Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УНСЕТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Undset)
        Сигрид (20.5.1882, Калунборг, Дания, – 10.6.1949, Лиллехаммер, Норвегия), норвежская писательница. Родилась в семье археолога. Повесть «Фру Марта Эули» (1907, рус. пер. 1910) положила начало одной из ведущих тем творчества У. – эмансипации женщины (роман «Счастливый возраст», 1908, и др.). В повести «Вига-Льот и Вигтис» (1909, рус. пер. под названием «Викинги», 1916), в романах «Иенни» (1911, рус. пер.1917) и «Весна» (1914, рус. пер. 1928), рассказах сборника «Обездоленные» (1912, рус. пер. 1928) переплетаются реалистические и романтические тенденции. Основные герои её психологических романов и рассказов из современной жизни – обитатели городских окраин, мелкие служащие, усталые и обездоленные, почти всегда примиряющиеся с обстоятельствами или погибающие.
         Гуманистические концепция главного произведения У. – исторической трилогии «Кристин, дочь Лавранса» (1920–22; рус. пер. т. 1–2, 1935–39, т. 1–3, 1962; Нобелевская премия 1928) связана с утверждением народоправия. В первых частях трилогии («Венец», «Хозяйка») показана борьба героини с устаревшими обычаями; в последней части («Крест») отразились религиозные искания У. В романе глубоко и разносторонне дан исторический фон; время действия – 1-я половина 14 в., пора «безвременья», общественной пассивности.
         В поисках этического идеала и разрешения общественных противоречий У. пришла к католичеству, что сказалось на её историческом романе «Улаф, сын Эудюна» (т. 1–4, 1925–27), в эссе «Этапы» (1929), романах «Неопалимая купина» (1930), «Ида-Элисабет» (1932). Поворот в общественных устремлениях У. произошёл в годы 2-й мировой войны 1939–45 и оккупации Норвегии; в знак протеста она эмигрировала в Швецию, затем в США, где вела антифашистскую деятельность. В 1945 вернулась на родину.
         Соч.: Samlede romaner og fortellinger fra nutiden, 2 utg., bd 1–5, Oslo, 1935; Romaner og fortellinger fra nutiden, bd 1–10 Oslo 1949.
         Лит.: Дьяконова Н., Историческая трилогия С. Унсет, «Иностранная литература», 1962, № 8: Steen Е., Kristin Lavransdatter. En kritisk studie, Oslo, 1959; Des champs N., Sigrid Undset ou la morale de la passion, Montreal, 1966; Krane B., Sigrid Undset. Liv og meninger, Oslo, 1970; Haffner H. J., Forsek til en Sigrid Undset bibliografi, Oslo, 1932; ksnevad R., Norsk litteraturhistorisk bibliografi 1900–1945, Oslo, 1951.
         В. П. Неустроев.
        С. Унсет.
Современная Энциклопедия
УНСЕТ (Undset) Сигрид (1882 - 1949), норвежская писательница. В социальных романах "Фру Марта Эули" (1907), "Весна" (1914) - тема женского равноправия. В психологическом историческом романе-трилогии из эпохи викингов и рыцарского средневековья "Кристин, дочь Лавранса" (1920 - 22) и романе "Улав, сын Аудуна" (тома 1-4, 1925 - 27) - поиски идеалов добра и справедливости. Новеллы, эссе "Этапы" (1929), книга воспоминаний "Одиннадцать лет" (1934). Нобелевская премия (1928).
