Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТРУБЕЦКОЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Трубецкой
        Алексей Никитич (год рождения неизвестен — умер 1680), русский политический и военный деятель, дипломат, крупнейший землевладелец, князь, боярин (с 1645). В 1646—62 возглавлял приказы Сибирский, Казанского дворца и др. В марте 1654 участвовал в переговорах с посольством Б. Хмельницкого об условиях вхождения Украины в состав Российского государства. Командовал войсками в русско-польской войне 1654—67 и при взятии Юрьева (1656) в русско-шведской войне. Т. принимал активное участие в подавлении Московского восстания (См. Московское восстание 1662)1662 и в следствии над его участниками.
         Лит.: Сказание о роде князей Трубецких, М., 1891.
II
Трубецкой
        Дмитрий Тимофеевич (год рождения неизвестен — умер 24.6.1625), русский политический и военный деятель начала 17 в., князь. Впервые упомянут в декабре 1608, когда после боя на Ходынке «отъехал» в Тушинский лагерь. При Лжедмитрии II стал боярином. В 1611 был одним из организаторов и руководителей Первого ополчения. После раскола ополчения (июнь 1611) остался вместе с И. М. Заруцким (См. Заруцкий) под Москвой во главе так называемых подмосковных таборов, которые блокировали польский гарнизон. С конца сентября, после слияния отрядов Т. с войсками Второго ополчения, вместе с князем Д. М. Пожарским (См. Пожарский) возглавил временное русское правительство. На Земском соборе 1613 имя Т. называлось в качестве одного из претендентов на русский престол. После 1613 активной политической роли не играл.
         Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937; Долинин Н. П., Подмосковные полки (казацкие «таборы») в национально-освободительном движении 1611—1612 гг., Хар., 1958.
III
Трубецкой
        Евгений Николаевич (23.9.1863, Москва, — 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева (См. Соловьёв); правовед и общественный деятель; князь, брат С. Н. Трубецкого (См. Трубецкой). Окончил юридический факультет Московского университета (1885); доктор философии (1897). Профессор в Киеве и (1906—18) в Москве. Инициатор книгоиздательства «Путь» (1910—17) и идеолог связанного с ним религиозно-философского направления. Политические взгляды Т. эволюционировали от кадетизма к мирнообновленчеству (см. Мирнообновленцы). В годы Гражданской войны в рядах так называемой Добровольческой армии боролся против Советской власти.
         В главных философских сочинениях «Миросозерцание В. С. Соловьева» (т. 1—2, 1913), «Метафизические предположения познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918) Т. осуществляет критическое переосмысление философии Соловьева, стремясь согласовать её с ортодоксальной христианской доктриной и устраняя из его учения о «положительном всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма, теократической социальной утопии. Абсолютное всеединство истолковывается Т. через понятие абсолютного сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божественная «премудрость», София, у Т. нетождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологический подход к проблемам познания, попытался осуществить критический пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с «мистическим алогизмом» П. Ф. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.
         Соч.: Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в., в. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916; Из прошлого, 2 изд., Вена, 1925; Воспоминания, София, 1921; Иное царство и его искатели в русской народной сказке, М., 1922. Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Лопатин Л., Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123.
         И. Б. Роднянская, С. С. Хоружий.
IV
Трубецкой
        Никита Юрьевич (26.5.1699 — 16.10.1767), русский государственный и военный деятель, князь, генерал-фельдмаршал (1756). В 1715—17 обучался за границей. С 1719 на придворной службе и в гвардии. В 1730 один из активных участников борьбы против верховников (см. Верховный тайный совет) в поддержку императрицы Анны Ивановны. В 1740—60 генерал-прокурор Сената. Возглавлял следствие и суд над А. И. Остерманом (1741), А. П. Бестужевым-Рюминым (См. Бестужев-Рюмин) (1758) и др. С 1760 сенатор и президент Военной коллегии; с 1763 в отставке.
         Лит.: Веретенников В. И., Очерки истории генерал-прокуратуры в России до Екатерининского времени, Хар., 1915; Сборник биографий кавалергардов, т. 1,СПБ, 1901.
V
Трубецкой
        Николай Сергеевич, князь (16.4.1890, Москва, — 25.6.1938, Вена), русский языковед. Сын С. Н. Трубецкого (См. Трубецкой). Окончил Московский университет (1913), слушал лекции в Лейпцигском университете (1913—1914). Приват-доцент Московского университета (1915—1916), профессор Ростовского университета (1918). Член Венской АН (1930). Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (См. Пражский лингвистический кружок). Исследовал историю славянских языков. Работал в области сравнительно-исторического изучения нахско-дагестанских и абхазско-адыгских языков. Разработал принципы (задачи, содержание, основного понятия) фонологии как особой лингвистической дисциплины («Основы фонологии», 1939, рус. пер., 1960). Теория Т. сложилась под влиянием идей И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ) и Ф. де Соссюра. Сформулировал принципы и задачи морфонологии (См. Морфонология).
