Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТИК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Tieck)
        Людвиг Иоганн (31.5.1773, Берлин, — 28.4.1853, там же), немецкий писатель. Сын ремесленника. В 1792—95 учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг В. Ваккенродера и Новалиса. Первое значительное произведение Т. — роман в письмах «Вильям Ловель» (1795—96). 3-томный сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (1797) — переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир. В 1799—1800 Т. — член иенского кружка романтиков. Его эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (1798). Пьесы Т. — «Кот в сапогах» (1797, рус. пер. 1916) и др. — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий К. Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1—2, 1799—1800) были позднее использованы Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером. Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) — из жизни Л. Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» М. Сервантеса и драм У. Шекспира, а также автор работ о театре и драматургии.
         Соч.: Werke, Bd 1—3, Lpz.—W., [1892]; Der Geheimnisvolle und andere historische Novellen, [B., 1963]; в рус. пер.— [Соч.], в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М.- Л., 1935.
         Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Берковский Н. Я., Тик, в его кн.: Романтизм в Германии. Л., 1973; Thalmann М., L. Tieck, Bern, [1955].
II
(от франц. tic — судорожное подёргивание)
        в медицине, быстрые непроизвольные сокращения мышц; вид Гиперкинеза. Возникают в связи с поражением определённых отделов мозга в результате перенесённого энцефалита (См. Энцефалиты); врождённой патологией, нередко проявляющейся невропатическим развитием личности; приступами невралгии тройничного нерва (болевой Т.) или перенесённым невритом лицевого нерва. Различают генерализированную (с участием всей мускулатуры) и местные формы Т.; последние встречаются чаще. Обычно поражаются мышцы лица, шеи; подёргивания напоминают произвольные движения — подмигивание, нахмуривание бровей, чмоканье, облизывание и т. д.; как правило, они исчезают во сне, усиливаются при эмоциональном напряжении. Лечение: седативные средства, транквилизаторы, противосудорожные препараты.
III
(голландский tijk, английский tick)
        плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей (См. Переплетение нитей) с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т. п.
Современная Энциклопедия
ТИК (французское tic), быстрые непроизвольные однообразные сокращения определенных мышц, например лица; вид гиперкинеза. Возникает при нарушениях деятельности нервной системы. ТИК (Tieck) Людвиг (1773 - 1853), немецкий писатель-романтик. Входил в кружок йенских романтиков. Показывая ограниченность просветительского рационализма, воссоздавал смутные, "непоследовательные" движения души, находил загадочное в повседневном, отвергал фальшь филистерской морали: роман в письмах "История господина Вильяма Ловелля" (1795 - 1796), "роман воспитания" "Странствования Франца Штернбальда" (1798); иронические, поэтические пьесы-сказки "Кот в сапогах", "Синяя борода" (обе 1797), повесть "Белокурый Экберт" (1797). Исторические повести, в том числе из жизни Л. Камоэнса, У. Шекспира, М. Сервантеса.
Медицинская энциклопедия
I
(франц. tic)
быстрые непроизвольные стереотипные сокращения мышцы или групп мышц, при которых возникают насильственные движения (гиперкинезы), иногда очень выразительные, имитирующие произвольные движения. Сопротивление Т. затруднено, после произвольного сдерживания Т. сила его может возрастать.
По характеру сокращений мышц различают конвульсивные (быстрые, короткие сокращения) и тонические (с замедленным расслаблением сократительных мышц) тики. Т. может возникать в отдельной мышце (простой Т.) или охватывать группу мышц (сложный Т.). Сложный Т. группы мышц-синергистов сопровождается выраженным двигательным эффектом и перемещением частей тела. Т. может быть локализованным, т. е. строго ограниченным определенной областью тела, или общим, генерализованным, охватывающим мышечные группы во всех частях тела.
По этиологическим и патогенетическим признакам выделяют психогенные и органические Т. Появлению психогенных Т. предшествуют различные психотравмирующие ситуации: неблагоприятная обстановка в школе, дома, на работе, ухудшение условий быта, длительное пребывание в больнице, переутомление, испуг и др. Психотравмирующие факторы часто служат только пусковым механизмом в развитии Т. Он появляется обычно у личностей невропатического склада при наличии у них двигательной «мышечной готовности» (синдрома гиперактивности) к развитию Т. Встречаются тики вследствие подражания или фиксации привычных движений (например, частое мигание при конъюнктивите) и закрепившееся по условнорефлекторному принципу. При неврозе навязчивых состояний и некоторых врожденных склонностях к фиксации стереотипных движений и привычек формируются так называемые тикеры — люди, склонные к тику.
