Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТРЁЛЬЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Troeltsch)
        Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсоурга, — 1.2.1923, Берлин), немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Профессор в Бонне, Гейдельберге и Берлине. Религиозно-философские взгляды Т. сложились в русле идей либерального Протестантизма. Вслед за А. Ричлем Т. стремился выработать исторический метод в теологии, анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европейской культуры. Наряду с этим утверждал априорный характер религии чувств и переживаний (в духе идей И. Канта и Ф. Шлейермахера). Под влиянием М. Вебера уделял значительное внимание роли экономических и институционных моментов в истории христианской церкви. В сочинении «Социальные учения христианских церквей и групп» (т. 1—2, 1912), делающем Т. одним из основателей социологии религии, даётся типология религиозных групп («церковь», «секта», «мистическое сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории, обнаруживших влияние идей философии жизни (См. Философия жизни) (В. Дильтей) и баденской школы неокантианства (См. Неокантианство), отчасти — О. Шпенглера: подчёркивание однократности и неповторимости исторического процесса, представление о культуре как о непрерывном становлении и индивидуальной целостности и т.д. В этике считал высшим этическим принципом европейской культуры развитие отдельного человека (апеллируя в этом к идеям немецкого классического гуманизма конца 18—начала 19 вв.), что обусловило переход Т. в последние годы жизни от неокантианства к персоналистической монадологии (см. статьи Персонализм, Монада).
         Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—4, Tubingen, 1912—25.
         Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М. — Л., 1933; Bodenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gutersloh, 1959] (лит.); Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, Tubingen, 1963; Lessing E., Die Geschichtsphilosophie von E. Troeltschs, Hamb., 1965.
         А. П. Огурцов.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Troeltsch) Эрнст (1865-1923) - нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Учился в 1883-88 в Эрлангене, Берлине, Геттингене, испытав влияние А. Ричля. В 1890-91 Т. был викарием в Мюнхене. В 1891 — приват-доцент в Геттинген. ун-те, в 1892-94 проф. в Бонне, в 1894-1915 проф. теологии в Гейдельберг. ун-те, с 1917 до конца жизни проф. философии Берлин, ун-та.
        Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за Ричлем он стремится выработать истор. метод в теологии и заменить им чисто догматич. метод, ставя задачей рассмотреть “общую историю развития религ. духа с т. зр. его укорененности в жизни”, анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в его связи с общим развитием европ. культуры (“Значение протестантизма для возникновения совр. мира”, 1906). Истор. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства над др. религиями Т. связывает (подобно Риглю) с фактич. (содержат.) его значимостью.
        Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социол. проблемам религии, значению экон. и институциональных моментов в истории христ. церкви. В “Социальных учениях христ. церквей и групп”, 1912 — наиб. значит, соч. Т. по социологии религии, делающем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь — массовый ин-т, притязающий на абсолютность, требующий подчинения и основанный на безличных отношениях, секту — добровольное соединение избранных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику — как тип духовного индивидуализма. Рассматривая взаимовлияния христ. церквей и социально-полит. образований в разл. истор. периоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма.
        К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории (“Историзм и его проблемы”, 1922; “Историзм и его преодоление”, 1924, опубл. посмертно). Философско-истор. воззрения Т. испытывали опр. влияние Дильтея, позднее Риккерта, Виндельбанда. Подчеркивая однократность и необратимость истор. процесса, Т. развивает представление о культуре как непрерывном становлении и “индивидуальной целостности”. Осмысление истории возможно путем “культурного синтеза”, исходящего из личного выбора опр. системы ценностей, основывающегося на вере. Свой “культурный синтез” Т. обозначил как “европеизм”, имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конечном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план истор. индивидуальность культуры.
        В европеизме, по мнению Т., содержится то отнесение к ценностям, с к-рым связано принятие этич. решения в настоящем и представление о будущем. Именно история европеизма дает духовный материал, объединяющийся в совр. культурном синтезе в некое единство. Европеизм соединяет множество идей и сил, состоящих в непрерывной борьбе; это дает европ. культуре ее жизненность и глубину, позволяет постигнуть ее посредством истор. анализа. Все остальные культуры могут быть привлечены для сравнения в качестве параллелей развития для образования общих социол. типов, но они никогда не могут быть для европ. исследователей и мыслителей предметом исследования, объектом философии истории, ориентированной на культурный синтез.
        Духовные корни зап. культуры Т. видит в иудейском профетизме, классич. греч. культуре, античном империализме и зап. ср.-вековье; из этих элементов в сочетании с силами настоящего следует формировать духовную силу будущего, освободив ее от всего лишнего и устаревшего. Осн. внимание Т. уделяет эпохам формирования гл. сил и элементов настоящего: эпохе Просвещения, Англ. и Франц. революциям, т.е. времени возникновения рац. гос. устройства, духовной автономии и капиталистич. экономики.
        Идея культурного синтеза приводит Т. в новую научную область — аксиологию. Проблема ценностей, нравственных и религиозных, остается ключевой для его мировоззрения. Светские, мирские ценности находятся в тотальном антагонизме, каждая из них является для себя наивысшей. Избежать этой анархии можно, только включив их в систему тех ценностей, к-рые упорядочиваются высшей значимостью трансцендентной ценности. Подчинение ценностей совр. зап. об-ва высшей трансцендентной ценности, носителем к-рой оказывается христ. церковь, непосредственно приводит к вопросу об отношении церкви к гос-ву. Т. постулирует необходимость для гос-ва признать церковь как высшую духовную силу, без к-рой оно не сможет осуществить свои функции гос-ва, основанного на нравств. началах.
        Осн. положения философии истории Т. непосредственно связаны с его социальной философией: не попытка охватить истор. процесс в целом, а культурный синтез; европеизм вместо мировой истории; мысль о необходимости соответствия социальным и истор. условиям в противопоставлении тезису о незыблемости культурных, политич., этич. и религ. идей. Историзация культуры и религии сочетается у Т. с присутствием бесконечного в конечном, с пониманием развития как самовыражения трансцендентной идеи. Новый синтез ценностей — этика и мораль — мыслимы лишь при ориентации на религ. ценности, к-рые, будучи сами историчными, проникнуты тем не менее абсолютным духом и выражают его движение во времени. Отводя ре-лиг. ценности центр, место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть “опасности” историзма, т.е. релятивизма в оценке культуры и ее истории.
 