        
         Соч.: Некоторые соображения относительно морфонологии, в сборнике: Пражский лингвистический кружок, М., 1967; Studien auf dem Gebiete der vergleichenden Lautlehre der nord-kaukasischen Sprachen, «Caucasica», 1926, fasc. 3; Polabische Studien, W., 1929.
         Лит.: Реформатский А. А., Н. С. Трубецкой и его «Основы фонологии», в кн.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, М., 1960; Jakobson R., Nikolaj Sergejevic Tnibetzkoy, «Acta linguistica», 1939, v. 1, № 1.
         В. А. Виноградов.
VI
Трубецкой
        Павел (Паоло) Петрович (15.2.1866, Интра, Италия, — 12.2.1938, там же), русский скульптор-импрессионист. Работал в частных студиях (1884) и в собственной мастерской (1885—97) в Милане. В 1897—1906 жил в Петербурге и в Москве (преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества), с 1906 — во Франции, США, Италии. В своих произведениях (преимущественно жанровые и портретные статуэтки, а также портретные бюсты) Т. стремился к жизненной непосредственности образа. Остро и точно схватывая движение, жест, характер модели, он запечатлевал её в быстрых пластичных набросках. Исполненные в технике лепки экспрессивными раздельными мазками, сохраняющими часто отпечаток пальцев скульптора на сырой глине, они отличаются живописной, богатой светотеневыми эффектами фактурой пластической формы («Московский извозчик», 1898, портрет Л. Н. Толстого, 1899, — оба бронза, Русский музей, Ленинград). Автор памятника Александру III в Петербурге (бронза, 1900—06); присущее памятнику выражение тяжеловесной грубой силы придало ему объективно обличительный смысл.
         Лит.: Шмидт И., Трубецкой, М., 1964.
         М. Л. Нейман.
        П. П. Трубецкой. «М. К. Тенишева». Бронза. 1899. Русский музей. Ленинград.
VII
Трубецкой
        Сергей Николаевич (23.7.1862, Калуга, — 29.9.1905, Петербург), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева (См. Соловьёв), публицист, общественный деятель; князь, брат Е. Н. Трубецкого (См. Трубецкой), Окончил Московский университет (1885), где с 1900 был профессором философии, в 1905 избран ректором. Один из редакторов (1900—05) журнала «Вопросы философии и психологии». Развивая «философию всеединства» Соловьева, Т. называл своё учение «конкретным идеализмом», в отличие от идеализма отвлечённого (типа гегелевского), неспособного, по Т., объяснить переход от абсолюта к единичным вещам, обосновать ценность частных наук и опытного знания. Центральная проблема философии у Т. — отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в эмпиризме — с явлением, в рационализме — с идеей, в мистицизме — с духовной, сверхчувствительной реальностью. Претендуя вслед за Соловьевым на объединение рационализма, мистицизма и эмпиризма как односторонних точек зрения, Т. считал истинным определение сущего как «абсолютного всеединства», «всеединого конкретного бытия», в котором пространственно-временное многообразие вещей и обусловливающее его логическое (идеальное) единство предстают как потенции абсолюта. Абсолют раскрывается в системе Т. через деятельность универсального субъекта — некоего космического существа, Софии, понимаемой как психическая основа мира. Т. — автор ряда историко-философских исследований («Метафизика в Древней Греции», 1890; «Учение о логосе в его истории», 1900, и др.). По политическим взглядам — сторонник конституционной монархии. Буржуазно-либеральная деятельность Т. неоднократно критиковалась В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10, с. 296—97, 300; т. 11, с. 333, 352).
         Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1906—12.
         Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Чичерин Б. Н., Вопросы философии, М., 1904, с. 146—222; «Вопросы философии и психологии», 1906, кн. 81 (1), 82(2), 1916, кн. 131(1); Лопатин Л. М., Философские характеристики и речи, М., 1911, с. 157—235; Блонский П. П., С. Н. Трубецкой и философия, М., 1917.
         А. П. Поляков.
VIII
Трубецкой
        Сергей Петрович [29.8(9.9).1790, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 22.11(4.12).1860, Москва], декабрист, князь, гвардии полковник. С 1808 служил в лейб-гвардии Семёновском, с 1821 — Преображенском полку. Участвовал в Отечественной войне 1812 (См. Отечественная война 1812) и заграничных походах русской армии 1813—14 (См. Заграничные походы русской армии 1813-14). По возвращении в Россию был в числе основателей первых тайных обществ декабристов (См. Декабристы) — «Союза спасения» (См. Союз спасения) (1816) и «Союза благоденствия» (См. Союз благоденствия) (1818). Являясь одним из организаторов и руководителей Северного общества декабристов (См. Северное общество декабристов), проявил политическую умеренность. Был сторонником введения в России конституционной монархии и освобождения крестьян с небольшими земельными наделами. В переговорах с Южным обществом декабристов (См. Южное общество декабристов) под давлением группы К. Ф. Рылеева дал от имени Северного общества согласие на совместное выступление в 1826. Накануне восстания 14 декабря 1825 Т. был избран диктатором, но, считая восстание неподготовленным, на Сенатскую площадь не явился. Приговорён к смертной казни, замененной каторгой, которую отбывал в Забайкалье. С 1839 на поселении близ Иркутска. В 1856 амнистирован. Оставил «Записки» (1906).