В клинической практике наиболее часто встречаются Т. органического происхождения, являющиеся вторичными, симптоматическими. Они возникают вследствие имеющихся или перенесенных заболеваний головного мозга. Различают Т. постэнцефалитические, постинтоксикационные, посттравматические и лекарственные. Последние могут возникать после употребления различных психотропных средств (<<Психотропные средства>>), в результате превышения в процессе лечения границ толерантности. В появлении Т. у детей существенную роль играют ревматизм, тинзиллоцеребральный синдром, пре- и постнатальные повреждения головного мозга и др.
В основе патофизиологических механизмов Т. лежат нарушения функций структур экстрапирамидной системы (<<Экстрапирамидная система>>) с растормаживанием четверохолмных старт-рефлексов и др. Органические Т. неоднородны. Известны Т., патогенез которых тесно связан с повреждением или раздражением периферического мотонейрона. Например, после перенесенного неврита лицевого нерва на фоне развивающихся контрактур в непораженных мышечных группах может появиться Т. Болевой Т. лица имеет рефлекторную природу и сопутствует невралгии тройничного нерва. Он появляется во время приступа боли, может распространяться на обе стороны лица, но после прекращения боли исчезает. Встречаются ночные Т. преимущественно ног, обусловленные повышенной возбудимостью нервно-мышечного аппарата конечностей вследствие сосудистых (ишемических) и обменных нарушений в мышцах.
У детей Т. чаще имеют органическое происхождение, появляются обычно в возрасте 7—8 лет, распространяются на лицо, шею, руки, стойко держатся, могут усиливаться в пубертатном периоде. Встречаются психогенные Т., бывают и дети-тикеры. Особое место занимает генерал и зеванный тик Туретта, который развивается преимущественно у мальчиков (средний возраст больных 8 лет) и рассматривается как органический синдром, вызванный рядом повреждающих факторов (корь, ветряная оспа, черепно-мозговая травма и др.).
Клиническая картина тиков разнообразна. Наиболее часто наблюдается Т. лица, вовлекающий различные его мышцы: возникают подергивания и нахмуривание бровей, мигание, подергивание крыльев носа, стереотипные жевательные движения и др. Чаще встречается простой Т. лица, характеризующийся каким-либо одним стереотипным движением, например зажмуриванием глаз (блефаротик). При сложном Т. лица непроизвольные сокращения мышц сменяют друг друга, прекращаются и возникают вновь (подергивание щеки, шмыганье носом, затем оттягивание угла рта, вытягивание губ трубочкой и др.). Иногда Т. создает гримасу — неожиданно без соответствующего повода возникает выражение испуга, удивления, радости.
Разнообразны тики шейной мускулатуры. Известен кивательный Т., при котором совершаются ритмичные кивательные движения головой, вызванные периодическим подергиванием грудино-ключично-сосцевидных мышц. Такой Т. можно иногда наблюдать у детей в период прорезывания зубов. Выразителен ротаторный Т. шеи, заключающийся в быстрых насильственных поворотах головы, напоминающих выполнение строевой команды. Сложный Т. может вовлекать мышцы шеи, надплечий, лопаток. При этом вздрагивают, подергиваются плечи, толчкообразно движется голова и др. Тик лица и шеи нередко сочетается с сокращениями глоточной и дыхательной мускулатуры, вследствие которых больной при Т. издает писк, урчание, вздыхает, всхлипывает, причмокивает. К тику относят клоническую форму заикания, характеризующуюся повторением звуков вследствие непроизвольного сокращения мышц, участвующих в речевом акте. Известен Т. диафрагмы с ритмичной икотой. При Т. мышц рук возникают сложные синергии в виде жестикуляции, напоминающие одергивание одежды, приветствие, рукопожатие, застегивание пуговиц и др. При Т. мышц ног возникают насильственные движения — приседания, топтание на месте, пританцовывание, подскакивание (сальтаторный Т.) Встречается гемитик с короткими вздрагиваниями одной половины тела, сопровождаемыми придыханием.