Соч.: Gesammelte Schriften. Bd 1-4. Tub., 1922-25; Der Historismus und seine Uberwindung. В., 1924; Историзм и его проблемы. М., 1994; Метафизический и религиозный дух немецкой культуры// Культурология. XX век: Антология. М., 1995; Макс Вебер. Слово прощания//Там же.
 
Лит.: Асмус В.Ф., Маркс и бурж. историзм. М.;Л., 1933; Vermeil E. La pensee religieuse de Troeltsch. Stras.;P., 1922: Spiess E. Die Religionstheorie von E. Troeltsch. Paderborn, 1927; Kohlei-W. Ernst Troeltsch. Tub., 1941; Bodenstein W. Neige des Historismus: E. Troeltschs Entwick-lungsang. [Gutersloh, 1959] (библ.); Kasch W.F. Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch. Tub., 1963.
Я. Иориш, Л.Т. Мильская, А.П. Огурцов
Современная западная философия
ТРЁЛЬЧ (Troltsch) Эрнст (1865-1923) - нем. философ, историк, теолог. Проф. ун-тов в Бонне (1892-94), Гейдельберге (1894), Берлине (1915). Т. был сторонником идей либерального протестантизма, попытался заменить в теологии догматический метод историческим. Вместе с тем он отстаивал взгляд на религию как на иррациональное явление. Под влиянием <<Вебера>> обратился к проблемам социологии религии. В области <<философии истории>> Т. отстаивал абсолютную уникальность и неповторимость исторических процессов. Он пришел к выводу, что «история внутри себя не трансцендируема». Т. был связан с баденской школой <<неокантианства>>, оказал влияние на взгляды <<Шпенглера>>.
Историзм и его проблемы. М., 1994; Метафизический и религиозный дух немецкой культуры. Макс Вебер. Слово прощания // Культурология. XX век. М., 1995; Die Bedeutung des Protestantismus fur die Entstehung der modernen Welt. Munchen - Berlin - Oldenberg, 1925; Der Historismus und seine Probleme. В., 1922; Der Historismus und seine Uberwindung. В., 1924; Gesammelte Schriften. Bde 1-4. Tubingen, 1912-25.
Философский энциклопедический словарь
ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (род. 17 февр. 1865, Гаунштеттен, близ Аугсбурга – ум. 1 февр. 1923, Берлин) – нем. теолог и философ; с 1894 – профессор в Гейдельберге, с 1915 – в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходил из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое якобы характерно (и это он выводил из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая страшная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически однократном априорно-всеобщее, в конечном – абсолютный дух. Что касается понимания Трельчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или др. время в естественных науках и науках о духе. Осн. произв.: «Geschichtliche Schriften», 4 Bde., 1912-1925; «Der Historismus und seine Ьberwindung», 1924.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Troeltsch) Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсбурга,—1.2.1923, Берлин), нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Т. стремился выработать историч. метод в теологии, анализируя эволюцию христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европ. культуры. В осн. соч. по социологии религии «Социальные учения христ. церквей и групп» («Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen», Halfte 1—2,1912) T. дал типологию религиозных групп («церковь», «секта», «мистическое сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории, обнаруживших влияние идей философии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантианства и отчасти Шпенглера. Т. подчёркивал однократность и неповторимость историч. процесса и необходимость постижения «иррационального в бытии». В этике Т. от неокантианства эволюционировал к персонализму.
        Gesammelte Schriften, Bd l—4, Tub., 1912—25. Асмус В. ?., Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; odenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gutersloh, 1959] (библ.); Kaseh W. F., Die Sozialphilosophie v. E. Troeltsch, Tub., 1963; Lessing E., Die Geschichtsphilosophie E. Troeltschs, Hamb., 1965; Gabriel H.-J., Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie v. E. Troeltsch, B., [1975] (библ.).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТРЁЛЬЧ


будет выглядеть так: Что такое ТРЁЛЬЧ