Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УДАРЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова (См. Слово) и словосочетания (См. Словосочетание). Различаются Словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое У. Эти виды У. связаны с линейной структурой высказывания, членимого на определённые отрезки. Особый вид У.— логическое, связанное со смысловым подчёркиванием важнейшего слова предложения. Фонетически У. может реализоваться путём повышения интенсивности ударного слога, достигаемого увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха — Силовое ударение; путём изменения высоты голосового тона — Музыкальное ударение; путём удлинения звука — количественное У. Наиболее распространённый тип У. — силовое (в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и многих др. языках). Музыкальное У. известно целому ряду языков (литовскому, сербскому, скандинавским, бирманским, вьетнамскому, китайскому, японскому и др.). Количественное У. в чистом виде, вероятно, не встречается, но признак длительности играет важную роль в реализации др. типов У. Так, в русском языке ударный слог выделяется прежде всего большей длительностью по сравнению с неударными, которые могут не отличаться от ударного по интенсивности. Это проявляется в том, что русские, слыша, например, долгие гласные чешского языка, воспринимают их как ударные (в словах типа dovеsti — «довести», motуl — «бабочка»), хотя реально У. в чешском языке всегда на первом слоге. В тех языках, где признак длительности характеризует сами гласные фонемы, этот признак не используется для реализации У., но долгие гласные неударных слогов отличаются по длительности от долгих гласных ударного слога. Иногда в языке сочетаются все признаки, реализующие У. (так, во французском языке ударный слог не только более интенсивный, но и более долгий и высокий по тону). Случаев сосуществования в одном языке различных типов У. мало (например, в шведском языке в многосложных словах имеется силовое У. на первом слоге и музыкальное У. на одном из последующих). Специфический тип У. встречается в датском языке, где наряду с обычным силовым возможно У., осложнённое гортанной смычкой (stod), представляющей собой, как предполагают многие учёные, остаток прежнего музыкального У. Силовое У. может выражаться в деформации гласных неударных слогов — так называемая Редукция гласных (например, в русском, английском языках). В пределах слова могут различаться главное и второстепенное У. (русский, английский, немецкий языки), контраст которых часто позволяет отличать сложные слова от сочетания двух слов с равноправными — главными — У. (сравним немецкое Rоte Bаnner — «красное знамя» — Rоtgardist —«красногвардеец»). Важными морфологическими свойствами У. являются его подвижность и фиксированность, причём подвижность может быть связана как со слоговым (например, в польском), так и с морфологическим (например, в русском, английском языках) составом слова. В русском языке подвижное У. (в одних формах на основе, в других — на окончании) образует акцентные парадигмы, соотносимые с морфологическими парадигмами склонения, спряжения и с моделями словообразования.
         В языке У. выполняет различные функции: смыслоразличительную (сигнификативную), например «замок» — «замок», разграничительную (делимитативную) — особое фиксированное У., указывающее границу — начало или конец — слова (например, в чешском, венгерском языках); объединительную (кумулятивную), спаивая элементы слова в одно целое.
         У. исторически изменчиво, в процессе развития языка один тип может сменяться другим. Так, в истории славянских языков древнейшее музыкальное У., находившееся в сложном взаимодействии со слоговой интонацией (акут — циркумфлекс) и долготой гласных, преобразовалось в большинстве из них в силовое. К балто-славянской эпохе относится действие так называемый закона Фортунатова — де Соссюра, регулировавшего изменение У. в пределах словоформ и приводившего к появлению подвижного У. в морфологических парадигмах.
         Лит.: Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951; Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, М., 1956; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Редькин В. А., Акцентология современного русского литературного языка, М., 1971.
         В. А. Виноградов.
Современная Энциклопедия
УДАРЕНИЕ (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках); изменением высоты голосового тона (музыкальное ударение в литовском, сербском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке силовое ударение сопровождается продлением ударного слога. 2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку ("Ты сегодня приедешь к нам? А не завтра?").
Идеографический словарь
^ подчеркивание
^ слог, посредством, интонировать
ударение - интонационное выделение слога.
падать (ударение падает на первый слог). акцентировать.
безударные гласные.
проклитика. энклитика.
акцентуация.
акцентология.
форманты.
Орфографический словарь Лопатина
удар`ение, удар`ение, -я
Словарь Ожегова
УДАР’ЕНИЕ, -я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первый слог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего в речи).
Словарь Ушакова
УДАР’ЕНИЕ, ударения, ср.
1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что-нибудь (на такой-то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное ударение. Логическое, или фразовое ударение.
2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Поставить ударение.
3. перен., на чем, на что. Особое внимание к чему-нибудь с целью подчеркнуть, выделить (неол.). Докладчик сделал ударение на этой подробности.
Толковый словарь Ефремовой
[ударение]
ср.
1) Выделение - слога в слове или слова в предложении - силой голоса или повышением тона.
2) Значок над буквой, указывающий на такое выделение.
3) перен. разг. Выделение, выдвижение на первый план в качестве главного, основного.