         Лит.: Васильев А., С. П. Трубецкой, [Л.], 1965; Дружинин Н., С. П. Трубецкой как мемуарист, в кн.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; Чернов С. Н., У истоков русского освободительного движения, Саратов, 1960.
        С. П. Трубецкой.
Современная Энциклопедия
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862 - 1905), князь, российский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. Последователь В.С. Соловьева, в своей системе "конкретного идеализма" претендовал на преодоление "односторонностей" рационализма, эмпиризма, мистицизма. Труды по истории древнегреческой философии. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович (1790 - 1860), князь, декабрист, полковник (1822). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813 - 15. Один из организаторов "Союза спасения", "Союза благоденствия" и Северного общества декабристов. Избран диктатором восстания, но 14 декабря 1825 на Сенатскую площадь не явился. Приговорен к вечной каторге. С 1826 в Нерчинских рудниках. В 1839 - 56 на поселении в Иркутской губернии, с 1859 в Москве. Автор "Записок" (1906).
1000 кратких биографических данных
I Евгений - умеренный либерал. Был одним из лидеров русского национал-либерализма и представителем религиозно-мистического направления в русской философии. Вступив одним из первых в члены кадетской партии, вышел из нее за ее слишком радикальную политику. Был одним из основателей умеренно-консервативной партии "мирного обновления". Играл видную роль на земских съездах 1904 - 1905 г.г. II Сергей Николаевич (1862 - 1905) - профессор философии Московского университета, редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Главные труды: "Метафизика в древней Греции", "Учение о Логосе". По своим философским воззрениям был очень близок к Владимиру Соловьеву. Крупный либеральный деятель, получил широкую известность речью, которую произнес в Петергофском дворце 6 июня 1905 г. перед Николаем II, как депутат съезда городских и земских деятелей, и в которой ходатайствовал о созыве народных представителей. С этого времени популярность Трубецкого среди либеральной буржуазии непрерывно растет. Несмотря на то, что упомянутая речь была встречена всеобщим ликованием и поддержкой либеральной части буржуазии, она ни к каким результатам не привела. Ровно через два месяца был издан манифест о созыве булыгинской Думы, ничего общего с народным представительством не имевшей. Избранный на пост ректора Московского университета, Трубецкой вел упорную борьбу с московской администрацией, настаивавшей на закрытии университета. Внезапно скончался 29 сентября 1905 г..
Ономастикон
Князья Трубецкие получили свое «родовое прозвание» по находившемуся в их владении городу Трубецку, ныне Трубчевску, Брянской области. (Ф)
Русская цивилизация
Евгений Николаевич (23.09.1863-23.01.1920), князь, русский философ и общественный деятель, профессор Московского университета. Основной темой философии Трубецкого было определение смысла жизни. В своей книге «Смысл жизни» рассматривал христианство как единственную в своем роде религию, в которой человеческий элемент не поглощен Божественным, а Божественный — человеческим, но оба эти элемента составляют единство в его полноте и цельности. Соч.: «Отечественная война и ее духовный смысл» (1915), «Война и мировая задача России» (1915), «Национальный вопрос, Константинополь и Святая София»(1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Умозрение в красках. Вопрос осмысления жизни в древнерусской религиозной живописи» (1916).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ТРУБЕЦКОЙ Алексей Никитич (?-1680), князь, боярин, воевода. Руководил рядом приказов, дипломатическими переговорами 50-х гг. Участвовал в переговорах с посольством Б. М. Хмельницкого об условиях вхождения Украины в состав России (1654). Командовал войсками в русско-польской войне 1654-67 и при взятии Юрьева (1656) во время русско-шведской войны 1656-58. Подавлял Московское восстание 1662.
2.
ТРУБЕЦКОЙ Дмитрий Тимофеевич (?-1625), князь, боярин, воевода. В 1608-10 в Тушинском лагере. В 1611-13 один из руководителей 1-го и 2-го земских ополчений и временного земского правительства. Один из претендентов на русский трон на Земском соборе 1613.
3.
ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Профессор в Киеве (1897-1905) и Москве (1906-18). Видный деятель партии кадетов, один из основателей "Союза мирного обновления" и главный редактор его печатного органа - "Московского еженедельника" (1906-10). Участвовал в белом движении, умер при эвакуации Добровольческой армии в Новороссийске. Стремился согласовать учение В. С. Соловьёва о "всеединстве" с ортодоксальной христианской доктриной. Осн. труды: "Миросозерцание Вл. С. Соловьёва" (т. 1-2, 1913); "Метафизические предположения познания" (1917); "Смысл жизни" (1918).