Дифференцировать психогенные и органические Т. сложно. Для подтверждения психогенной природы Т. необходимо использовать специальные психологические тесты, сведения о личности больного, наличии инверсии, особенностях преморбидного периода, степени реактивности нервной системы больного, психоконфликтных ситуациях и др. Для доказательства органической природы Т. необходимо комплексное обследование с применением электроэнцефалографии (<<Электроэнцефалография>>), пневмоэнцефалографии, электромиографии (<<Электромиография>>) и других методов исследования. При органических Т., связанных с заболеваниями головного мозга, обнаруживают различные органические нарушения нервной системы: изменения мышечного тонуса, пирамидные знаки, другие виды органических гиперкинезов (<<Гиперкинезы>>) (тремор, хореоатетоз). На ЭЭГ возможны изменения в виде дезорганизации основных ритмов, появления медленных волн (дельта-, тета-волн) большой амплитуды. признаков пароксизмальной активности. С помощью электромиографии выявляют характерное изменение электрической активности мышц с наличием залпов активности. Для исключения малой хореи у детей следует проводить комплексное клиническое обследование и пробы на <<Ревматизм>>. При установлении диагноза исследуют показатели экскреции катехоламинов и др.
Тонический Т. типа блефаротика в отдельных случаях может быть первым симптомом лицевого параспазма (медиального спазма лица, спазма Мейжа), поэтому для дифференциального диагноза необходимо установить степень участия в спазме мышц нижних отделов лица, симметричность насильственных движений (больше свойственную параспазму). Имеет значение оценка характера непроизвольных мышечных сокращений: при параспазме они носят резко выраженный тонический характер, что в меньшей степени свойственно тику.
Для дифференциации лицевого Т. с тикоподобной формой гемиспазма лица необходимо учитывать следующие признаки, свойственные гемиспазму: системность судорог в зоне иннервации лицевого нерва с вовлечением подкожной мышцы шеи, стойкость симптоматики и др.
Ротаторный Т. шейных мышц необходимо дифференцировать со спастической кривошеей (<<Кривошея>>), при которой наблюдаются ригидность мышц шеи, фиксированное положение головы.
Лечение психогенных Т. включает психотерапию (гипноз, наркогипноз), аутотренинг, специальную гимнастику с контролем движений у зеркала, воспроизведением больным наблюдающегося у него Т., что может тормозить его проявление. Рекомендуют плавание, ЛФК, такие лекарственные средства, как элеутерококк, аминокислоты и др., седативные средства и малые транквилизаторы. При органических Т. проводят этиотропную терапию (противовоспалительную. дегидратирующую и др.), общеукрепляющее (аминалон, пирацетам, метионин и др.) и симптоматическое (нейролептики, транквилизаторы, бета- и адреноблокаторы) лечение. В ряде случаев применяют нейрохирургическое лечение — проводят стереотактические операции на подкорковых образованиях мозга (см. <<Функциональная нейрохирургия>>). При адекватном лечении Т. может уменьшиться или прекратиться.
См. также <<Спазм>>, <<Судороги>>.
Библиогр.: Болезни нервной системы, под ред. П.В. Мельничука, т. 1—2, М., 1985; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, с. 105, М., 1988.
II
возникающие помимо воли человека, обычно стереотипно повторяющиеся короткие непроизвольные сокращения отдельных мышц или группы мышц. Бывают в мышцах лица, шеи, рук, реже в мышцах языка и диафрагмы. Внешние проявления Т. у одного больного обычно однообразны, т. е. сокращаются одни и те же мышцы. Так, больной при Т. мышц лица внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, поводит носом, складывает губы трубочкой, при этом сокращения могут захватывать половину или все мышцы лица; при Т. мышц шеи — поворачивает голову так, как если бы ему был тесен воротник, или поводит плечами, как бы поправляя неудобно сидящую одежду. Описанные непроизвольные движения чаще бывают у людей, перенесших травму головы или воспаление головного мозга. Т. может возникнуть и после сильного переживания, испуга у детей или у взрослых, ослабленных длительным переутомлением или хроническим заболеванием, при неврозах. Непроизвольные «тикообразные» движения в лице возникают во время болевого приступа при невралгии тройничного нерва — так называемый болезненный тик.
