ТРАГИКОМЕДИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Трагикомическое начало зарождается у Еврипида, усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16—17 вв. в первый самостоятельный тип Т.; его признаки: сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведённые через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц; постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчёркивается одна черта, превращающая персонаж в тип; события обычно автономны от действий героев.
Трагикомический элемент вновь усиливается в драматургии с конца 19 в. — в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, в дальнейшем — у Ш. О'Кейси, Гарсиа Лорки, особенно у Л. Пиранделло, а в середине 20 в. — в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Ф. Дюрренматта, Б. Биэна, Х. Пинтера, у Э. Ионеско, С. Беккета, К. Цукмайера. Современная Т. не обладает чёткими жанровыми признаками и характеризуется главным образом «трагикомическим эффектом», достижение которого предполагает, что драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом освещении, причём Комическое и Трагическое часто усиливают друг друга. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, автор от приговора воздерживается.
Лит.: Рацкий И., Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира, «Театр», 1971, № 2; Styan J. L., The dark comedy. The development of modern comic tragedy, Camb., 1962; Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966.
И. А. Рацкий.
|
Современная Энциклопедия |
ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта (сюжет как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло). |
Орфографический словарь Лопатина |
трагиком`едия, трагиком`едия, -и |
Словарь Ожегова |
ТРАГИКОМ’ЕДИЯ, -и, жен.
1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются черты трагедии и комедии.
2. перен. Печальное и одновременно смешное событие.
прил. трагикомический, -ая, -ое (к 1 знач.). |
Словарь Ушакова |
ТРАГИКОМ’ЕДИЯ, трагикомедии, ·жен.
1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.).
2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (·разг. ). |
Толковый словарь Ефремовой |
[трагикомедия]
1. ж.
Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое.
2. ж.
Событие, одновременно печальное и смешное. |
|
|