4.
ТРУБЕЦКОЙ Климентий Николаевич (род. 1933), учёный в области горного дела, академик РАН (1991). Труды по теории открытой разработки месторождений при комплексном освоении недр. Государственная премия СССР (1990).
5.
ТРУБЕЦКОЙ Никита Юрьевич (1699-1767), князь, генерал-фельдмаршал (1756). С 1719 на придворной службе и в гвардии. В 1730 один из участников борьбы против Верховного тайного совета в поддержку императрицы Анны Ивановны. С 1740 генерал-прокурор Сената. Возглавлял следствие и суд над А. И. Остерманом (1741), А. П. Бестужевым-Рюминым (1758)и др. В 1760-1762 президент Военной коллегии; сенатор (1760).
6.
ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938), князь, языковед. Сын С. Н. Трубецкого. Приват-доцент Московского университета (1915-1916), профессор Ростовского университета (1918). С 1920 в эмиграции. Один из теоретиков-структуралистов Пражского лингвистического кружка. Разработал принципы фонологии и морфонологии как особых лингвистических дисциплин. Основоположник теории языковых союзов; выдвинул понятие балканского языкового союза. Славист, балканист и компаративист. Один из основоположников семиотики языка и литературы. Изучал культуру и языки народов Северного Кавказа, некоторые африканские языки. Исследования о русской литературе.
7.
ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович (1866-1938), князь, скульптор. Один из основоположников импрессионизма в русской пластике. Живописные по лепке статуэтки ("Лев Толстой на лошади", 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (1900-06, открыт в 1909). С 1906 жил в осн. за рубежом.
8.
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905), князь, религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. В 1900-05 редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Последователь В.C. Соловьёва, в своей системе "конкретного идеализма" претендовал на преодоление " односторонностей " рационализма, эмпиризма и мистицизма ("Основания идеализма", 1896). Труды по истории древнегреческой философии.
9.
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович (1790-1860), князь, декабрист, один из организаторов "Союза спасения" (1816), "Союза благоденствия" (1818) и Северного общества (1821), полковник. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. Избран диктатором восстания, но на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 не явился. Приговорён к вечной каторге. С 1826 в Нерчинских рудниках, в 1839-56 на поселении в Иркутской губернии. Автор "Записок".
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Евгений Николаевич (1863-1920) - религиозный философ, сформулировал свое видение проблемы философии культуры путем критич. переосмысления творч. наследия Вл. Соловьева, а также — под впечатлением того, что он назвал провалом совр. культуры, частично осуществившимся и частично предстоящим, провалом в адское состояние. Признавая как объективно существующий незыблемый духовнонравств. миропорядок, Т. различал в культуре три направления творч. деятельности: принятие этого невидимого порядка и творч. раскрытие и утверждение его ценностей; культура безбожного человека, выпавшего из духовно-нравств. порядка и противопоставившего себя ему, гибнущая в мировом пожаре революций и войн, вершащих над ней суд; область смешения доброго и злого, прекрасного и безобразного, область неопределившегося, спорного. Т. отвергал искушение давать этой области относит, ценностей и меняющихся ориентации отрицат. оценку, считая, что это станет отказом от борьбы за мирскую культуру и ее лучшее будущее и обернется капитуляцией перед господствующим в мире злом.
        Т.о. Т. оправдывает неизбежное и необходимое для мировой эволюции существование секулярной культуры и признает ее положит, значение как области, где имеет место духовное становление и где возможны прорывы в высший пласт. Благодаря таким прорывам происходят сдвиги в культуре, освобождающие творч. силы человека и содействующие его духовному созреванию. В истории эти прорывы, однако, чаще всего происходят в ситуациях нравств. и социального разложения наций и катастроф, разрушающих все относительное и половинчатое, но приоткрывающих высший смысл бытия на фоне обнаженной бессмыслицы.
        В конечном счете ничего религиозно нейтрального не должно существовать, поэтому само духовное созревание человека на путях поиска смысла бытия приведет его к встрече с Христом. Осн. задачу культуры, принявшей Христа, Т. осмысливает в русле метафизики Всеединства Вл. Соловьева и определяет ее как “воплощение божеского в человеческом”, созидание на земле “дома Божия” в борьбе с силами зла и бессмыслицы, восстановление утраченной мировой гармонии, но уже под знаком грядущей преображенной новой твари и в духе любви и единства с силами благодати. “Дом Божий” разрастается до масштабов космич. храма, к-рый в конце концов должен охватить всю Вселенную: в нем осуществится надежда всей твари. Вдохновляясь этим идеалом, Т. призывает сочетать беззаветную преданность Богу с величайшей энергией человеч. творчества.
