Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТУМАНЯН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Туманян
        Ованес Тадевосович [7(19).2.1869, с. Дсех, ныне Туманянского района Армянской ССР, — 23.3.1923, Москва], армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского издательского общества (до 1893). Начал писать в середине 80-х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах. С выходом сборников «Стихотворения» (т. 1—2, 1890—92) поэзия Т. получила общественное признание. Уже в поэмах, стихах и балладах 90-х гг. отражены социально-психологические конфликты, обычаи народа, его фольклорные традиции. Этап зрелости в творчестве Т. относится к последнему десятилетию 19 — начале 20 вв., когда он выступал главным образом как эпический поэт, талантливо изобразивший жизнь армянской патриархальной деревни с её подчас трагическими коллизиями: поэмы «Маро» (1887, опубликована 1892), «Лореци Сако» (1889, опубликована 1890) и особенно — «Ануш» (1890, опубликована 1892, 2-я редакция 1901—02, опубликована 1903). Поэма «Стенания» (1890, опубликована 1893 и 1914) — о стихийном протесте крестьянских масс, о их борьбе против феодального и капиталистического гнёта. Поэма «Поэт и Муза» (1899, опубликована 1901) посвящена теме высокого назначения поэзии. Незавершённая поэма-сказка «Тысячеголосый соловей» поднимает философско-эстетические проблемы.
         Творчество Т. неразрывно связано с фольклором. Верность духу народно источника сочетается у него с ярким выражением демократических и гуманистических идей. Народное предание вдохновило Т. на создание поэмы «Взятие крепости Тмук» (1902, опубликована 1905). Многие баллады основаны на армянских и восточных легендах и преданиях: «Ахтамар» (1892), «Парвана» (1903), «Капля мёда» (1909), «Голубиный скит» (1913), «Шах и разносчик» (1917). На основе нескольких вариантов армянского эпоса Т. создал поэму «Давид Сасунский» (1902, опубликована 1903), которая явилась лучшей обработкой героических сказаний в армянской литературе. В рассказах Т. раскрыта психология крестьянина; они глубоки в художественных обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы сильные характеры. В 1900-е гг. Т. отдал много сил детской литературе; был сотрудником детского журнала «Аскер» (основан в 1905).
         В начале 20 в. развернулась общественная деятельность Т. В 1905—07 он выступал против кровавых межнациональных столкновений; был дважды арестован (1908 и 1911). В 1899 под руководством Т. в Тбилиси был организован литературный кружок «Вернатун» («Мансарда»), куда вошли видные армянские писатели. В 1912—1921 Т. — председатель Кавказского общества армянских писателей. Т. призывал к сотрудничеству с демократическими силами России. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 и Советскую власть в Армении. Был председателем Комитета помощи Армении (1921—22), участвовал в строительстве новой культуры. В многочисленных статьях освещал вопросы общественной жизни, литературы, фольклора, развития армянского литературного языка и диалектов.
         Творчество Т. оказало большое влияние на развитие принципов народности и реализма в армянской литературе. Созданные им образы нашли воплощение в изобразительном искусстве, театре, кино, музыке (оперы «Ануш» А. Тиграняна, постановка 1912; «Алмаст» А. Спендиарова, постановка 1930). Сочинения Т. переведены на многие языки мира.
         Соч.: в рус. пер. — Избранные произведения. [Вступ. ст. Н. Туманян], т. 1—2, М., 1960; Стихотворения и поэмы, Л., 1969; Лирика, М., 1969; Избр. произведения, т. 1—3, Ер., 1969.
         Лит.: Брюсов В.Я., Об Армении и армянской культуре, Ер., 1963; Ахвердян Л. О., Мир Туманяна, М., 1969; Григорьян К. Н., Ованес Туманян. 1869—1923, Ер., 1969; Джрбашян Э. М., Поэзия Туманяна, М., 1969; Туманян 100. Юбилейная летопись, Ер., 1974.
         Э. М. Джрбашян.
        О. Т. Туманян.
II
Туманян (до 1951 — Дзагидзор)
        посёлок городского типа в Туманянском районе Армянской ССР. Расположен на правом берегу р. Дебед (бассейн Куры), в 4 км от железнодорожной станции Кобер (на линии Тбилиси — Ленинакан). Завод огнеупорных изделий. Краеведческий музей. Назван в честь О. Т. Туманяна.
Современная Энциклопедия
ТУМАНЯН Ованес Тадевосович (1869 - 1923), армянский писатель, общественный деятель. Жизнь, традиции, природа, трагические страницы истории Армении - в поэмах "Лореци Сако" (1890), "Ануш" (1892), "Давид Сасунский" (1903, на сюжет героического эпоса), в основанных на армянских и восточных преданиях балладах и поэме "Взятие крепости Тмук" (1905; на ее сюжет А. Спендиаровым написана опера "Алмаст"). Афористически выразительные лирические философские миниатюры "Четверостишия" (1890 - 1919).
