Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТУВИМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Tuwim)
        Юлиан (13.9.1894, Лодзь, — 27.12.1953, Закопане), польский поэт. В 1916—18 учился на юридическом и философском факультетах Варшавского университета. Печатался с 1913. В 1920 был одним из создателей поэтической группы «Скамандр», которая утверждала «поэзию повседневности», выступала против традиций «Молодой Польши» (См. Молодая Польша). Для раннего творчества Т., испытавшего воздействие У. Уитмена и А. Рембо, характерно оптимистическое мироощущение (сборники «Подстерегаю бога», 1918, «Пляшущий Сократ», 1920, «Седьмая осень», 1922, «Четвёртый том стихов», 1923).
         Т. демократизировал поэзию, введя в неё разговорную речь улицы, нового героя — горожанина. Со 2-й половины 20-х гг. в творчестве Т. преобладает рефлективное начало, стремление к ясности и гармонии стиха (сборники «Слова в крови», 1926, «Чернолесье», 1929, «Цыганская библия…», 1933, «Пылающая сущность», 1936). Одновременно в поэзии проявляются демократические симпатии, всё большее место занимает поэзия простых человеческих чувств, в стихи врывается полемическая злободневность, едкая критика мещанства. В 30-е гг. выступает в защиту гуманистических и культурных ценностей, которым угрожает фашизм. Сатирическая поэма Т. «Бал в опере» (1936, опубликована 1946), запрещенная цензурой, обличает польскую правящую клику. В годы 2-й мировой войны 1939—45 в эмиграции, вёл активную антифашистскую деятельность; создал лиро-эпическую поэму «Цветы Польши» (не окончена, издана 1949). В 1946 вернулся в Польшу; издал цикл «Из новых стихов» (1953), утверждающий завоевания народной Польши, дружбу польского и советского народов. Т. — переводчик русской и советской литературы («Слово о полку Игореве»; «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, поэзия А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, М. Ф. Рыльского и др.), автор популярных стихов для детей, книг по истории нравов и обычаев, языка и литературы Польши. Государственная премия ПНР 1951.
         Соч.: Dziela. t. 1—5, Warsz., 1955—64; Z rosyjskiego, t. 1—3, Warsz., 1954; в рус. пер.: Стихи [Вступ. ст. Д. Самойлова], М., 1965; Цветы Польши. Фрагменты поэмы, М., 1971. в кн.: Тувим Ю., Броневский В л., Галчинский К. И., Избранное, М., 1975.
         Лит.: Живов М., Юлиан Тувим, М., 1963; Колташева И., Юлиан Тувим, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Glowinski М., Poetyka Tuwima a polska tradycja literacka, Warsz., 1962; Wspomnienia о Julianie Tuwimie, Warsz., 1963; Sandauer A., Julian Tuwim, в его кн.: Poeci trzech pokolen, 3 wyd., Warsz., 1966; StradeckiJ., Julian Tuwim. Bibliografia, Warsz., 1959; SawickaJ., «Filozoria slowa» Juliana Tuwima, Wroclaw, 1975; Warnenska М., Warsztat czarodzieja, Lоdz, 1975.
         В. А. Хорев.
        Ю. Тувим.
Современная Энциклопедия
ТУВИМ (Tuwim) Юлиан (1894 - 1953), польский поэт, переводчик. В стихах - "дионисийские" и элегические мотивы (сборник "Пляшущий Сократ", 1920), рефлективное начало, демократические симпатии, едкая критика мещанства (сборник "Чернолесье", 1929, "Пылающая сущность", 1936). В поэме-гротеске "Бал в опере" (1936, издана 1946) - резкая критика политического режима в Польше в 1926 - 39; лироэпическая поэма "Цветы Польши" (1949; не закончена).
