Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТОКВИЛЬ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.07.1805, Париж-16.04.1859, Канны) - франц. политический мыслитель, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 г. Главная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал предельно широко как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.
По мнению Токвиля, первая фаза генезиса демократии - образование абсолютных монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все эти похожие явления порождены одной общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству. Знать уже сломлена, а народ еще не поднялся, одни находятся слишком низко, другие недостаточно высоко, чтобы вмешиваться в решения власти. В течение полутора веков длился этот золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, которые обычно исключают друг друга". Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия - централизованной государственной власти.
"Демократическая революция" совершается во имя "свободы и равенства", но между этими двумя лозунгами существует противоречие, что особенно заметно обнаружилось в ходе французской революции 1789-1794 гг. Ниспровержение старого режима и полная отмена феодальных привилегий, торжество идеологии эгалитаризма сопровождались неимоверным усилением государственной власти, превратившей отдельную личность в простой инструмент, используемый для служения своим целям. "Машина управления" (une machine de gouvernement) становится все более громоздкой, всюду проникающей и могущественной. Вместо феодального неравенства устанавливается бюрократическая "иерархия функционеров", в системе которой каждый человек оказывается всесторонне зависимым от анонимной власти целого. "Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства... она - продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех... Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Нет больше социальной иерархии, нет четкого деления на классы и строго установленных рангов; народ, составленный из абсолютно похожих индивидуумов, эта расплывчатая масса, признаваемая за единственно законный источник верховной власти, но старательно лишенная всякой возможности руководить и даже контролировать свое правительство".
Критика формального демократизма буржуазного общества у Токвиля несколько опережала свое время, потому что тенденции, о которых он писал, в полной мере проявились только в эпоху государственно-монополистического капитализма. Отчуждение социально-политических функций от личности дополняется, как отмечал Токвиль, уходом личности в свой собственный приватный мир, в сторону от общественных отношений. Этот феномен Токвиль называл "индивидуализмом" и видел в нем почву нового, романтического стиля искусства, изображающего человека "перед лицом природы и Бога... с его страстями, сомнениями, необыкновенными радостями и невообразимыми несчастьями". Возникновение политического деспотизма из недр демократии, по мысли Токвиля, объясняет переворот Наполеона III, к которому он до конца дней своих относился с непримиримой враждебностью. В этих условиях оплотом свободы Токвиль считал укрепление общинных учреждений и местного самоуправления, развитие добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества. Необходимым условием сохранения свободы, по Токвилю, является также распространение религиозных убеждений, по природе своей несовместимых с культом государства. Идеи Токвиля оказали влияние на М. Вебера, исходившего из антитезы индивидуальной свободы и бюрократического рационализма, и теоретиков так называемого "массового общества" концепций.
Соч.: 1) L`ancien Regime et la Revolution. P., 1956.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Tocqueville)
        Алексис (29.7.1805, Вернёй, ныне Вернёй-сюр-Сен, департамент Ивелин, — 16.4.1859, Канн), французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831—1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принёсшую Т. широкую известность. С 1838 член Академии моральных и политических наук, с 1841 Французской академии. В 1839 член Палаты депутатов. В 1848 избран в Учредительное, в 1849 — в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключён в Венсеннский замок. После освобождения отошёл от политической деятельности.
         В книге «О демократии в Америке» Т., осознавая неизбежность буржуазно-демократических преобразований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчёркивая негативные элементы буржуазного Эгалитаризма, Т. считал его источником деспотизма. По Т., политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. «Извращённая склонность» к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к «равенству в рабстве». Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом.
         Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д.
         В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима. Для понимания истоков Великой французской революции Т. исследовал архивные материалы предреволюционного периода.
         Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн, Ж. Сорель, Ф. Теннис, М. Вебер, К. Манхейм).
        
         Соч.: Euvres completes, t. 1—12, P., 1951—64; в рус. пер. — Воспоминания, М., 1893.
         Лит.: Mayer I., Alexis de Tocqueville, N. Y.; 1940; Nisbet R., The sociological tradition, N. Y., 1967.
         Н. Н. Стрельцов.
Современная Энциклопедия
ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси) (1805 - 59), французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях "О демократии в Америке" (1835), "Старый порядок и революция" (1856) анализировал противоречия "демократической революции", отмечая несовместимость свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.
1000 кратких биографических данных
(1805 - 1859 г.г.) - выдающийся французский историк и публицист консервативного направления. В своем главном труде "Старый порядок" он, вопреки господствовавшему в то время мнению, доказал, что революция не была внезапным разрывом с прошлым, что объяснения ее надо искать в старом порядке, из которого она естественно вытекает.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.07.1805, Париж-16.04.1859, Канны) - франц. политический мыслитель, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 г. Главная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал предельно широко как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.
