает как сознательную, так и бессознательную психическую
деятельность и изучает поведение в терминах физиологических реакций на
стимулы. Среди работ Уотсона - Обучение животных (Animal Education, 1903),
Поведение (Behavior, 1914), Психология с точки зрения бихевиориста
(Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919), Бихевиоризм
(Behaviorism, 1925), Психологический уход за ребенком (Psychological Care
of Infant and Child, 1928).
См. также
<<БИХЕВИОРИЗМ>>;
<<ПСИХОЛОГИЯ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М. - Л., 1926 |
Краткий психологический словарь |
(1878–1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т. к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки — нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека — с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт — биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок — отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. — существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма. |
|
|