        Преодолению всякой розни и формированию “сбора всей твари” и должна служить вся человеч. культура, включая философию, науку, искусство и общественно-полит. деятельность. Из всех видов худож. творчества Т. особое внимание уделил иконе как выражению особого типа православного жизнепонимания. В ее аскетизме и символизме он увидел не только преодоление злобы мира сего, но и прообраз грядущего человечества, будущего примирения человека с природой, преображения мира в состояние “новой твари”. В Др. Руси икона стала высшим выражением культуры, родившейся благодаря духовному подвигу святых, близких к преподобному Сергию в тяжкое время нац. катастрофы страны.
 
Соч.: Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. М., 1913; Умозрение в красках: Вопр. о смысле жизни в древ.-рус. религ. живописи. М., 1990; Три очерка о русской иконе. М., 1991; Избранное. М., 1995; Смысл жизни. М., 1994.
 
Лит.: Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991; Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1991; Зеньковский В.В. История рус. философии. Т. 2, Ч. 2. Л., 1991.
 
Л. И. Василенко
 
        II
        Николай Сергеевич (1890-1938) - лингвист, этнолог, культуролог. Родился в Москве, в семье философа С.Н. Трубецкого. Уже в 13 лет проявил осознанный интерес к языкознанию и этнографии. В 1908 поступил на историко-филол. ф-т Моск. ун-та, по окончании к-рого был отправлен на стажировку во Фрейбург, где слушал лекции младограмматиков. В годы революции Т. оказался на юге России (Кисловодск, Ростов), преподавал в Ростов, ун-те. В 1920 эмигрирует в Болгарию и получает кафедру в Софийском ун-те. В 1922 был приглашен в Вен. ун-т на должность заведующего кафедрой славистики. В 1921 вместе с П.П. Сувчинским, П.Н. Савицким, Г.В. Флоровским основал евразийское движение и стал одним из гл. его идеологов. Во время “кламарского раскола” 1928-29 отошел от активной работы в движении, однако впоследствии продолжал участвовать в евразийских изданиях. Был в оппозиции к фашистскому режиму. Напряженная работа подорвала его здоровье. Его осн. лингвистич. труд — “Основы фонологии” — вышел уже после его смерти.
        Научная деятельность Т. чрезвычайно многогранна. Он начинал с исследования финно-угорских языков, затем перешел к исследованию кавказских. Работы Т. в этой области позволили В.А. Старостину назвать его основоположником сравнительно-истор. изучения сев.-кавказ. и особенно вост.-кавказ. языков. Он впервые сделал попытку построить сравнительно-истор. грамматику целиком на основе соответствий между живыми языками, что привело к уточнению и новому обоснованию методов реконструкции истории языка. В 1915 Т. выступил с критикой метода реконструкции истории славян, языков Шахматова и на основе этой критики создал собств. концепцию истории праславян. языка, изложенную в работе “Опыт истории праславян. языка”, утерянной им во время ростов, скитаний, и частично отраженную в статьях позднейшего периода. Т. первым в истории славистики (в 1921) предложил (подтверждаемую ныне историко-этногр. данными) схему периодизации праязыковой истории славянства, разделив ее на 4 этапа: 1) распадение индоевроп. праязыка и выделение праславян. говоров, 2) полное единство праславян. языка, вполне обособившегося от других европ. диалектов; 3) начало диалектного расслоения праславян. языка и 4) завершение диалектного дробления, когда группы диалектов становятся более прочными и дифференцированными. Конец праславян. периода Т. связывал с падением редуцированных — последним процессом, пережитым всеми диалектами общеславян. континуума.
        Для концепции Т. свойственно представление о системности языка, проявляющейся на разл. уровнях (фонология, морфология, лексика), развивающее традиции Моск. лингвистич. школы и Ф. де Соссюра, и стремление объяснить языковые изменения, не прибегая к внеязыковым факторам. Его задачу можно охарактеризовать как построение динамич. типологии языка, в к-рой совмещались бы синхронич. и диахронич. подходы. Представление о чередовании конвергенции и дивергенции языкового развития подводили его к вопросу о телеологии языкового развития.
        Наиболее фундаментальной разработкой Т. в области лингвистики стала созданная им совместно с Якобсоном в рамках Пражского лингвистич. кружка фонологич. концепция. Развивая идеи учения о фонеме Бодуэна де Куртене и Щербы, отказавшись, однако, от его психол. обоснования, а также идеи фонемологии Н.Ф. Яковлева, Т. создал целостную фонологич. концепцию, одним из осн. достижений к-рой стала оригинальная теория нейтрализации.
        Большое внимание Т. уделял проблемам лингвистич. географии. В статье “Вавилонская башня и смешение языков” (1923) им выдвинуто понятие “языкового союза” (противоположное понятию “языковой семьи”), характеризующее ареально-общие изменения, распространяющиеся как на генетически-связанные, так и на генетически не связанные языки. Т.о. возникает картина “радужной языковой сети”, в к-рой сочетаются многообразие и непрерывность.
