|
|
|
|
|
УМОЗРЕНИЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
идеалистически ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта. У., по выражению Ф. В. Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У. – рационалистический и интуитивистский. Первый характеризуется преобладанием понятийной работы с абстракциями по типу математического мышления (средняя роль математики как образца для У. в Пифагореизме, Платонизме, Неоплатонизме), связан с решением формально-логических проблем и вопросов идеалистической диалектики. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному «созерцанию» идеи как Эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он также иногда играл известную роль в развитии диалектики (например, у Плотина, Я. Бёме), однако обычно перерождался в мистику (См. Мистика). Будучи преобладающим методом философского мышления в античной философии и господствующим в средневековой схоластике (См. Схоластика), У. было отвергнуто Ф. Бэконом, для которого «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142), и всей материалистической мыслью нового времени. См. статьи Спекулятивное, Интуиция.
С. С. Аверинцев.
|
Современная Энциклопедия |
УМОЗРЕНИЕ, тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта. В истории философии выявились 2 типа умозрения: рационалистический (роль математики как образца умозрения в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме) и интуитивистский (непосредственное созерцание идеи как эйдоса, т.е. некоего духовного образца). |
Орфографический словарь Лопатина |
умозр`ение, умозр`ение, -я |
Словарь Ожегова |
УМОЗР’ЕНИЕ, -я, ср. (устар. книжн.). Мыслительное представление, взгляды, основанные на пассивном созерцании, не опирающиеся на опыт. |
Словарь Ушакова |
УМОЗР’ЕНИЕ, умозрения, ср.
1. только ед. В идеалистической философии - познание действительности путем созерцания и теоретического размышления, в отрыве от практики и опыта, спекуляция (см. спекуляция в 5 ·знач.; филос.).
2. Вообще - абстрактное, не основанное на опыте рассуждение (·книж. ). |
Толковый словарь Ефремовой |
[умозрение]
ср.
1) Познание действительности путем созерцания и теоретического размышления, в отрыве от практики и опыта.
2) Абстрактное, не основанное на опыте рассуждение. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
УМОЗРЕНИЕ - англ. speculation; нем. Spekulation. Философское мышление, абстрагирующее от чувственного опыта. Различают два типа У. - рационалистический и интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу математического мышления; он связан с решением формально-логических проблем и вопросов идеалистической диалектики. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному "созерцанию" идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образа. |
Философский словарь |
способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18 — 19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также нек-рых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
идеалистически ориентированное филос. мышление, абстрагирующееся от чувств. опыта. У., по выражению Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У.— рационалистический и интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу математич. мышления (ср. роль математики как образца для У. в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме), он связан с решением формально-логич. проблем и вопросов идеалистич. диалектики. Второй тин характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному «созерцанию» идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он также играл известную роль в развитии диалектики (напр., у Плотина, Я. Бёме), однако обычно перерождался в мистику. Будучи преобладающим методом филос. мышления в антич. философии и господствующим в ср.-век. схоластике, У. было отвергнуто Ф. Бэконом, для которого «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142), и всей материалистич. мыслью нового времени.
см. Спекулятивное, Интуиция. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: УМОЗРЕНИЕ
будет выглядеть так: Что такое УМОЗРЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|