Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УОРД

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Уорд (Wаrd) Лестер Франк (18.06.1841, Джолиет, штат Иллинойс,-18.04.1913, Вашингтон) -амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, первый президент Американского социологического общества (ныне Американская социологическая ассоциация). Научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники.
В основе социологических воззрений Уорда лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, Уорд наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. От природных процессов социальная жизнь отличается, по Уорду, прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, "генезис", в обществе сменяется "телезисом", формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.
В качестве первичной социальной силы Уорд выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне "индивидуального телезиса", развитие общества. В качестве основного носителя "коллективного телезиса" он рассматривал государство, которое возникает, по Уорду, наряду с такими институтатами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Считая, что различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление, Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, полагал Уорд, должно быть достигнуто через обязательное всеобщее образование путем социальных реформ, а не через "государственный социализм". Считая необходимым широкое вмешательство государства в общественную жизнь и усматривая в государственном регулировании инструмент, с помощью которого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий, Уорд подводил теоретическую базу под политику социального реформизма, направленную на замену частных монополий "сознательной кооперацией".
Уорд популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и социального планирования. Социальные науки, по Уорду, открывая законы общественного развития, должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ. Уорд негативно относился к марксистскому учению и, гипертрофируя роль социальных исследователей в обществе, выступал с идеями социократического толка, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход обществ, развития. Идеи У. получили дальнейшее развитие в работах Гиддингса, нашли отражение в первых американских социологических учебниках, однако в атмосфере доминирования идеологии laissez faire (свободного предпринимательства) не оказали значительного влияния на социологию.
Соч.: 1) Психические факторы цивилизации. М., 1897. 2) Очерки социологии. М., 1901. 3) Dynamic sociology or applied social science as based upon statistical sociology and the less complex sciences. N. Y., 1883.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Ward)
        Джеймс (27.1.1843, Халл, графство Йоркшир, – 4.3.1925, Кембридж), английский психолог и философ-идеалист. Профессор в Кембридже (с 1897). Выступив с резкой критикой материализма, натурализма и атомизма как механистических учений о мире, У. противопоставил этому теизм, «спиритуалистический монизм». Развил представление о качественных различиях между «царствами природы»; реальный мир, по У., – совокупность взаимодействующих «духов», монад (См. Монада). По характеристике В. И. Ленина, У. «... ловит слабые места ‘стихийного’ естественноисторического материализма... « (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 297), пытаясь использовать это для доказательства философской несостоятельности материализма вообще. В психологии У. выступил против эволюционизма, психофизического параллелизма и Ассоцианизма. Вслед за У. Джемсом он ввёл представление об активном, избирательно воспринимающем психологическом субъекте, подчёркивая значение воли и внимания как главных видов психической деятельности.
         Соч.: Naturalism and agnosticism, v. 1–2, L., 1899; The realm of ends or pluralism and theism, N. Y. – Camb., 1911; Psychological principles, Camb.. 1918.
         Лит.: Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, §2; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Murray Н., The philosophy of J. Ward, L., 1936.
         А. С. Богомолов.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Уорд (Wаrd) Лестер Франк (18.06.1841, Джолиет, штат Иллинойс,-18.04.1913, Вашингтон) -амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, первый президент Американского социологического общества (ныне Американская социологическая ассоциация). Научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники.
В основе социологических воззрений Уорда лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, Уорд наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. От природных процессов социальная жизнь отличается, по Уорду, прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, "генезис", в обществе сменяется "телезисом", формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.
В качестве первичной социальной силы Уорд выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне "индивидуального телезиса", развитие общества. В качестве основного носителя "коллективного телезиса" он рассматривал государство, которое возникает, по Уорду, наряду с такими институтатами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Считая, что различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление, Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, полагал Уорд, должно быть достигнуто через обязательное всеобщее образование путем социальных реформ, а не через "государственный социализм". Считая необходимым широкое вмешательство государства в общественную жизнь и усматривая в государственном регулировании инструмент, с помощью которого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий, Уорд подводил теоретическую базу под политику социального реформизма, направленную на замену частных монополий "сознательной кооперацией".
Уорд популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и социального планирования. Социальные науки, по Уорду, открывая законы общественного развития, должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ. Уорд негативно относился к марксистскому учению и, гипертрофируя роль социальных исследователей в обществе, выступал с идеями социократического толка, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход обществ, развития. Идеи У. получили дальнейшее развитие в работах Гиддингса, нашли отражение в первых американских социологических учебниках, однако в атмосфере доминирования идеологии laissez faire (свободного предпринимательства) не оказали значительного влияния на социологию.
Соч.: 1) Психические факторы цивилизации. М., 1897. 2) Очерки социологии. М., 1901. 3) Dynamic sociology or applied social science as based upon statistical sociology and the less complex sciences. N. Y., 1883.
Новый философский словарь
(Ward)
Лестер (1841-1913) - американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, в первую очередь - волевых импульсов. Стремился к созданию целостной психосоциологической системы социальной науки. Предпринял попытку генерализации общественной роли психических факторов, обеспечивающих прогресс цивилизации. Основой всех действий личности, своего рода "первоначальной социальной силой" считал "желания", выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется, по У., вокруг двух основных желаний - удовлетворения голода и жажды (связанных с поддержанием жизни индивида) и половых потребностей (отражающих стремление к продолжению рода). Полагал, что этими комплексными желаниями обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды. Наряду с желаниями, поведение человека, по У., определяется также и "репродуктивными силами", к которым он относил, в частности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненависти). Полагал, что в природе этих сил находится источник неравенства, существенный элемент которого - неравенство между мужчиной и женщиной - определяется совокупностью всех иных неравенств. Согласно концепции У., человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками цивилизации. Интерпретировал обман как специфическую разновидность труда. Отмечая противоречивость человеческого существования У. подчеркивал, что прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, "бросаются друг на друга", и что в этой сфере идет постоянная борьба за существование. В результате, по У., единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла быть и является лишь первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма - групповое чувство безопасности. Акцентировал исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития. Особое внимание уделял психическим факторам цивилизации. Полагал, что они слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии - все явления, обнимаемые интеллектом. Характерными моментами общей системы представлений У. о психических факторах цивилизации были следующие: к субъективным факторам в числе прочих он относил различные отрасли философии, к объективным - женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов - экономию природы и экономию духа. Значительное внимание уделил разработке утопического учения об идеальном обществе - "социократии", существенным отличительным признаком которого должен быть, по У., контроль над социальными силами посредством коллективного разума общества. Настаивал на существовании возможности построения его путем преобразования капитализма на основе введения всеобщего обязательного равного образования. Автор книг "Динамическая социология или Прикладная социальная наука, основанная на статистической социологии и менее сложных науках" (1883), "Психические факторы цивилизации" (1892), "Очерки социологии" (1898), "Чистая социология" (1903) и др.
В.И. Овчаренко
Философский энциклопедический словарь
• УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл, Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ, психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918.
• УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841, Джолиет – ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил выделял желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях) заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968; «Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Ward) Джеймс (27.1.1843, Халл, графство Йоркшир, — 4.3.1925, Кембридж), англ. психолог и философ-идеалист. Выступив с резкой критикой материализма, натурализма и атомизма как механистич. учений о мире, У. противопоставил этому теизм, «спиритуалистич. монизм». Реальный мир, по У.,—совокупность взаимодействующих «духов», монад. По характеристике В. И. Ленина, У. «...ловит слабые места "стихийного" естественноисторичеекого материализма...» (ПСС, т. 18, с. 297), пытаясь использовать это для доказательства филос. несостоятельности материализма вообще. В психологии У. выступил против эволюционизма, психофизич. параллелизма и ассоцианизма.
        Вслед за Джемсом он ввёл представление об активном, избирательно воспринимающем психологич. субъекте, подчёркивая значение воли и внимания как гл. видов психич. деятельности.
        Naturalism and agnosticism, v. 1—2, L., 1899- The realm of ends or Pluralism and theism, N. Y.— Camb 1911; Psychological principles, Camb., 1918.
        БОГОМОЛОВ А.С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [M.], 1962, гл. 3, § 2; Ярошевский М Г История психологии, М., 19762; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937.
 