        В своих лит.-ведч. работах Т. высказывал критику в адрес психоаналитич. и социол. подходов, предметом исследования для к-рых выступают внелит. факторы. Высоко оценивая формальный метод, он критиковал его за недостаточную проработанность методол. оснований и недооценку эстетич. фактора, считая, что через изучение приемов нужно двигаться к изучению “духа произведения”. В исследованиях по др.-рус. лит-ре Т. утверждал ее самоценность и стремился представить лит. процесс в контексте “эстетич. мерил” человека Др. Руси.
        Существ, часть наследия Т. составляют работы, посвященные обоснованию евразийства. Прежде всего это вышедшая в 1920 кн. “Европа и человечество”, ставшая отправной точкой евразийского движения. Разоблачая в ней романо-герм. культурный шовинизм (зачастую скрывающийся под маской космополитизма с его идеалом “общечеловеч. цивилизации”), трактуя его как проявление эгоцентрич. психологии европейцев, Т. выдвигает идею равноценности всех культур. Эгоцентризму и связанным с ним представлениям о “прогрессе” и “эволюционной лестнице” (в конечном итоге оправдывающим империалистич. экспансию европейцев), Т. противопоставляет безоценочный подход, позволяющий увидеть самоценность иной культуры. Показывая, что приобщение народа к иной культуре невозможно без антропол. смешения с ее субъектом и раскрывая вред европеизации, мешающей развитию нац. культуры, Т. призывает народы к самопознанию, к раскрытию собств. самобытности и освобождению от романо-герм. ига, гл. роль в к-ром должна сыграть интеллигенция этих народов. Идея самопознания стала стержнем сб. “К проблеме рус. самопознания” (1927). Обосновывая возможность народного самопознания, Т. развивает концепцию народа как симфонич. личности, разработанную им в диалоге с Карсавиным. Самопознание народа должно послужить выработке истинного национализма, к-рый, в отличие от ложного, лишен эгоцентрич. моментов и уважает культуры других наций (“Об истинном и ложном национализме”, 1921). Именно таким должен быть “общеевразийский национализм” рус. народа. В статье “Общеславян. элемент в рус. культуре” (1927), реконструируя эволюцию рус. языка и, в частности, отличающее его от других языков прямое наследование церковнославянскому, Т. раскрывает исключительно лингвистич. суть “славянства”, укорененного в православной церковности. В статьях “Верхи и низы рус. культуры” (1921) и “О туранском элементе в рус. культуре” (1925) он выявляет антропол. и культурную близость рус. народа к народам Азии. Концепция азиат, корней рус. культуры, как и идея “внутр. Европы”, отрыва европеизированной верхушки от народной культуры, выраженные в этих статьях, были развиты впоследствии в опубл. под псевдонимом И.Р. (Из России) книге “Наследие Чингисхана” (1925), повлиявшей на концепцию рус. истории Г. В. Вернадского: Т. доказывал, что моек. государственность формировалась по образцу монгольской, но стала еще более мощной благодаря “бытовому исповедничеству” рус. религиозности. Революция, с т.зр. ее идеологии, представляется ему продолжением двухсотлетней европеизации, начатой Петром I, но, по сути дела, она есть путь к новой России-Евразии — преемнице наследия великого Чингисхана.
        Евразийское движение, полагал Т., должно, преодолев собственное эмигрантство, осуществить разработку миросозерцания, к-рое станет основанием возникающей евразийской культуры. Грядущий “культурный синтез” должен быть православным. (Впоследствии Т. оценивал это утверждение как неубедительное.) Гос. строем новой России должна стать идеократия, где “общность миросозерцания” является первичным принципом отбора правящего слоя и где происходит естественное огосударствление всех сфер обществ, жизни. В поздней статье “Об идее-правительнице идеократич. гос-ва” (1935) Т., развивая концепцию автаркии, пишет, что этой идеей должно быть “благо совокупности народов, населяющих данный автаркич. мир”.
        При всей важности проблем, поставленных Т. в его евразийских работах, ему не удалось преодолеть опр. эклектизма и тенденциозности, присущих движению в целом.
 
Соч.: Основы фонологии. М., I960; “Хождение за три моря” Афанасия Никитина как лит. памятник // Семиотика. М., 1983; Избр. труды по филологии. М., 1987; История. Культура. Язык. М., 1995; Die russischen Dichter des 18. und 19. Jahrhunderts. Abriss einer Entwick-lungsgeschichte. Graz-Koln, 1956; N.S. Trubetzkoy's Letters and Notes. The Hague; P., 1975; Opera slavica minora linguistica. W., 1988.
 
Лит.: Чижевский Д.И. Князь Н.С. Трубецкой // Совр. записки. Париж. 1939. № 68; Соболев А.В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство //Лит. учеба. 1991. № 6; Урханова Р.А. Философско-истор. основания евразийской культурологии // Философия и культура в России (методол. проблемы). М., 1992: Н.С. Трубецкой и совр. филология. М., 1993; Boss О. Die Lehre der Eurasiers. Wiesbaden, 1961; Riasanovsky N. Prince N.S. Trubetzkoy's Europe and Mankind // Jahrbiicher fur Geschichte Osteuropas. Bd. 12. Wiesbaden, 1964.