По мнению Токвиля, первая фаза генезиса демократии - образование абсолютных монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все эти похожие явления порождены одной общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству. Знать уже сломлена, а народ еще не поднялся, одни находятся слишком низко, другие недостаточно высоко, чтобы вмешиваться в решения власти. В течение полутора веков длился этот золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, которые обычно исключают друг друга". Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия - централизованной государственной власти.
"Демократическая революция" совершается во имя "свободы и равенства", но между этими двумя лозунгами существует противоречие, что особенно заметно обнаружилось в ходе французской революции 1789-1794 гг. Ниспровержение старого режима и полная отмена феодальных привилегий, торжество идеологии эгалитаризма сопровождались неимоверным усилением государственной власти, превратившей отдельную личность в простой инструмент, используемый для служения своим целям. "Машина управления" (une machine de gouvernement) становится все более громоздкой, всюду проникающей и могущественной. Вместо феодального неравенства устанавливается бюрократическая "иерархия функционеров", в системе которой каждый человек оказывается всесторонне зависимым от анонимной власти целого. "Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства... она - продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех... Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Нет больше социальной иерархии, нет четкого деления на классы и строго установленных рангов; народ, составленный из абсолютно похожих индивидуумов, эта расплывчатая масса, признаваемая за единственно законный источник верховной власти, но старательно лишенная всякой возможности руководить и даже контролировать свое правительство".
Критика формального демократизма буржуазного общества у Токвиля несколько опережала свое время, потому что тенденции, о которых он писал, в полной мере проявились только в эпоху государственно-монополистического капитализма. Отчуждение социально-политических функций от личности дополняется, как отмечал Токвиль, уходом личности в свой собственный приватный мир, в сторону от общественных отношений. Этот феномен Токвиль называл "индивидуализмом" и видел в нем почву нового, романтического стиля искусства, изображающего человека "перед лицом природы и Бога... с его страстями, сомнениями, необыкновенными радостями и невообразимыми несчастьями". Возникновение политического деспотизма из недр демократии, по мысли Токвиля, объясняет переворот Наполеона III, к которому он до конца дней своих относился с непримиримой враждебностью. В этих условиях оплотом свободы Токвиль считал укрепление общинных учреждений и местного самоуправления, развитие добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества. Необходимым условием сохранения свободы, по Токвилю, является также распространение религиозных убеждений, по природе своей несовместимых с культом государства. Идеи Токвиля оказали влияние на М. Вебера, исходившего из антитезы индивидуальной свободы и бюрократического рационализма, и теоретиков так называемого "массового общества" концепций.
Соч.: 1) L`ancien Regime et la Revolution. P., 1956.
Новый философский словарь
(Tocqueville)
Алексис (1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т.: "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания автора - проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние оказал Монтескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст. на Западе книга Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др. Вместе с тем, это не монографическое описание, а теоретико-
социологическое исследование. Автор констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке; происходящих под влиянием изменений объективных условий перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и "индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютным монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству". Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" - промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы". Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение Т. в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера.
А.П. Лимаренко
Философский энциклопедический словарь
ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (род. 29 июля 1805, Верней-сюр-Сен – ум. 16 апр. 1859, Каин) – франц. социолог, историк и политический деятель, великий мыслитель демократии и борец против любых форм тирании. В работе «О демократии в Америке» (т. 1 – 2, 1835; рус. пер. 1897) рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Видел три вида угрозы демократическим институтам: со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве». В др. труде, «Старый порядок и революция» (1856; рус. пер. 1918), выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению. Считается классиком демократической общественной мысли. Произв. Токвиля изданы в «Oeuvres completes», t. 1 – 12, 1951 – 1964.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Tocqiieville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Вернёй-сюр-Сен, доп. Ивелин, —16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.
        В кн. «О демократии в Америке» (т. 1—2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая неизбежность бурж.-де-мократич. преобразований, рассматривает развивающееся бурж. общество под углом зрения соотношения в нём свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ. организма в целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалитаризма, которые способствовали торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феод. аристократии, соединяясь с адм. централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства, которое устанавливает контроль над всеми сферами обществ. жизни и становится душителем свободы. Во-вторых, бурж. равенство порождает индивидуализм, крый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. В-третьих, «извращённая» (мелкобуржуазная) склонность к равенству, в основе которой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к «равенству в рабстве». Осуществление тенденций к деспотизму, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом. Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, напр. существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако Т. считает, что осн. направлением развития бурж. общества является политич. и адм. централизация. Поэтому он приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж. обществе.
        В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феод. режима.
        Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на бурж. обществ. мысль (Тэн, Дюркгейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).
        Oeuvres completes, t. l—12, P., 1951—64; в рус. пер.— Воспоминания, М., 1893.
        Mayer J. P., Alexis de Tocqueville, N. ?.,1940; Nisbet R. A., The sociological tradition, L., 1967.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТОКВИЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ТОКВИЛЬ