Литературная энциклопедия
Ованес [1869—1923] — выдающийся армянский писатель. Р. в семье священника. Учился в тбилисской школе «Нерсисян». Начал писать в юности. Раннее его произведение — сказка «Собака и кот» [1886]. С начала 90-х гг. Т. начал печататься во многих армянских периодических изданиях прогрессивного направления, а также в детских журналах. Туманян принимал активное участие в лит-ой и общественно-политической жизни. Одно время тесно примыкал к буржуазно-националистической партии «дашнакцутюн», редактировал газету дашнакского направления «Оризон» (Горизонт, 1909), дважды подвергался аресту (1908—1909, 1911—1912) и судился по большому процессу партии «дашнакцутюн». Вместе с группой известных армянских писателей (Лео, Шант, В. Папазян) составил и издал букварь и книгу для чтения «Лусабер» (Светоч) для армянских школ, а также лит-ую хрестоматию «Армянские писатели». Основал детский журнал «Аскер» (Колосья). В 1912 организовал в Тбилиси «Союз армянских писателей» и руководил им. Империалистическая война и роль дашнаков в ней как лакеев империализма способствовали окончательному отказу Т. от националистических увлечений и полному разрыву с дашнаками. В первые годы Октябрьской революции [1918—1920]. Т. выступал в армянской и русской печати Закавказья
416 как убежденный сторонник советской власти. Он горячо приветствовал советизацию Грузии и Армении. Т. как общественного деятеля характеризуют: решительное и безоговорочное приятие Великой Октябрьской социалистической революции (в то время как многие крупные армянские писатели оказались в эмиграции), гневные выступления против братоубийственных войн и распрей («Капля меду» — 1909, «Конец зла»), пламенные призывы к братскому единению трудящихся Закавказья, выступления против дашнакской авантюры (1921) и белой эмиграции («Похуже голода»). В 1919 получил высокое звание народного поэта. Вступив на лит-ое поприще в период решительной ломки феодально-патриархального уклада жизни народов Закавказья и начальной фазы развития капитализма, Т. отразил в своем творчестве этот переходный период со всеми его противоречиями. На первом этапе своего творчества Т. испытал влияния националистической романтики армянской буржуазии 90-х гг. (цикл стихотворений «С отчизной», не лишенный налета религиозности), а затем — мелкобуржуазного демократизма. Относительно небольшое лит-ое наследство Т. весьма разнообразно: поэзия и проза, лирика и эпос, поэмы, сказки, басни и баллады. Подлинной стихией его творчества является эпос. Прекрасная обработка замечательного памятника армянского народного творчества — героического эпоса «Давид Сасунский» [1902], а также ряда народных сказок, преданий, легенд и баллад («Храбрый Назар», «Хозяин и работник», «Ахтамар», «Кукушка», «Собака и кот» и мн. др.), поэмы из народной жизни — «Сако лорийский» [1889], «Маро» [1887], «Ануш» [1901—1902] и историческая поэма «Взятие Тмбкаберда» (на сюжет которой написана опера А. А. Спендиарова «Алмаст») — вот самое ценное в творчестве Т., отмеченное печатью глубокой народности.
417 В своем творчестве он особенно ярко отразил жизнь патриархальной деревни. Однако напрасно армянские буржуазно-националистические «литературоведы» пытались представить Т. апологетом патриархальной крестьянской «самобытности». Все творчество Т. в целом является мощным, беспощадным изобличением отсталости, косности, ограниченности, темноты, невежества, суеверий, эксплоатации, рабства женщины, семейного деспотизма. Осознав внутренние социальные противоречия, разъедавшие патриархальную деревню, Туманян все свои симпатии отдал эксплоатируемому труженику. Его замечательная «Песня пахаря» [1887], десятилетиями распевавшаяся крестьянами и школьниками, его трогательный рассказ «Гикор» (ныне экранизированный), песни в пользующейся популярностью опере «Ануш», рассказ «Железная дорога» и десятки других поэтических и прозаических произведений до сих пор сохранили силу воздействия на широкую аудиторию читателей. Прославление труда и труженика, честности и правдивости, трудолюбия и свободолюбия — вот в чем выражалась народность поэзии Т. Т. — крупный мастер художественного слова. Простой и вместе с тем живой и образный язык, блестящий стиль, яркие, легко запоминающиеся образы, мягкий юмор — таковы достоинства художественных произведений Т. Велики заслуги Т. в области детской лит-ры. Его рассказы для детей, сказки, басни, баллады поныне являются ценнейшими материалами для армянских учебников. Т. обогатил армянскую лит-ру и рядом прекрасных переводов из Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гёте, Шиллера, Байрона, Гейне и др. русских и западноевропейских поэтов. Библиография: I. Стихотворения, тт. I и II, М., 1890—1892; Песни, 1896; Собр. сочинений, Ереван, 1926; Избранные сочинения, Ереван, 1929; Поэмы, Ереван, 1933; Художественные произведения, Ереван, 1934; Легенды, баллады, песни, Ереван, 1934; Четверостишия, Ереван, 1934; Рассказы, Ереван, 1937. На русск. яз.: Сборник «Армянские поэмы», под ред. Ар. Дервиша, М., 1902; Сборник «Поэзия Армении», под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 323—364 (стихи, поэмы, баллады, сказки); «Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 180—194 (стих., рассказ «Гикор»); Избранные произведения, Гослитиздат, М., 1936. С. Гамалов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТУМАНЯН


будет выглядеть так: Что такое ТУМАНЯН