        II
        (Ward) Лестер Франк (18.6.1841, Джолиет, шт. Иллинойс, — 18.4.1913, Вашингтон), амер. социолог, один из основоположников психологизма в социологии; геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. Первый президент Амер. социологич. ассоциации (1906-08).
        Социологич. концепция У. сложилась под влиянием Конта и Спенсера. Но в противоположность биологизму Спенсера У. считал, что социальная эволюция имеет активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Первонач. социальной силой является желание, выражающее природные импульсы. Осн. желаний два — удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Они определяют поведение человека, толкают его к переделке естеств. окружения. Гл. движущей силой историч. развития У. считал интеллект, уникальное обладание которым позволяет человеку и че-ловеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в животном мире, осознанным, «теллическим» прогрессом. Классы, государство и системы права возникают, по У., из борьбы рас. Расы-победители и расы-побеждённые не могут ассимилироваться благодаря вражде, ненависти и презрению, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст — причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами.
        Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она всего лишь проявление «группового чувства сохранения перед новым и своеобразным» и её функции сводятся к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, У. враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии — «науч. контроля социальных сил посредством коллективного разума общества», представляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обязат. образования.
        Glimpses of the cosmos, v. l—6, ?. ?., 1913—18; Textbook of sociology, N. Y., 1920 (совм. с J. Q. Dealey); The Ward-Hoss correspondence, [s. 1.1, 1946; L. F. Ward. Selections from his work, N. ?., 1963; Dynamic sociology, ?. 1—2, ?. ?., 1968; Pure sociology, ?. ?., 1970!; Applied sociology, ?. ?., 1974; в рус. пер.— Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.
        Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961 (см. указатель); Кон И. С., Позитивизм в социологии, М.., 1964.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УОРД


будет выглядеть так: Что такое УОРД