Литературная энциклопедия
Сигрид [Undset Sigrid, 1882—] — современная норвежская писательница. Р. в Каллундборге в Дании, в семье археолога Ингвала Унсет. В детстве переехала с родителями в Норвегию, в Осло. Свыше 10 лет служила в отделении «Всеобщей компании электричества» в Осло. К этому периоду жизни У. относится появление ее первых книг. В 1907 вышла в свет повесть «Фру Марта Эули» (Fru Marta Oulie), доставившая У. значительную известность. В 1908 вышла книга «Счастливый возраст», через два года — сборник стихов и в 1911 — роман «Йенни» (Ienny), имевший громадный успех, привлекший к себе исключительное внимание читающей публики. Смелое и правдивое изображение сексуальных отношений в романе стало предметом бесконечных дискуссий. В романе показана судьба женщины (художницы Йенни), мятущейся в поисках большой подлинной любви. Через год появился сборник рассказов «Обездоленные» (Fattige skjaebner), а еще через два — большой роман «Весна» (Vaaren). В годы войны У. выпустила в свет «Осколки волшебного зеркала» (Splinten av troldspeilet), «Мудрые девы» (De kloge jomfruer) и «Весенние облака» (Vaarskyer). Но еще раньше У. занялась художественной обработкой исторического материала и написала в форме древненорвежской саги «Вига Льот и Вигдис» (Fortaellinger om Viga-Ljot-og Vigdis, 1909), где она разрабатывает сюжеты, почерпнутые из средневекового эпоса, как и в «Рассказах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола» (Fortaellinger om kong Artur og ridderne av det rund bord, 1915). Критика встретила книги Унсет очень благосклонно. Но настоящий большой успех пришел с романом «Венец» (Kransen, вышел в 1920) — первой частью исторической трилогии «Кристин, дочь Лавранса». В 1921—1922 напечатаны второй и третий томы трилогии: «Хозяйка» (Husfrue) и «Крест» (Korset). После них в 1927 появился новый исторический роман «Улаф Эудунссон» (Olav Audunsson og hans born). В последние годы У. оставила перо писателя-художника и занялась полемикой по вопросам религиозным. Она перешла в католичество и стала в ряды его апологетов. Кроме того У. интересуется детским кукольным театром и древненорвежскими сагами, переводами к-рых и занимается. Круг героев У. первого периода ее творчества — это маленькие, незаметные, скромные, «обездоленные» городские труженицы и труженики: конторские служащие (быт к-рых У. отлично знает), модистки, средняя городская полуинтеллигенция. Их образы нарисованы автором правдиво, с большой художественной силой. У. мастерски изображает
602 психологию своих героинь, к-рые ведут отчаянную борьбу за право жить, чувствовать, любить и ненавидеть не так, как им предписывают общество и буржуазная мораль, а так, как этого хочется им самим. Но У. не удовлетворяется описанием борьбы современных ей городских «мелких» женщин, она стремится найти женщину, способную на сильнейшие чувства, целиком захватывающие ее существо, женщину, вступающую в борьбу с традициями и порядками, на к-рые еще никто не покушался. Такую героиню У. находит не в современной, а в средневековой Норвегии. Так появляется лучшее и монументальнейшее произведение У. — трилогия о Кристин, дочери Лавранса. Но исторический материал — только фон, на котором разыгрывается трагедия женской души. В героях даны общечеловеческие черты «каждой» женщины и «каждого» мужчины. Типичным для эпохи является лишь сильное религиозное чувство, к к-рому автор примешивает мотив возмездия, проходящий через всю трилогию: божеские законы нельзя нарушать безнаказанно. В 1935 У. выпустила в свет новый роман «Одиннадцать лет» (Elleve ar), являющийся скорее художественно-оформленными мемуарами. В романе описывается жизнь и переживания девочки. Критика признает за У. ряд заслуг в дальнейшем развитии норвежского лит-ого языка («риксмола»). В 1928 У. получила от Шведской академии нобелевскую премию по лит-ре. Библиография: I. На русск. яз. переведены: Ундсет С., Йенни, пер. М. П. Благовещенской, изд. «Северные дни», М., 1917; Фру Марта Оулие, Повесть, в кн.: «Фиорды», сб. 6, СПБ, [1910]; Весна, пер. Е. Н. Благовещенской, изд. «Время», Ленинград, 1928; Обездоленные, пер. М. М. Дьяконова, Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Унсет С., Кристин, дочь Лавранса, Роман. Послесловие Н. Я. Рыковой, гос. изд. «Художественная литература», Л., 1935 [первая часть трилогии]; Samlede romaner og fortaellinger fra nutiden, 5 Bde, 2 utg., Oslo, 1925. II. Отзывы: «Вестник иностранной литературы», М. — Л., 1928, № 9, стр. 157 и № 12, стр. 139; Металлов Я., Бунт человеческого духа, «Художественная литература», [М.], 1935, № 12, Немеровская О., Сигрид Унсет. «Кристин, дочь Лавранса», «Звезда», Л., 1935, № 12, Bing J., Sigrid Undset, Oslo, 1924. III. Haffner H. J., Forsok til en S. Undset bibliografi, Oslo, 1932. М. Д.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УНСЕТ


будет выглядеть так: Что такое УНСЕТ