Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УЛАНД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Uhland)
        Людвиг (26.4.1787, Тюбинген, — 13.11.1862, там же), немецкий поэт, драматург, общественный деятель. Изучал литературу и юридические науки в Тюбингенском университете (1801—10), где в 1829—1833 был профессором немецкой литературы. Печатался с 1806. Поэзия У. развивалась в русле немецкого романтизма («Стихотворения», 1815, расширенные издания 1820, 1826, и др.), его лучшие стихи и баллады отличаются ненавистью к деспотизму, мастерской передачей исторического колорита, ясностью формы. Автор исторических драм, один из основоположников медиевистики и фольклористики в Германии («Старые верхне- и нижненемецкие народные песни», 1844—1845, и др.). Депутат ландтага (1819—26, 1832—38). Выступал против произвола буржуазной монархии («Патриотические стихотворения», 1815—19, и др.). К поэзии У. обращались И. Брамс, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, Р. Шуман и др. композиторы. В России У. переводили В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, П. И. Вейнберг и др.
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—8, Lpz,, 1914; Schriften zur Geschichte der Dichtung-und Sage, Bd 1—8, Stuttg., 1865—73; Fruh-lingsgiaube, B., 1974; в рус. пер., в сборнике: Избр. стихотворения в переводах рус. поэтов, СПБ, 1902; в сборнике: Немецкие баллады, М., 1958.
         Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Schneider Н., Uhland, В., 1920; Thomke Н., Zeitbewusstsein und Geschichtsauffassung im Werke Uhlands, Bern, 1962; Froeschle H., Ludwig-Uhland und die Romantik, Koln — W., 1973.
         А. А. Гугнин.
        Л. Уланд.
Литературная энциклопедия
Людвиг [L. Uhland, 1787—1862] — немецкий поэт, крупнейший представитель так наз. «швабской школы» (Schwabische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков (У., Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауфф, Мерике и др.). Поэт, ученый и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедывал романтическое народничество и национализм. В своем творчестве Уланд, как и вся «швабская школа» романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции. Как ученый литературовед Уланд, верный романтическим заветам «народности» (Volkstumlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе (Uber das altfranzosische Epos), Вальтере фон дер Фогельвейде [1812], о скандинавской мифологии («Sagenforschungen»), [1812—1836], о немецкой поэзии в средние века, в XII и XIII вв. [1830—1831] и др., вошедших в восьмитомные «Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage» [1865—1873]. Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести ее в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия У. — последний замирающий
597 отзвук немецкого романтизма — запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении У., болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; У. тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием ее являются впечатления весны и природы («Вечерняя прогулка поэта», «Божий день»), поэзия смирения и религиозного чувства («Часовня»). В своей поэтической практике Уланд воссоздает чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, «близких романтизму»: «Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья». Это — канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приемов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением. Библиография: I. Избранные стихотворения в переводе русских поэтов, Петербург, 1902 («Русская класс. биб.», изд. под ред. А. Н. Чудинова, сер. II, вып. XXIII); Uhlands Gedichte, Kritische Ausgabe von E. Schmidt und J. Hartmann, 2 Bde, Stuttgart, 1898; Uhlands samtliche Werke, hrsg. v. H. Fischer, 6 Bde, Stuttgart, 1892; Uhlands Tagebuch, 1810—1820, hrsg. v. J. Hartmann, 2 Aufl., Stuttgart, 1898; Briefwechsel zwischen J. V. Lassberg und L. Uhland, hrsg. v. F. Pfeiffer, Wien, 1870. II. Mayer K., L. Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen, 2 Bde, Stuttgart, 1867 [Uhland E.]; Notter F., L. Uhland, Stuttgart, 1863; Keller A. V., Uhland als Dramatiker, Stuttgart, 1877; Haag H., L. Uhland, Die Entwicklung des Lyrikers und die Genesis des Gedichtes, Stuttgart, 1907; Heine H., Die Romantische Schule, Hamburg, 1836; Его же, «Zeitung fur die elegante Welt», Schwabenspiegel, 1838, № 236, l/XII; Fischer H., Die Schwabische Litteratur im 18. u. 19. Jh., Tubingen, 1911; Walzel O., Deutsche Romantik, Lpz., 1908; Жирмунский В., Последние немецкие романтики, «История западной литературы» (1800—1910), под ред. Ф. Батюшкова, т. III, кн. 10, М. [1916]. Е. Козина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УЛАНД


будет выглядеть так: Что такое УЛАНД