 
Б.Е. Степанов
 
        III
        Сергей Николаевич (1862-1905) - религиозный философ (история античной мысли и теория познания). Культурологич. идеи Т. развертывались в русле метафизики Всеединства Вл. Соловьева и тесно связаны с признанием “соборной природы челов. сознания”, с отрицанием того, что разум является функцией одного лишь индивидуального сознания. Субъект трансперсонального сознания назван “космич. Существом”, к-рое создает внутр. связь между всеми разумными существами. Благодаря чувству внутр. взаимной сопринадлежности, соединенному с интуитивным восприятием действительности, родственным религ. вере, открывается доступ к самой реальности.
        Православный мыслитель, Т. считал духовным средоточием сверхиндивидуального сознания церковный разум, оставляя возможность интерпретировать все, не входящее в последний, как мировое сознание вообще. Т. чужд какой-либо метафизич. дуализм, поэтому церковный разум он не противопоставляет мировому сознанию. Человечество в целом предстает у Т. как органич. целое, формируемое духовным единством и связью с премирным абсолютным мышлением. Соборности мышления соответствует глубоко лежащая соборность человечества и соборность любой отдельной нац. культуры. Отсюда своеобразие культуры и духовных путей каждого народа и каждой культуры.Т. далек от политизированных славянофилов, противопоставлявших Россию Европе и требовавших отмежевания от зап.-европ. культурного наследия с его рационализмом и индивидуализмом. Он возражал против отождествления соборности с любыми формами мистич. коллективизма, с особенностями русского нац. сознания на разных этапах его историч. эволюции, с общинными формами хозяйствования, с эмпирич. стороной церковной жизни в России. Он видел в соборности явление специфически духовное, а искал ее в духовной первооснове жизни народа, культур и церквей. С соборными началами культуры он связывал надежду на формирование третьего пути культурного и социального развития, что было важно для России, но имеет и общемировое значение. Третий путь не совпадает ни с зап. моделями развития, где активизируется индивидуалистич. мотивация деятельности и творчества, но игнорируются духовные основы культуры, ни с восточными, где духовность дегуманизируется, личность поглощается родовым сознанием, так что ее твор. силы не раскрываются, что и ведет к социальной и культурной стагнации. Третий путь глубоко коренится в истории и духовной традиции народа, но вместе с тем нуждается в контактах с другими традициями; для России это означает прежде всего сохранение единства с зап.-европ. культурой. Будущее имеет не одинокая культура, противопоставляющая свою самобытность всему остальному миру, а развивающаяся в органич. живой связи, в постоянном обмене и диалоге с другими культурами. Ранняя смерть не позволила Т. в полной мере разработать и раскрыть содержание идей, отличающихся, однако, достаточной уравновешенностью, чтобы послужить основой для зрелой филос. концепции культуры.
 
Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1906-1912; Соч. М., 1994; Основания идеализма // Рус. философы (конец XIX — сер. XX века). Вып. 2. М., 1994; Курс истории древней философии. М., 1997.
 
Лит.: Лосский Н.0. История рус. философии. М., 1991; Зеньковский В.В. История рус. философии. Т. 2, ч. 2. Л.,1991.
 
Л. И. Василенко
Философский словарь
Сергей Николаевич (1862 — 1905) — рус. философ-идеалист. В 1900 — 05 редактировал журнал “Вопросы философии и психологии”, в 1905 был избран ректором Московского унта. Мировоззрение Т. сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, а также славянофилов, и особенно Соловьева. Истинное миросозерцание, по Т., можно построить лишь на основе абсолюта, понимаемого “как всеединое конкретное бытие”. Это идеальное бытие раскрывает себя и как автономное сущее (объект), и как “чувствующий, мыслящий, водящий” субъект, порождающий (через сложное соотношение сторон абсолютного начала) все многообразие эмпирических вещей. Пространство, время, по Т., — формы чувственности некой мировой души, коренящейся в боге. Познание материальных и идеальных объектов действительности протекает в эмпирической (научной) и умозрительной (философской) формах. Источником знания является также вера как условие опыта и умозрения. Только через нее человек воспринимает сверхчувственную (мистическую) реальность и устанавливает ее объективность. Опыт, разум и вера дают, по Т., конкретную, целостную картину мира. “Конкретный идеализм” Т. (стремящегося примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм) тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей соборности — объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”. Будучи умеренным либералом, Т. выступал за представительные учреждения, за автономию ун-тов, оставаясь монархистом, противником социализма и революционных методов борьбы. Критику буржуазно-либеральной деятельности Т. дал Ленин. Осн. соч.: “О природе человеческого сознания” (1890), “Основания идеализма” (1896), “Учение о логосе в его истории” (1900).
