Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. tоnos — ударение)
        система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим Ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и Силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (Ямб, Хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом Логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой (См. Анакруса)):
         «Русалка плыла по реке голубой,
         Озаряема полной луной...»
         (М. Лермонтов).
         3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:
         «Вхожу я в темные храмы,
         Свершаю бедный обряд...»
         (А. Блок).
         4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1—2—3 слога):
         «Такая была ночь, что ушел Сиваш
         И мёртвым постелил постель...»
         (В. Луговской).
         5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
         «Страшное у меня горе.
         Вероятно — лишусь сна...»
         (В. Маяковский).
         Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе...», «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
         Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.
         Лит. см. при ст. Стихосложение.
         М. Л. Гаспаров.
Современная Энциклопедия
ТОНИЧЕСКОЕ стихосложение, система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик, у которых объем слабых промежутков между сильными (ударными) колеблется соответственно в пределах 1 - 2 и 1 - 3 слогов.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