Лечение Т. зависит от его причины, уточнить которую поможет врач; он же подберет нужное лечение.
III
(франц. tic)
быстрые, неритмичные, стереотипные, клонические подергивания мышц, напоминающие рефлекторные или целенаправленные движения, например мимику, жестикуляцию, мигание.
Тик локализованный — Т., охватывающий лишь ограниченную область тела, например лицо, шею.
Орфографический словарь Лопатина
тик, тик, -а
Словарь Даля
муж., ·*голланд. косонитная, полосатая портяная ткань, на перины, тюфяки и пр. Тиковые сторы.
Дерево тик, Tectonia grandis, восточно-индийский дуб.
II. ТИК муж., ·*франц. упорная нервная боль в одном месте.
Словарь Ожегова
ТИК, -а, муж. Непроизвольное нервное подёргивание мышц лица, головы, шеи.
прил. тикозный, -ая, -ое.
II. ТИК, -а (-у), муж. Плотная хлопчатобумажная или льняная ткань, обычно полосатая, употр. для обивки чехлов, тентов.
прил. тиковый, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ТИК, тика, ·муж. (·франц. tic) (мед.). Нервная болезнь, выражающаяся в непроизвольных подергиваниях членов тела (головы, плеч и т.п.). Страдать тиком.
II. ТИК, тика, ·муж. (·голланд. tijk, ·англ. tick). Плотная льняная или хлопчатобумажная ткань, обычно полосатая, идущая преим. на покрытие матрацев и мебели. Полосатый тик.
III. ТИК, тика, ·муж. (·англ. teak) (бот.). Высокое дерево ·сем. вербеновых, растущее в Индии и смежных странах, употр. в кораблестроении.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
Нервное заболевание, проявляющееся в непроизвольном подергивании мышц лица, шеи, рук.
2. м.
Плотная хлопчатобумажная или льняная ткань, употребляемая для обивки матрацев и для пошива чехлов.
3. м.
1) Крупное дерево семейства вербеновых с прочной древесиной.
2) Древесина такого дерева.
4. предикатив
То же, что: ~-так (1*).
5. межд. разг.
То же, что: ~-так (2*).
Литературная энциклопедия
Людвиг [Johann Ludwig Tieck, 1773—1853] — немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (см.). Это знакомство сыграло решающую роль в лит-ом развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).
257 То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение — роман «Vittoria Accorombona» [1840]. Иллюстрация: И. Питцель. Иллюстрация к сб. Тика «Венок новелл», Берлин, 1831 Т. — первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока [«Almansur», 1790 (напеч. впервые в 1798), «Abdallah», 1792 (напеч. в 1795)], обращается к народной сказке («Volksmarchen, hrsg. von Peter Lebrecht», 1797), изучает вместе с Ваккенродером (см.) немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstumlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания («Der blonde Ekbert», 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман
258 Т. «История Вильяма Ловелля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1793—1795), напеч. 1795—1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики — принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797) — полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме «Геновева» (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочной книги — «Легенды о св. Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности — такова «Геновева» Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения. Художественные тенденции «Геновевы» реализуются Т. еще раз в драме «Император Октавиан» (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной лит-ры, слабые попытки вернуться к ней — и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника. Иллюстрация: Ж. Фюрих. Иллюстрация к драме Тика «Геновева» Библиография: I. Schriften, 20 Bde, B., 1828—1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848—1852; Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852—1854; Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Kopke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд.
259 с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914); Кот в сапогах, «Любовь к трем апельсинам», П., 1916, кн. 1; ряд произведений в сб.: «Немецкая романтическая повесть», с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва — Ленинград, 1935. II. Kopke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855; Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864—1865; Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902; Gunther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907; Drach E., L. Tiecks Buhnenreformen, B., 1909; L. Tieck und die Bruder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lupeke, Frankfurt a. M., 1930; Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931; Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая лит-ра), СПБ, 1900; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914. Е. Козина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТИК


будет выглядеть так: Что такое ТИК