Литературная энциклопедия
или АКЦЕНТ [лат.] — выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (У. экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (У. музыкальное, называемое также мелодическим У. или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления У. в слоге, слове и целом предложении. I. У. в слоге. Как показывают наблюдения над развитием языков, засвидетельствованных в памятниках древней письменности, во многих случаях система экспираторного У. сменяет более раннюю систему музыкального У. Так напр. в древнегреческом и древнеиндийском языках У. было мелодическим, тогда как в новогреческом и новоиндийских языках оно является экспираторным. Отсюда неоднократно высказывавшееся рядом ученых утверждение о более архаическом характере музыкального У. Однако вопрос о соотношениях музыкального и экспираторного У. нуждается в дополнительных исследованиях. Из современных языков Европы музыкальным У. обладают литовский, сербский и скандинавские; далее, широко используют музыкальное У. языки Д. Востока (китайский, японский), юго-восточной Азии (аннамский, таи, бирманские), малайско-полинезийские языки и языки Центральной и Южной Африки; наконец грамматическая традиция древности сохранила достаточно точные указания о музыкальном У. древнегреческого и древнеиндийского языков. В пределах слога высота голосового тона может варьироваться весьма значительно; возможны также различные комбинации повышений и понижений голосового тона. Так устанавливаются следующие основные типы музыкального У.: ровный высокий или ровный низкий тоны, восходящий или нисходящий тоны, наконец, сложные тоны — восходяще-ровный высокий, нисходяще-ровный низкий, восходяще-нисходящий и т. д. Экспираторное У., обычное в огромном большинстве современных языков Европы, Азии, Северной Африки, менее богато вариациями. В пределах слога экспираторное У. может обладать большей или меньшей силой (слоги сильные, полусильные и слабые), что приводит к наличию «главных» и «второстепенных» У. в пределах одного слова. Далее оно может сохранять свою силу равномерно на протяжении всего ударного слога (stark geschnittener Akzent Сиверса), постепенно ослабевать (schwach geschnittener Akzent Сиверса) или вновь усиливаться после некоторого ослабевания (двухвершинное У.): последняя форма У. в процессе развития языка неоднократно приводит к образованию дифтонгов. Наконец следует отметить, что сила экспираторного У. различна в отдельных языках; так
484 напр. У. сильнее в русском, немецком, английском языках, чем во французском. II. У. в слове. В языках моносиллабических как напр. язык китайский, слоговое У. естественно совпадает с У. словесным; иначе обстоит дело в языках многосложных. Здесь У. становится одним из признаков отдельного слова, или указывая самым местом своим на конец слова, или располагая в определенной последовательности (по тону или по силе) все слоги слова в отношении к слогу ударному. В первом случае принято говорить о языках с постоянным местом ударения (так напр. в чешском и венгерском У. падает на первый слог слова, во французском и турецком — на последний слог, в польском и малайском — на предпоследний); во втором — о языках со свободным или подвижным ударением (как напр. в русском языке). Впрочем, термин «свободное» или «подвижное» У. означает здесь лишь то, что У. в этих языках может приходиться на любой слог слова; самое же место У. всякий раз обязательно и не может быть изменено; более того, У. часто диференцирует созвучные грамматические формы и пары слов, — ср. «руки?» (Р. ед.) — «ру?ки» (И. мн.), «бе?га» (Р. ед.) — «бега?» (И. мн.). Следует, однако, отметить, что группа слогов, объединенных У. (т. наз. «речевой такт»), и слово, как единица грамматическая и семантическая, не всегда совпадают: с одной стороны, слова связной речи могут примыкать друг к другу, теряя самостоятельное У. (выступать в качестве проклитик и энклитик) — ср. русск. «уше?л я / по?д-вечер/ и?з дому», где слова «я», «вечер», «дому» не имеют на себе У. С другой стороны, слово в известных условиях может иметь, помимо главного У., второстепенное У., — ср. русск. «о?днообра?зный», «ди?алекти?ческий». Те же явления наблюдаются и в языках с музыкальным ударением. Одним из следствий ослабления безударных слогов в языках с сильным экспираторным У. является изменение качества и количества их гласных — так наз. редукция гласных. Ее можно наблюдать напр. в русском языке. Здесь особенно сильно редуцируются гласные слога, предшествующего предударному слогу, и слога, следующего за ударным; слабее — гласные более отдаленных от ударного слогов, и еще слабее — гласные предударного слога, — ср. напр. «сковорода?», «переверну?лась». Редукция гласных необязательна, однако, в языках с экспираторным У.; во многих языках она отсутствует, как в языках французском и грузинском, где редукция неударяемых слогов совершенно недопустима. III. У. в предложении. Распределение музыкальных и силовых У. в речевом целом не зависит от характера У. в слоге и слове; напротив, именно языки с экспираторным У. особенно широко используют изменение голосового тона для передачи смысловых оттенков высказывания — для так наз. интонации. С другой стороны, усиление У. на одном из слов предложения (так наз. логическое или фразовое У.) определяет часто смысл всего сообщения; так в предложении «отец дал ему книгу» логическое У., падая на каждое
485 слово, придает примерно следующие оттенки высказыванию — «отец (не чужой) дал ему книгу», «отец дал (не подарил) ему книгу», «отец дал ему (не другому) книгу», «отец дал ему книгу (не игрушку)» и т. п. Иногда возможны даже сдвиги словесного У., связанные с семантикой сообщения; таковы напр. сдвиги У., вызванные эмфазой, стремление подчеркнуть наличное в высказывании противоположение, вновь вводимое понятие и т. п.; ср. напр. сдвиги У. в таких высказываниях, как: «пятнадцать, не шестнадцать», «субъективный, не объективный» и т. п. Библиография: см. «Фонетика».
Словарь управления
(в сочетании с глаголом ставить) на что и на чем. В этом слове ударение ставится на последний слог (на последнем слоге).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УДАРЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое УДАРЕНИЕ