Философский энциклопедический словарь
• ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич, князь (род. 23 сент. 1863, Москва – ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) – рус. религиозный философ, правовед и общественный деятель; друг В. С. Соловьева, брат С. Н. Трубецкого. В 1910-1917 был инициатором создания книгоиздательства «Путь», пропагандировавшего взгляды мирообновления. Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия «абсолютное сознание». Если, по Соловьеву, абсолют – это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять, По многим вопросам был не согласен с С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Осн. произ.: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», ч. I. М., 1892; «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», т. 1-2, 1897; «Философия Ницше», 1904; «Социальная утопия Платона», 1908; «Миросозерцание В. С. Соловьева», т. 1-2, 1913; «Умозрение в красках», 1916; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918.
• ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич, князь (род. 23 июля 1862, Калуга – ум. 29 сент. 1905, Петербург) – рус. религиозный философ, публицист и общественный деятель; брат E. H. Трубецкого. В 1900-1905 редактор журнала «Вопросы философии и психологии», в 1905 был избран ректором Московского ун-та. Мировоззрение его сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, славянофильства и воззрений В. С. Соловьева. В центр философии ставил отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью. Пространство и время, по Трубецкому, суть формы чувственности некой мировой души, коренящейся в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт, разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности – объединения людей в «церковном богочеловеческом организме». Осн. произв.: «Метафизика в Древней Греции», 1890; «О природе человеческого сознания», 1890; «Основания идеализма», 1896; «Учение о логосе в его истории», 1900; «Собр. соч.», т. 1-6, 1906-1912.
Философский энциклопедический словарь 2
        Евгений Николаевич [23.9(5.10).1863, Москва,—23.1.1920, Новороссийск], рус. религ. философ, правовед и обществ. деятель; князь. Последователь и друг Вл. Соловьёва, брат С. Н. Трубецкого. Проф. в Киеве и (1906—18) в Москве. Инициатор книгоиздательства «Путь» (1910—17) и идеолог связанного с ним религ.-филос. направления. Политич. взгляды Т. эволюционировали от кадетизма к мирнообновленчеству. В годы Гражд. войны в рядах т. н. Добровольч. армии боролся против Сов. власти.
        В гл. филос. соч. «Миросозерцание В. С. Соловьёва» (т. 1—2, 1913), «Метафизич. предположения познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918) Т. осуществляет критич. переосмысление философии Соловьёва, стремясь согласовать её с ортодоксальной христ. доктриной и устраняя из его учения о «положит. всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма, теократич. социальной утопии. Абс. всеединство истолковывается Т. через понятие абс. сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьёва), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божеств, «премудрость», София, у Т. не тождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологич. подход к проблемам познания, попытался осуществить критич. пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с «мистич. алогизмом» П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.
        Религ.-обществ. идеал зап. христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религ.обществ. идеал зап. христианства в 11 в., в. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916.
        Лопатин Л., Вл. С. Соловьёв и князь Т., «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 
        II
        Сергей Николаевич [23.7(4.8).1862, Калуга,—29.9(12.10).1905, Петербург], рус. религ. философ, публицист, обществ. деятель; князь. Последователь и друг Вл. Соловьёва, брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. университета (1900), в 1905 избран ректором. Один из редакторов (1900—05) журн. «Вопросы философии и психологии». Развивая «философию всеединства» Соловьёва, Т. называл своё учение «конкретным идеализмом» в отличие от идеализма отвлечённого (типа гегелевского), неспособного, по Т., объяснить переход от абсолюта к единичным вещам, обосновать ценность частных наук и опытного знания. Центр. проблема философии у Т.— отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в эмпиризме с явлением, в рационализме — с идеей, в мистицизме — с духовной, сверхчувств. реальностью. Претендуя вслед за Соловьёвым на объединение рационализма, мистицизма и эмпиризма как односторонних т. зр., Т. считал истинным определение сущего как «абс. всеединства», «всеединственного конкретного бытия», в котором пространственновременное многообразие вещей и обусловливающее его логич. (идеальное) единство предстают как потенции абсолюта. Абсолют раскрывается в системе Т. через деятельность универс. субъекта — некоего космич. существа, Софии, понимаемой как психич. основа мира. Т.— автор ряда историко-филос. исследований («Метафизика в Древней Греции», 1890; «Учение о логосе в его истории», 1900, и др.). По политич. взглядам — сторонник конституц. монархии. Бурж.-либеральная деятельность Т. неоднократно критиковалась В. И. Лениным (см. ПСС, т. 10, с. 296—97, 300; т. 11, с. 333, 352).
        Собр. соч., т. 1—6, М., 1906—12.
        Чичерин Б. Н., Вопросы философии, М., 1904, с. 146—222; «Вопросы философии и психологии», 1906, кн. 81 (1), 82 (2), 1916, кн. 131 (1); Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911, с. 157—235; Блонский П. П., С. Н. Т. и философия, М., 1917; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТРУБЕЦКОЙ


будет выглядеть так: Что такое ТРУБЕЦКОЙ