Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. transcendens, родительный падеж transcendentis — перешагивающий, выходящий за пределы)
        1) в схоластике (См. Схоластика) — предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др.). 2) В философии И. Канта — априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности — пространство и время, категории — субстанция, причинность и др. Кант называл Т. «…всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). В марксистской философии понятие Т. не употребляется.
Современная Энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта - априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные.
Орфографический словарь Лопатина
трансцендент`альный, трансцендент`альный; кр. ф. -лен, -льна
Словарь Ожегова
ТРАНСЦЕНДЕНТ’АЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений.
сущ. трансцендентальность, -и, жен.
Словарь синонимов Абрамова
см. отвлеченный
Словарь Ушакова
ТРАНСЦЕНДЕНТ’АЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от ·лат. transcendo - переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по ·знач. связанное в идеалистической философии с признанием независимых от опыта, априорных форм познания, сверхопытный, априорный. Трансцендентальная эстетика. Трансцендентальный идеализм. Трансцендентальная философия Канта.
Толковый словарь Ефремовой
[трансцендентальный]
прил.
Изначально присущий рассудку, не приобретенный в процессе опыта (в философии Канта).
Современная западная философия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, - относящийся к априорным (вне-опытным или до-опытным) условиям возможности познания. Различие между Т. и <<трансцендентным>> введено Кантом в «Критике чистого разума» (в докритический период Кант употреблял эти термины схоластической философии как синонимы). Если трансцендентное противоположно имманентному, то Т. - эмпирическому.
У <<Гуссерля>> целью феноменологической редукции является выход на уровень «трансцендентального сознания» - сознания, очищенного от всех чувственно-эмпирических элементов. «Трансцендентальный субъект» в <<феноменологии>> - в отличие от «эмпирического субъекта» - есть автономный источник своих собственных содержаний.
По <<Хайдеггеру>>, трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса. «Т. познание» исследует «возможность понимания бытия», бытийственное устройство сущего, оно затрагивает тем самым «переход (трансценденцию) чистого разума к сущему», тогда как «онтологическое познание» исследует «саму возможность этой трансценденции».
Философский словарь
(лат. transcendere — переступать) — в , схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансцен-денталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопости-гаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12 — 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16 — 17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавто-логичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С т. зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания (напр., время, пространство, причинность).
Философский энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. КОПЕРНИКОВСКИЙ ПОВОРОТ). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, крые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т. характеризует высшие и универс. предметы метафизич. познания — напр., единое, истинное, благое (см. Трансценденталии).
        Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии характеризует всё то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, крые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности — пространство и время, категории рассудка — субстанция, причинность и т. д.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и трансцендентным, Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.
        Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973; Euсken R., Geschichte der philosophischen Terminologie, Lpz., 1879, S. 144, 205; Vaihinger H., Commentar zu Kants «Kritik der reinen Vernunft», Bd l, Stuttg., 1881, S. 467—76; Krings H., Transzendentale Logik, Munch., 1964.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ


будет выглядеть так: Что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