Литературная энциклопедия
Юлиан [Julian Tuwim, 1894—] — современный польский поэт. Еще будучи студентом, выступил со стихотворением «Весна» [1918], резко эпатировавшим польского буржуа. Стихотворение отнюдь не заслужило обвинения в порнографичности, каковую пытались приписать ему реакционные круги. Но тревога буржуазных кругов имела основания: стихотворение отражало презрение молодого поколения к тому настоящему, к-рое утверждалось в «независимой» Польше. В течение 20-ти лет своей лит-ой деятельности Т. со своим пессимизмом, выраженным уже в этом стихотворении, являлся поэтом распада и гниения буржуазного общества, живым олицетворением трагедии творчества, переживаемой многими крупными художниками Запада. Усталость и одиночество, антиобщественный индивидуализм, утонченная самоуглубленность, презрение к массе, безыдейность, бегство от жизни и от самого себя — вот что характеризует большинство произведений Тувима. Т. ненавидит буржуазию, обличает и зло высмеивает ее пороки, ее ничтожество. Но с глубокой и горькой иронией, свойственной его творчеству, он вынужден признать, что сам замкнут в ее порочном кругу. Он пытается убедить себя, что функции человека не в открывании миров, не в спасении человечества, не в заботе о потомстве и даже не в писании стихов, что все это стократ суета. Забытье и смерть, смерть и забытье — вот что видится поэту как избавление. Но если декаденты на рубеже нового века еще успокаивали себя тем, что можно всецело отрешиться от конкретной действительности, то в наши бурные дни это становится все труднее. Очень характерно стихотворение Т. «Далекий тигр» [1933], в к-ром он сам иронизирует над тщетностью надежды, будто можно укрыться в четырех стенах от жизненных бурь. И у поэта является желание стоять на «всемирном сквозняке» («Кричу»). В такие моменты он пишет глубоко прочувствованные стихи, как «Первое мая», или простые и реалистические стихи о страданиях человеческих, как «Слепцы», или обращается к народу, как в стихотворении «К простому человеку», предупреждая его об угрозе новой войны и восклицая: «Эй, в землю штык! Винтовку к чорту! Им нефть, а нам... Нам брань и ложь? И крикни им в лицо, в упор ты: Нет дураков, мы тоже терты, очков нам больше не вотрешь». Правда, этот призыв к пассивному сопротивлению («в землю штык и винтовку к чорту») не направит «простого человека» по
410 единственно правильному пути организованной, руководимой коммунистической партией, борьбы. Когда польская пресса после появления этого стихотворения стала обвинять автора чуть ли не в большевизме, он поспешил отречься от него. Но как бы то ни было, это обращение к действительности убеждает, что поэт сознает невозможность отрешиться от нее. Перед нами выразитель настроений той части мелкобуржуазной интеллигенции, которая, чувствуя и видя разложение буржуазного мира, в то же время не находит в себе силы примкнуть к пролетарскому движению, так как проникнута «аристократическим» презрением к массе и неверием в ее силы. Именно поэтому Т. так мечется от одного лагеря к другому, то выступая с враждебными капитализму заявлениями, увлеченный волной массового революционного движения, то клевеща на СССР. Польская критика говорила о Тувиме как о классике польской поэзии, но не случайно она его сравнивает с Райнер Мариа Рильке; и точно так же не случайно она говорила о том, что «весь мир для него двойник», что стихи его — «моментальные снимки рождающегося потустороннего мира» (Ст. Наперский). Эти свойства поэзии Т., к-рые польская критика выставляла как достоинство, являются главным пороком его поэтического творчества, основой его творческой трагедии. Т., мастер стиха, обогативший польский словарь, дал прекрасные образцы поэтической формы, в частности блестящие переводы стихов Пушкина, Маяковского, Брюсова, Пастернака, «Слова о полку Игореве». Они являются достижениями переводческой культуры. Но для того, чтобы оригинальное творчество Т. стало подлинно значительным, поэт должен проникнуться лучшими идеями современности и понять, что только они способны оплодотворить подлинное поэтическое творчество. Библиография: I. Czyhanie na Boga, 1918; Sokrates tanczacy, 1920; Siodma jes’ien, 1921; Czwarty tom wierszy, 1923; Slowa we krwi, 1926; Rzecz czarnoleska, Wiersze zebrane, 1929; Biblja cyganska, 1933; Balmont i Briussow, przeklady z liryki rosyjskiej, 1920; Oblak w spodniach Majakowskiego, 1921; Rimbaud wspolnie z. J. Iwaszkiewiczem... (1921); Slowo o wyprawie Igora, Jezdziec Miedziany Puszkina, 1933; Wybor wierszy Puszkina, 1937; Czary i czarty polskie, ora wypis czarnoksieskie, 1925; Polski slownik pijacki i dzieje pijanstwa w Polsce, 1931. М. Живов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТУВИМ


будет выглядеть так: Что такое ТУВИМ